Большая ставка Лизы Су: как глава AMD изменила рынок ИИ
Это не AMD сделала Лизу Су известной. Это Лиза Су сделала AMD такой, какой мы ее знаем сейчас.

С момента прихода Лизы Су в AMD стоимость компании выросла в 135 раз. Фото: Jerod Harris/Getty Images for Vox Media
В 1970-х на Тайване маленькая девочка из любопытства разобрала на части радиоуправляемую машинку. Так начался путь, сделавший Лизу Су одной из самых влиятельных женщин в мире технологический компаний — CEO AMD, королевой чипов.
Полутехнарь, полууправленец: путь к полупроводникам
Лиза Су родилась в Тайнане, на Тайване, в 1969 году в семье статистика Су Чун-хвая и бухгалтера Сэнди Ло. В три года она переехала с родителями в США, где ее отец поступил в аспирантуру Техасского университета в Остине. Вскоре семья переехал в Нью-Йорк. Лиза выросла в Квинсе и с ранних лет увлеклась наукой и технологиями, осваивая первые программы на домашнем компьютере Commodore 64. Еще Су любила разбирать и собирать радиоуправляемые машинки и другие игрушки, так зарождался ее интерес к инженерии. Позже она поступила в Научную старшую школу Бронкса, которую окончила в 1986 году.
Там она, например, собрала миниатюрную модель урагана в коробке — с кипящей водой и окнами, через которые можно было наблюдать за вихрем. После школы Су выбрала Массачусетский технологический институт и самую сложную из доступных дисциплин, как она сама позже говорила, — электротехнику. В 1990-х годах она получила в MIT три степени — бакалавра, магистра и PhD — и впервые оказалась в полупроводниковой лаборатории, где ее поразила мысль, что крошечный чип способен хранить и обрабатывать гигантские объемы данных. Ее диссертация по MOSFET-транзисторам — крошечным электронным переключателям внутри компьютерных чипов — определила ее дальнейший карьерный путь.
Полупроводники, которыми всю свою карьеру занимается Лиза Су, — это такие материалы, которые можно настраивать, заставляя их проводить или не проводить электрический ток. Благодаря этому чипы могут включаться, выключаться и выполнять логические операции. Это основа всей современной электроники и мозг почти всех современных технологий: телефонов, компьютеров, автомобилей, интернета и систем искусственного интеллекта. За последние 70 лет чипы изменили и повседневную жизнь, и экономику.
Из ученых в менеджеры
После выпуска из MIT Лиза Су постепенно переходила от исследовательских ролей к управленческим. Сразу после университета, в 1994-м, она устроилась работать инженером в Texas Instruments, уже в феврале 1995-го перешла в IBM. Став ведущим научным сотрудником в Центра исследований и разработок полупроводников IBM, она участвовала в разработке медных соединений в чипах, которые заменили алюминиевые. За научными успехами последовали менеджерские: ее назначили на пост вице-президента этого центра. Всего Су проработала в IBM больше двенадцати лет. Она отвечала и за стратегическое развитие кремниевых технологий IBM, и за совместные исследования с Sony, Samsung, AMD и, конечно, за разработку полупроводников.
В 2007 году Су перешла во Freescale Semiconductor — это легендарная компания, которая производит полупроводники с 1949 года, сначала как подразделение Motorola, потом как отдельная компания, в 2015-м произошло слияние с NPX. С одной стороны, Freescale была меньше, чем IBM, с другой — именно во Freescale Semiconductor Лиза Су впервые достигла топ-менеджерского уровня, став техническим директором. В том, что она одна из главных людей в индустрии полупроводников профессионалы давно уже знали.
Спасение утопающего
Широкой публике имя Лизы Су стало известно, когда она начала работать в AMD, и в очередь за ее интервью выстроились Times, Bloomberg и WSJ. Если кто-то может подумать, что она шла из одной корпорации в другую, вписывая в резюме все более громкие имена, то тут надо оговориться: это не AMD сделала Лизу Су известной. Это Лиза Су сделала AMD такой, какой мы ее знаем сейчас. Она сотворила одно из самых примечательных преобразований в сфере технологий, выведя AMD из почти банкротства на передовые позиции в отрасли.
Компания AMD (Advanced Micro Devices) — один из мировых лидеров в разработке полупроводников, которые используются и в домашних компьютерах, и в огромных дата-центрах, обеспечивающих работу Google, Meta, Amazon и Microsoft. Кроме того AMD также создает графические процессоры (GPU). Если вы живете не в лесу и не уехали на випассану, скорее всего вы пользуетесь продуктами AMD каждый день.
Путь от кризиса к просветлению: как Zen спас AMD
Лиза Су пришла в AMD в январе 2012 года старшим вице-президентом, а уже через три года возглавила компанию. Тогда, в октябре 2014, одна акция AMD стоила $2,8. Сегодня — $235,56 (на 9 октября). Компания была по уши в долгах: на 31 декабря 2014 года он составил $2,21 млрд при капитализации $2,07 млрд. Су уволила четверть сотрудников, продала офис в Остине и сразу арендовала его обратно и провела реструктуризацию, отделив дорогие заводы по производству чипов.
