1000% роста: редкоземельные металлы — новая нефть

Президент Трамп заявил, что Китай отложит введение экспортных ограничений на редкоземельные металлы / Фото: Andrew Harnik/Getty Images
Президент США Дональд Трамп заявил 30 октября, что Китай согласился снять ограничения на экспорт редкоземельных металлов на год. Из-за торговой войны Вашингтона с Пекином акции некоторых компаний, добывающих и производящих редкоземельные металлы выросли с начала года на 300-800%. Эскалация сделала отрасль стратегическим приоритетом для США, а новые проекты получают политическую и финансовую поддержку. Как на этом заработать?
Китайская базука для Трампа
С момента инаугурации Дональда Трампа тема добычи и переработки редкоземельных металлов стала стратегическим вопросом для США. В мае 2025 года Трамп подписал соглашение с Украиной о совместной разработке месторождений редкоземельных металлов, параллельно ведя переговоры с Россией о прекращении войны.
20 октября США подписали соглашение с Австралией о добыче, переработке и поставке редкоземельных металлов на $8,5 млрд.
Примерно через год у нас будет так много критически важных минералов и редкоземельных элементов, что мы не будем знать, что с ними делать
За три дня до этого Министерство торговли Китая выпустило распоряжение, которое должно было еще больше усложнить экспорт редкоземельных металлов, в частности обязав иностранные компании получать разрешение правитеьства КНР на экспорт продукции, содержащей даже незначительное количество редкоземельных элементов. А кроме того, компании должны декларировать предполагаемое использование этих ископаемых.
В ответ Трамп пригрозил ввести дополнительные 100%-ные пошлины на китайские товары и установить экспортный контроль на программное обеспечение.
Они [Китай — прим. Oninvest] направили базуку на цепочки поставок и промышленную базу всего свободного мира, и мы этого не потерпим
Как Китай стал монополистом
Редкоземельные элементы — это группа из 17 химических элементов, включающая 15 лантанидов, а также скандий и иттрий. Их используют для изменения свойств материалов или катализации различных процессов.
Поэтому редкоземельные элементы находят применение в самых разных отраслях: в магнитоэлектрических двигателях и системах управления для электромобилей и в военных технологиях и оружейных системах.
Добыча этих элементов сложна: руду дробят и подвергают флотации или химическому выщелачиванию, после чего идут процессы разделения и очистки. Производство часто связано с серьезным экологическим ущербом: при добыче и переработке возникают большие объемы токсичных отходов, выделяется радиоактивная пыль и загрязняются водоемы.
Китай начал активную работу по освоению редкоземельных металлов еще с конца 1970-х и начала 1980-х годов, когда геологи в регионе Внутренняя Монголия обнаружили крупные залежи легких редкоземов. Китай создал исследовательские центры и дал компаниям налоговые льготы. А дешевая рабочая сила и слабое экологическое регулирование по сравнению с западными странами позволили быстро расширять производство. В результате дешевые китайские редкоземельные металлы заняли почти весь рынок.
Сейчас Китай контролирует 90% переработки и около 70% добычи всех редкоземельных металлов в мире.
К чему привела торговая война
Обострение торговой войны между США и Китаем стало поводом для роста котировок акций компаний, добывающих и производящих редкоземельные металлы. Речь идет прежде всего об акциях американских, канадских и австралийских производителей. Акции компаний материкового Китая недоступны для обычных инвесторов.
Например, ценные бумаги одного из крупнейших производителей редкоземельных металлов в Северной Америке MP Materials выросли с начала года на 312%. Акции небольшой канадской компании Ucore Rare Metals — больше чем на 1000%. Не отстают и акции австралийских компаний — небольшая Arafura Rare Earths, разрабатывающей месторождение Nolans на севере страны выросла с начала года на 133%. А ценные бумаги крупнейших компаний Австралии Lynas Rare Earths и Iluka Resources — на 130% и 31,68%.
