Президент США Дональд Трамп выстраивал обе предвыборные кампании на тезисе о том, что он спасет экономику США, которая находится в кризисе. Но так ли это? Фото: x/ President Donald J. Trump

Президент США Дональд Трамп выстраивал обе предвыборные кампании на тезисе о том, что экономика США находится в кризисе и он сможет ее спасти. Но, возможно, именно его действия приведут к этому самому кризису, который он уже считает наступившим, пишет в материале для Project Syndicate преподаватель Йельского университета Стивен Роуч.  

Что показывает «индекс несчастья»

«Только я один могу все это исправить», – заявил Дональд Трамп в 2016 году, когда Республиканская партия выдвинула его на пост президента. Но что именно исправить? В числе прочего — «экономику, глупец!» (вспомним крылатую фразу президентской кампании Билла Клинтона в 1992 году). В прошлом году Трамп снова выстраивал предвыборную кампанию на утверждениях, будто экономика США «в кризисе« и «катастрофическом состоянии«. Второй срок он начал, торжественно пообещав наступление «золотого века Америки».

Мрачный диагноз, поставленный Дональдом Трампом экономике США, основан не на реальности. По крайней мере, пока что. Судя по «индексу несчастья«, сумме уровня безработицы и инфляции, экономика не в худшем состоянии. В январе 2025 года индекс был равен 7%. Это значительно ниже пикового значения 12,7% в середине 2022 года и более чем на два процентных пункта ниже среднего послевоенного показателя — 9,2%. Более того, этот индекс сейчас почти равен среднему значению 6,9%, зафиксированному по итогам первого срока Трампа (2017-2020 годы). А в это время, как он с нежностью вспоминает, у Америки была «величайшая экономика в мировой истории».

Но одно дело предвыборная риторика, и совсем другое — действия на ее основе, особенно если базовый посыл ошибочен. Риск в том, что стартовая политическая лихорадка Трампа 2.0 — за первый месяц после возвращения к власти он подписал 73 указа — может спровоцировать тот самый кризис, который он уже воображает наступившим.

Взгляните на инфляционные последствия пошлин. Новый план «взаимных» пошлин Трампа, на мой взгляд, даже опасней, чем целевое повышение двусторонних пошлин (хотя это тоже серьезная ошибка, о чем я уже неоднократно писал). Этот новый план опирается на убеждение Трампа в том, что остальной мир должен соответствовать американской «модели», и он готов использовать пошлины в качестве дубины, чтобы добиться такого соответствия. 

Речь идет не только о внешней торговле, но и о промышленной политике, налогах на добавленную стоимость и цифровые услуги, валютных манипуляциях, а также о любых других так называемых структурных препятствиях для доступа на иностранные рынки.

План Трампа игнорирует не только давно известный факт эффективности производственных цепочек, но и восемь раундов взаимного снижения пошлин вслед за принятием США закона «О взаимных торговых соглашениях» 1934 года. Неужели администрация Трампа, так сильно настаивающая на взаимности, не знает об этом?

Команда Трампа не признает инфляционный потенциал своих действий. Она ссылается на отсутствие инфляционных последствий после введения пошлин в 2018-2019 годах. Такое сравнение некорректно: сейчас «взаимные пошлины» нацелены против всех крупнейших торговых партнеров Америки, а не только против Китая, как это было во время первого срока. Кроме того, пошлины предлагается вводить в период, когда базовая инфляция (индекс потребительских цен без учета цен на продукты питания и энергоносители) равна 3,3%, то есть намного выше целевого уровня ФРС в 2%. Во время первого срока Трампа этот показатель был намного ближе к целевому уровню.

К большому неудовольствию Трампа, ФРС, таргетирующая инфляцию, скорее всего, не станет снижать ставку на фоне роста цен из-за повышения пошлин. И дело не только в яйцах. Американцы, похоже, готовятся к продолжительному периоду высоких цен. Новый опрос Мичиганского университета показал, что потребители ожидают инфляцию на уровне 3,5% в ближайшие пять-десять лет. Это самый высокий результат с 1995 года.

Угроза пузыря на рынке 

Есть и другой повод для беспокойства: политика Трампа заставит очнуться финансовые рынки. Фондовый рынок США сейчас на подъеме, что во многом объясняется спекулятивной шумихой вокруг искусственного интеллекта. По данным Bloomberg, с конца 2022 года акции «Великолепной семерки» — это техногиганты Alphabet, Amazon, Apple, Meta, Microsoft, Nvidia и Tesla, вложившие миллиарды в разработку и инфраструктуру искусственного интеллекта, — выросли в 3,2 раза (по общей равновзвешенной доходности). Согласно расчетам Bloomberg, коэффициент цена-прибыль (P/E) у этой группы равен 32,9, что почти на 40% выше среднего показателя у других компаний с большой капитализацией.

К декабрю 2024 года на долю «Великолепной семерки» приходилось 34% общей рыночной капитализации S&P 500. Это почти в шесть раз больше, чем доля рыночной капитализации интернет-сектора на исходе «пузыря доткомов» в марте 2000 года. Распродажи из-за DeepSeek в конце января, спровоцированные ошеломляющей новостью о китайском стартапе, который создал большую языковую модель на уровне американских ИИ-компаний, но гораздо дешевле, подчеркивают значение этого риска концентрации капитализации. Да, ИИ может быть революционным техническим прорывом, но, возможно, это лишь вопрос времени, когда именно лопнет этот спекулятивный пузырь.

Кроме того, я опасаюсь резкой коррекции курса доллара. Да, я ошибочно предсказывал крах доллара в середине 2020 года. Однако сегодня широкий индекс доллара (реальный эффективный обменный курс, рассчитываемый Банком международных расчетов) подскочил до рекордных высот, поэтому мои опасения многократно усилились. Ситуация с огромным дефицитом счета текущих операций и недостатком внутренних сбережений у Америки стала даже хуже, чем была в середине 2020 года. Процентные ставки перестанут помогать после их недавней нормализации. А когда лопнет пузырь на фондовом рынке, надутый искусственным интеллектом, обвал может перекинуться и на рынки других активов.

Американская исключительность, служащая фундаментом для господства доллара, тоже может оказаться под угрозой. Ключевые атрибуты «мягкой силы», которые давно ассоциируются с глобальным лидерством США (мораль, твердый характер, приверженность верховенству закона, непоколебимая верность союзникам), померкли в крепких руках движения MAGA («Сделаем Америку снова великой»).

Поляризованное американское общество ведет бесконечный спор о Трампе: он безумен как псих или хитер как лиса. В MAGA рассчитывают, что ловкий делец в итоге возобладает и добьется серьезных уступок благодаря занятой им жесткой позиции и запугиванию иностранных противников. 

Но в нынешние дни ажиотажа это, наверное, не самая мудрая ставка. Америка вполне может получить тот самый экономический и финансовый кризис, с которым Дональд Трамп, согласно его заявлениям, якобы борется. «Индекс несчастья» в этом случае, наконец-то, начнет соответствовать своему названию.

Copyright: Project Syndicate, 2025.

www.project-syndicate.org

Поделиться