Аналитик увидел в словах Пауэлла «иррациональный оптимизм». Что будет с S&P 500?
С начала 2025 года главный американский индекс вырос почти на 13%, а на торгах 24 сентября терял примерно 0,4%

Признаки проблем на фондовом рынке в краткосрочной перспективе уже начинают проявляться, предупредил экономист Эд Ярдени / Фото: Matej Kastelic/Shutterstock.com
Заявления главы ФРС Джерома Пауэлла о перегретом рынке акций напоминают о легендарном предупреждении бывшего руководителя Федрезерва Алана Гринспена об «иррациональном оптимизме» времен «пузыря доткомов» в начале 2000-х, заявил Yardeni Research. Аналитик компании согласился с Пауэллом, что акции стоят дорого, но не разделил его спокойствия по поводу рисков для финансовой стабильности. Кризисы обычно случаются неожиданно, когда инвесторов захватывает избыточный оптимизм, предупредил Yardeni.
Детали
Cлова Джерома Пауэлла о чрезмерно дорогих акциях напоминают крылатое высказывание бывшего главы ФРС Алана Гринспена о «рациональном оптимизме», считает глава независимой инвестиционной и исследовательской компании Yardeni Research Эд Ярдени. Его мнение приводит CNBC.
«Как мы узнаем, что иррациональный оптимизм чрезмерно разогнал стоимость активов, сделав их уязвимыми к неожиданным и продолжительным падениям?», — заявил в декабре 1996 года Гринспен, предупредив, что начавшееся на фондовом рынке ралли в техсекторе рано или поздно может обернуться резким и долгим падением. Пауэлл же 23 сентября 2025 года сообщил, что «по многим показателям акции [США] кажутся переоцененными». При этом он подчеркнул, что это еще не означает «повышенные риски для финансовой стабильности».
Ярдени отметил, что он согласен с Пауэллом в оценке акций и напомнил: соотношение текущей рыночной капитализации S&P 500 к прогнозируемой выручке на будущий год находится на рекордном уровне, а цена к прогнозируемой прибыли составляет 22,8 — что лишь немногим ниже 25 на пике «пузыря доткомов» 1999 года. Однако экономиста насторожило именно заявление главы ФРС о низких рисках для финансовой стабильности. Он подчеркнул, что такие слова Пауэлла вызывают скорее обратную реакцию: финансовые кризисы часто случаются неожиданно — как «черные лебеди», особенно в периоды, когда на рынках растет и усиливается иррациональный оптимизм.
«Пока хорошие новости заключаются в том, что недельный показатель прогнозируемой прибыли на акцию для S&P 500 в последние недели ускорил темпы роста. Это говорит о том, что прибыль за третий квартал обновит очередной рекорд», — добавил Ярдени. Однако он предупредил, что признаки проблем на фондовом рынке в краткосрочной перспективе уже проявляются.
Что с S&P 500
На торгах 24 сентября стоимость американского бенчмарка немного снижалась — примерно на 0,4%. С начала года S&P 500 прибавил 12,9%, а в сравнении с апрельским обвалом после введения пошлин Трампа вырос на треть.
Рост индекса до рекорда во многом поддерживается оптимизмом инвесторов по поводу ИИ-бума и ожиданиями участников рынка дальнейшего смягчения политики ФРС, считает Barron’s. По итогам последнего заседания 17 сентября регулятор впервые в 2025 году пошел на сокращение ключевой ставки на 25 б.п — до 4–4,25%. Сейчас трейдеры рассчитывают еще на два снижения на четверть пункта в этом году и расходятся во мнениях о возможном третьем шаге в январе, согласно данным инструмента мониторинга CME FedWatch.
При этом Пауэлл в своей речи во вторник предупредил, что ожидания рынка относительно агрессивного снижения ставок вовсе не гарантированы. Он признал, что ФРС оказалась в «сложной ситуации»: с одной стороны, сохраняется угроза ускорения инфляции, с другой — растут риски ослабления рынка труда. «Двусторонние риски означают, что безопасного пути нет», — отметил Пауэлл.
Дополнительное давление внесло охлаждение ралли в технологическом секторе, подстегиваемое ИИ: именно оно стало символом перегретости рынка, подчеркнул Barron’s. Если импульс бигтехов иссякнет, а ожидания по ставкам не оправдаются, рост котировок рискует не только остановиться, но и резко развернуться, заключило издание.