Три акции, на которые стоит обратить внимание
— MP Materials — крупнейший производитель редкоземельных материалов в США с капитализацией $11,4 млрд. Компания управляет знаменитым рудником Mountain Pass в Калифорнии и строит собственную цепочку полного цикла — от руды до продукции. По сути это центральный элемент американской стратегии по избавлению зависимости от Китая. В 2025 году MP Materials получила крупный частно-государственный контракт и инвестиции, которые обеспечивают финансирование заводов по производству магнитов и дают компании статус ключевого партнера Пентагона. Из 12 аналитиков 8 советуют покупать ее акции, а 4 — держать. Консенсусная целевая цена — $80,7 за акцию, что предполагает рост цены на 25%.
— Lynas Rare Earths — крупнейший в мире производитель редкоземов вне Китая с листингом на Австралийской фондовой бирже. Капитализация — $14,89 млрд. Компания в последние годы активно наращивала мощности и для производства неодима и празеодима, используемых для создания мощных магнитов, которые применяются в электроприводах, ветроэнергетике, военной технике. А также приводила в порядок цепочки производства и поставок этих элементов. Lynas зависит от колебаний цен на магниты, но масштаб компании и позиция «вне Китая» дают конкурентное преимущество. По данным MarketWatch, из 16 оценок 8 аналитиков рекомендуют держать акции, а 4 — покупать. Средняя целевая цена — $15,1 при текущей $10,3 означает апсайд в размере 50%.
— Iluka Resources — еще одна крупная австралийская добывающая компания, традиционно известная как производитель металлов (золото/диоксид титана/циркон), которая в последние годы целенаправленно переориентирует часть бизнеса на редкоземы и планирует строительство перерабатывающих предприятий в Австралии. Капитализация — $2,86 млрд. Для инвестора Iluka интересна как диверсифицированный конгломерат с планом разработки редкоземельных металлов. Компания пользуется государственной поддержкой, что снижает риски при переходе к более доходным редкоземам. Из 11 аналитиков на MarketWatch 6 советуют держать, 4 — покупать. При текущей цене $4,4 средняя целевая — $7,2. Потенциал роста 64%.
Три фонда для осторожных
Еще один способ сделать ставку на рост акций компаний, добывающих и производящих редкоземельные металлы — ETF.
— VanEck Rare Earth and Strategic Metals ETF — фонд с общими чистыми активами в $1,3 млрд следует за индексом MVIS Global Rare Earth/Strategic Metals Index. В него входят как три упомянутые компании, так и другие акции — в том числе китайские, торгующиеся на Шанхайской бирже. Главное, чтобы более 50% выручки приходилось на добычу или переработку редкоземов. С начала года индекс вырос на 67%. Плата за управление — 0,59% от стоимости активов.
— Sprott Critical Materials ETF. Этот фонд с активами под управлением $160 млн даёт доступ к компаниям-добытчикам, производящим различные материалы, необходимые для создания новых технологий. Он тоже копирует индекс, но другой — Nasdaq Sprott Critical Materials. В него входят и редкоземельные металлы — большая часть компаний, упомянутых в этом тексте присутствует среди 86 эмитентов, входящих в базу расчета индекса. Плата за управление — 0,65% от стоимости активов. Есть также премии и скидки за покупку и продажу — 1,41% от цены акции. С начала года акции фонда выросли на 66%.
— Global X Disruptive Materials ETF. Небольшой фонд с активами под управлением $10 млн американской компании Global X ETFs. Как и два других ориентируется на индекс — Solactive Disruptive Materials. В нем — компании, занимающиеся разведкой, добычей, производством или улучшением качества редкоземельных металлов, цинка, палладия и платины, никеля, марганца, лития, графена и графита, меди, кобальта и углеродного волокна. Много китайских компаний, на которые приходится 33% веса индекса. Одна из позиций — в том числе China Northern Rare Earth High-Tech Company. Плата за управление фондом — 0,59%. Доходность с начала года — 72,9%.
