Спрос на атомную энергетику подпитывается взрывным ростом электропотребления дата-центров / Фото: Shutterstock.com

Многие страны пересматривают прежние ограничения на ядерную энергетику, учитывая ее потенциал в достижении климатических целей и укреплении энергетической безопасности. В частности, в США в мае 2025 года были подписаны четыре исполнительных указа, нацеленных на увеличение атомных мощностей страны в четыре раза — до 400 ГВт к 2050 году. Документы предписывают федеральным ведомствам снять избыточные регуляторные ограничения, ускорить лицензирование и развернуть строительство новых реакторов, а также мощностей по обогащению урана. Таким образом, Вашингтон намерен возродить внутреннюю ядерно-топливную цепочку и сократить зависимость от импорта — сейчас, например, около 20% обогащенного урана США закупают в России. 

Спрос на атомную энергетику подпитывается и взрывным ростом энергопотребления дата-центров, обеспечивающих работу искусственного интеллекта. По оценке Goldman Sachs Research, мировая потребность в мощности дата-центров вырастет на 50% к 2027 году и на 165% — к 2030 году, по сравнению с уровнем 2023-го. Morgan Stanley в августе повысил свой прогноз и допускает более чем двукратный рост глобальной ядерной мощности к 2050 году и до $2,2 трлн — инвестиций в цепочку создания стоимости в ядерной отрасли. BofA Global Research отмечал, что рост нагрузки со стороны дата-центров усиливает потребность в низкоуглеродных базовых мощностях, включая атомную энергетику. Такие источники позволяют сдерживать углеродный след ИИ, однако их интеграция потребует существенных инвестиций в электросетевую инфраструктуру. BofA Global Research отмечал рост потребности дата-центров в низкоуглеродных источниках базовой мощности, в том числе, атомной энергетике, которые смягчают углеродный след ИИ и требуют существенных вложений в электросети.

Какие small-caps выигрывают от спроса на атомную энергию

Аналитик Алдияр Ануарбеков сформировал и рассчитал для Oninvest собственный равновзвешенный индекс Nuclear Value Chain Equal-Weighted Index из 18 small-cap компаний ядерной инфраструктуры — от уранового апстрима (добыча и первичная подготовка урана до стадии обогащения) до топливных технологий, процесса обогащения и микрореакторов. Цель индекса — отследить, где именно формируется новая стоимость в отрасли и как распределяется рост по звеньям цепочки. 

По расчетам Oninvest, в 2023 году Nuclear Value Chain EW Index вырос на 54%, в 2024-м — на 2%, а с начала 2025 года — уже прибавил 61%. Среднегодовой темп роста (CAGR) индекса составил почти 40%.

Аналогичный индекс, взвешенный по рыночной капитализации — Nuclear Value Chain CW Index в 2023-м увеличился на 29%, по итогам 2024 года — ушел в минус на 4%, с начала 2025 года вырос на 57%, что означает CAGR на уровне 27%. Хотя оба индекса отражают динамику компаний малой капитализации, разница в доходности показывает: рост был быстрым и широким по рынку, а не обусловленным лишь несколькими крупными игроками.

article

На какие компании обратить внимание инвестору

Возрождение интереса к атомной энергетике открывает значительное пространство для технологического прорыва — от топлива нового поколения до модернизированных циклов обогащения и распределенной генерации на основе малых модульных реакторов (SMR, Small Modular Reactor). 

Алдияр Ануарбеков выделил три заметных игрока: Lightbridge, Silex Systems и Nano Nuclear Energy. Каждая из компаний занимает собственную нишу в цепочке создания стоимости ядерной энергетики и по-своему участвует в формирующейся архитектуре отрасли.

Lightbridge Corporation

Американская Lightbridge Corporation специализируется на разработке усовершенствованного ядерного топлива для действующих энергоблоков и SMR. Топливо Lightbridge на базе металлического урана повышенного обогащения  (HALEU) позволяет значительно повысить тепловую мощность реактора, заявляет компания. 

Lightbridge достигла важного рубежа в 2025 году — совместно с Национальной лабораторией Айдахо (INL) компания произвела первые опытные образцы своего топлива и успешно прошла их квалификацию — на полгода раньше запланированного срока.

«В ядерной отрасли процессы редко развиваются так быстро. Но сегодня — в сегменте передовых технологий и в Национальной лаборатории Айдахо — именно это и происходит», — отметил Сет Грэй, выступая на саммите Atlantic Council (транскрипт выступление есть у Oninvest).