Не последним фактором в среде акций AMD было падение рынка персональных компьютеров, люди переходили на смартфоны и планшеты. Лизе предлагали сосредоточиться на чипах для мобильных телефонов, но она поступила по-другому: поставила команде грандиозные цели — создать чип нового поколения на 40% мощнее предыдущего, а также сделать чип для суперкомпьютера, способного выполнять квинтиллион операций в секунду. Чтобы компания не обанкротилась, пока инженеры работают над новым технологическим чудом, Су заключила контракты с производителями игровых консолей Sony PlayStation и Xbox, чтобы они ставили в устройства графические карты AMD, а кроме того продала лицензию на часть своих разработок для китайскому консорциуму за $293 миллиона.
Ей удалось выиграть время для инженеров, в 2016 году они создали технологию нового поколения и назвали ее Zen, в 2017 году стартовали продажи чипов под торговыми марками марками Ryzen и EPYC. Чипы Zen оказались настолько мощными и энергоэффективными, что их стали использовать не только в обычных компьютерах, но и в огромных дата-центрах и суперкомпьютерах. Постепенно AMD начала сотрудничать с крупными научными центрами США. Их процессоры и графические чипы стали основой для самых мощных на сегодняшний день суперкомпьютеров нового поколения Frontier и El Capitan. Frontier, запущенный в 2022 году, стал первым в мире суперкомпьютером, превысившим рубеж экзафлопса (то есть выполняющим более одного квинтиллиона операций в секунду). Он полностью работает на чипах AMD. El Capitan, представленный в 2024 году, еще мощнее и тоже использует процессоры AMD. Так, Лиза Су сделала AMD лидером в исследовательских разработках новых чипов.
Конкуренция с Nvidia и Intel
К 2016 компания Intel доминировала на рынке CPU, это один из видов чипов — центральный процессор, «мозг компьютера». В настольных компьютерах его доля была порядка 85–90%, у AMD она едва доходила до 10-15%. После разработки Zen, чипы AMD для настольных компьютеров обошли Intel по соотношению производительность/цена. Теперь они начали завоевывать долю в дата-центрах, где раньше Intel почти не имел конкуренции. С 2018 года доля AMD на рынке центральных процессоров для настольных компьютеров стабильно росла, и в 2024 выросла до 43,3% против 56,7% у Intel. Еще больший накал был на рынке чипов для дата-центров: по состоянию на 2016 год Intel давно господствовала с долей 98-99%. Лиза Су не только вывела AMD на этот рынок, но и отвоевала 29,4% рынка по результатам 2024 года. В процессорах для мобильных устройств и ноутбуков Intel пока не догнать.
Но настоящим немезисом для AMD стала компания Nvidia. Мало того, что Nvidia — главный соперник AMD на стратегических рынках, ею управляет двоюродный дядя Лизы Су — Дженсен Хуанг. В интервью Эмили Чанг из Bloomberg она объясняла, что на самом деле он не близкий родственник, у них не то, что нет семейных ужинов по праздникам с планами передела рынка и язвительными подколками, они впервые увидели друг друга на технологической конференции. А им было бы, что обсудить на семейном ужине.
AMD и NVidia — известные каждому геймеру (и майнеру биткоинов) соперники на рынке GPU (графических карт), а в последнее время — и на поле искусственного интеллекта.
Нейросетям нужны особые ИИ-чипы, которые ускоряют их работу, выполняют множество задач одновременно и при этом тратят меньше энергии, чем другие чипы, экономя дата-центрам ИИ-компаний миллионы долларов.
В сегменте отдельных GPU для настольных компьютеров ситуация AMD сокрушительно проигрывает: во втором квартале 2025 года Nvidia доминировала с примерно 94% рынка , а AMD досталось только около 6%, и ее доля снижается.
Момент ChatGPT для AMD: когда интеллект встречает железо

Лиза Су и глава OpenAI Сэм Альтман на слушаниях в Сенате в мае 2025 года, посвященных конкурентоспособности США в сфере ИИ по сравнению с Китаем и ЕС. Фото: Chip Somodevilla/Getty Images
Сравнительно новому рынку ИИ-чипов к 2030 году предсказывают рост в 3,4 раза — с $244 млрд до $827 млрд. Сейчас в этом сегменте NVidia принадлежат более-менее стабильные за последние три года 85,2% рынка, AMD — 14,3%.
Но эти цифры были до сделки с Open AI. 6 октября Лиза Су и Сэм Альтман объявили о сделке, в результате которой OpenAI обязуется приобрести у AMD чипы на сумму, эквивалентную 6 гигаваттам вычислительной мощности. Взамен OpenAI получает право приобрести до 10% акций AMD (160 миллионов акций) по цене $0,01 за акцию. На практике, как объяснила Лиза Су WSJ, эта сделка принесет AMD десятки миллиардов долларов дохода в течение следующих пяти лет. Глава Nvidia Дженсен Хуанг решение своей дальней родственницы предложить OpenAI 10% компании в обмен на партнерство прокомментировал в интервью CNBC:
Это изобретательно, уникально и неожиданно. Я удивлен, что они готовы отдать 10% компании, еще даже не построив свой следующий продукт. Хотя, в каком-то смысле, это и правда довольно хитрый ход
Уже 14 октября Лиза Су заключила еще один контракт: облачный гигант Oracle сообщил, что развернет 50 000 графических процессоров Advanced Micro Devices (AMD) во второй половине 2026 года, в 2027-м сотрудничество предполагают расширить. Как написала CNBC, это стало новым подтверждением того, что облачные провайдеры все чаще предлагают графические процессоры AMD в качестве альтернативы решениям Nvidia, доминирующим на рынке искусственного интеллекта.