Забастовка в Boeing затронула производство военных самолетов, в том числе истребителя F-47, который Трамп называл истребителем следующего поколения для США / Фото: BlueBarronPhoto / Shutterstock.com

Boeing показал во втором квартале лучшие результаты работы начиная с 2023 года. Чистый убыток сократился на 58%, что лучше консенсус-прогноза, но важнее уменьшения потерь — показатель выпуска ключевой модели 737 MAX. Технически Boeing может нарастить его с 38 до 42 штук в месяц, но делать этого не хочет, что очень нравится регулятору в США.  

Торопиться не надо

Сравнение финансовых показателей с 2023 годом неслучайно. Тогда компания Boeing зафиксировала чистый убыток в размере $2,2 млрд (при выручке в $77,7 млрд). Это стало крупнейшей финансовой потерей со времен пандемии COVID-19.  Проблемы уходили глубже: дефекты на сборочных линиях, ошибки поставщиков и репутационные потери после катастроф 737 Max в 2018 и 2019 годах, когда погибли 346 человек. Эксплуатацию флагманских лайнеров приостановили на 20 месяцев. В июле 2025 года Boeing согласилась признать себя виновной по обвинению в мошенническом сговоре, которое было выдвинуто в связи с крушениями 737 Max.

За год до этого Boeing попала в новости с очередным громким происшествием. В январе 2024 года во время набора высоты у лайнера авиакомпании Alaska Airlines сорвало панель, закрывающую аварийный выход. На высоте около 4600 метров произошла разгерметизация салона, никто не пострадал, но из салона выбросило вещи пассажиров. Происшествие стало поводом для экстренной проверки всей линейки 737 MAX 9, опять с временной приостановкой их эксплуатации. Расследование выявило, что причиной стало некачественное крепление панели при сборке на заводе в Рентоне. По итогам расследования инцидента, Национальный совет по безопасности на транспорте США (NTSB) и Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) заявили о серьезных недостатках на сборочных линиях Boeing, а также системных ошибках в процессе внутреннего контроля качества.

Совет директоров компании решил, что надо оперативно искать антикризисного менеджера. 8 августа 2024 года Келли Ортберг был назначен генеральным директором компании Boeing, сменив Дэйва Кэлуэна, который возглавлял компанию с 2020 года. Назначение произошло на фоне новостей об убытке в $1,4 млрд во втором квартале 2024 года.

Инвестиционная компания Jefferies называла Ортберга «сильным управленцем с глубоким пониманием коммерческой и оборонной авиации». В аналитическом агентстве Vertical Research Partners отмечали его опыт и репутацию строителя здоровой корпоративной культуры как ключевые качества для восстановления Boeing. В компании Melius Research подчеркивали, что его статус «человека извне», дает компании шанс на решение накопившихся проблем.

Вера в рулевого

Ортберг после назначения заявил, что ему импонирует стратегия «постепенного роста без компромиссов по качеству». И он верен ей до сих пор. Компания могла бы увеличить сборку 737 MAX до 42 самолетов в месяц, но генеральный директор Boeing считает, что время для ускорения еще не настало. 

В первый год руководства Boeing Ортберг сосредоточился на реорганизации производственных процессов и восстановлении культуры качества. Для начала он принял решение перевести оперативное руководство в офис Сиэтла поближе к сборочным линиям. Под его началом был запущен комплексный план по качеству и безопасности (Safety & Quality Plan), направленный на устранение дефектов и ошибок на всех этапах производства. 

Можно сказать, что план писался для FAA, как демонстрация готовности Boeing работать над ошибками.  И у него есть видимые результаты. При Ортберге компания ликвидировала так называемые «теневые фабрики» (shadow-factories). Это отдельные производственные участки, куда перемещались самолеты с недоработками или в ожидании поставок недостающих комплектующих. 

Кроме того, Ортберг урегулировал конфликт с работниками, остановив 7-недельную забастовку персонала в 2024 году. Профсоюз сотрудников Boeing (IAM) требовал повышения зарплаты на 38% и участия в контроле качества сборочных линий. Рабочие жаловались на нехватку инструмента, постоянные производственные сбои и переработки, которые на отдельных постах сборки доходили до 60 часов в неделю.

Глава Boeing использовал требования сотрудников на пользу плана повышения качества. Профсоюз и гендиректор договорились о новом коллективном договоре, который стал одним из самых значимых для отрасли. Контракт предусматривал повышение заработной платы на 38% в течение четырех лет. Кроме того, профсоюз добился увеличения числа контролеров на сборочных участках компании.

Стратегия Ортберга — «рост без компромиссов по качеству» — сработала. В отчете компании за май 2025 года указано, что дефекты при сборке 737 MAX сократились примерно на 30% по сравнению с предыдущим годом.

По финансовым показателям Boeing под руководством Ортберга начал постепенно выходить из кризиса. Выручка производителя самолетов за первое полугодие 2025 года выросла на 26% и составила $42,2 млрд. Чистый убыток сократился почти втрое — с $1,79 млрд в первой половине 2024 года до $643 млн в первые 6 месяцев 2025-го. Компания вернулась к объемам поставок, сопоставимым с докризисным уровнем: за первые шесть месяцев 2025 года заказчикам было передано 280 самолетов, включая 206 единиц 737 MAX, что стало лучшим показателем с 2018 года.

Проблемы в обороне

Важным достижением на посту гендиректора для Ортберга стал контракт с ВВС США на разработку и производство истребителя нового поколения F-47 стоимостью более $20 млрд.  Акции компании тогда взлетели на 5%. Эта сделка (поставка до 185 истребителей, первые пройдут до 2029 года) балансирует гражданский портфель заказов компании, который к концу 2025 года превысил 6000 самолетов. 

Однако тут ему еще предстоит навести порядок на производстве. 3200 сотрудников в двух штатах под руководством профсоюза Сент-Луиса объявили 3 августа забастовку. Рабочие пока не принимают предложение о повышении заработной платы с $75 тыс. до $102,6 тыс. 

Забастовок в оборонном подразделении Boeing не было с 1996 года. Оно значительно меньше гражданского, профсоюз в Сент-Луисе — десятая часть Сиэтлского. 

«Я бы не стал слишком беспокоиться о последствиях забастовки. Мы с этим справимся», — заявил Келли Ортберг.

Поделиться