Если следующий этап — тестирование топлива в реакторе и накопление данных о его поведении — пройдет успешно, это откроет путь к коммерческим испытаниям топлива Lightbridge в реакторах энергетических компаний.

Во втором квартале 2025 года у компании сохранилась нулевая выручка, при этом чистый убыток увеличился на 45,8% — до $3,5 млн год к году, затраты на исследования и разработки (R&D) выросли 77,8%, до $1,6 млн. Объем денежных средств на балансе составил $97,9 млн, по данным на 30 июня 2025 года, увеличившись с начала года более чем на 140%.

С начала года котировки компании взлетели почти на 400%. Инвесторы и отраслевые наблюдатели отмечают, что Lightbridge фактически находится на стадии перехода от научно-исследовательской фазы к демонстрации и внедрении своей технологии.

Silex Systems

Австралийская Silex Systems Limited разработала лазерную технологию обогащения урана (метод SILEX, Separation of Isotopes by Laser EXcitation). Silex владеет 51% долей в американско-австралийском совместном предприятии Global Laser Enrichment (GLE), причем оставшиеся 49% принадлежат канадской Cameco — одному из крупнейших игроков на рынке ядерного топлива. В свою очередь GLE участвует в проекте по созданию нового завода по обогащению урана Paducah Laser Enrichment Facility (PLEF). Если проект получит лицензию и будет реализован, PLEF станет первым таким заводом, построенным в США за последние почти 20 лет.

Рыночная капитализация Silex Systems составляет порядка 2 млрд австралийских долларов ($1,3 млрд). По итогам финансового года, завершившегося 30 июня 2025 года, выручка компании снизилась на 5,5% год к году — до 12,20 млн австралийских долларов ($8,1 млн), чистый убыток увеличился на 87,2% — до 42,56 млн австралийских долларов ($28,1 млн). Денежные средства на балансе составили 80,56 млн австралийских долларов ($53,2 млн), при этом у Silex практически нет долговой нагрузки. 

С начала 2025 года акции Silex Systems выросли почти на 60%. У компании один рейтинг от аналитика — рекомендация «покупать», по данным MarketWatch. Один из положительных факторов — Cameco может реализовать опцион на покупку еще 26% доли GLE у Silex  в течение 30 месяцев после завершения технико-экономического обоснования метода SILEX. Сделка должна получить одобрение властей США, однако такая возможность подчеркивает интерес крупного ядерного концерна к лазерному обогащению. А Silex становится ключевым звеном цепочки поставок ядерного топлива, снижая зависимость США от импорта.

Nano Nuclear Energy

Стартап Nano Nuclear Energy (NNE), основанный в 2022 году, разрабатывает портативные микрореакторы малой мощности. Компания планирует построить вертикально интегрированный бизнес: разрабатывать собственные компактные реакторы мощностью 10-15 МВт, создавать для них топливо и предлагать услуги по транспортировке и эксплуатации реакторных модулей. Примечательно, что пост главного технолога занимает доктор Флоран Эде, в прошлом глава проекта разработки инновационного реактора для Минэнерго США. 

Несмотря на докомерческую стадию — компания пока не получает выручку и направляет средства на исследования и разработки (R&D) — Nano Nuclear стремится укрепить позиции в сегменте передовых ядерных технологий. Пилотный микрореактор KRONOS планируется установить в партнерстве с Университетом Иллинойса (UIUC). Аналитики BTIG отмечали в своем отчете, что ожидают его запуск около 2029 года после получения соответствующих разрешений NRC. Параллельно NNE развивает и другие направления: вторую модель микрореактора, а также совместное предприятие LIS Technology, которое займется производством готового реакторного топлива (включая HALEU) для своих и сторонних реакторов. В сентябре 2025 года компания объявила о получении контракта от Министерства обороны США на исследование возможностей развертывания микрореактора KRONOS на военной базе. 

В отчете за девять месяцев, завершившихся 30 июня 2025 года, Nano Nuclear рассказала о росте денежных средств на балансе до $210,2 млн против $28,5 млн годом ранее. Затраты на операционную деятельность составили $14,7 млн, на инвестиционную — $12,9 млн. С начала года акции компании подорожали на 70%. По данным MarketWatch, у них четыре рейтинга от аналитиков Уолл-стрит: три Buy (покупать) и один Hold (держать).

Поделиться