Пост пользователя TikTok Виктории Заннино с призывом вернуть на рынок телефоны BlackBerry собрал 549 тыс. лайков и более 6,2 млн просмотров. / Фото: Shutterstock.com

Пока техногиганты, вроде Samsung и Apple, конкурируют друг с другом, работая над повышением производительности гаджетов и придумывая все новые функции, кнопочные телефоны набирают популярность, хотя в них зачастую нет даже привычного доступа в интернет — только смс, звонки и, максимум, камера. Почему пользователи все чаще выбирают их?

Ностальгия по кнопкам и цифровой детокс

В январе этого года президент Чили Габриэль Борич удивил всех, продемонстрировав на мероприятии Congreso Futuro 2025 свой телефон-раскладушку. Он заявил, что будет использовать его для детоксикации от социальных сетей. А пост  Виктории Заннино в TikTok с призывом к возвращению BlackBerry на рынок собрал 549 тыс. лайков и более 6,2 млн просмотров, писала газета New York Times в июне этого года. При этом у Виктории всего 646 подписчиков. 

Материалы о возрастающей популярности ностальгических кнопочных телефонов, «раскладушек» и BlackBerry среди молодежи еще в прошлом году выпустили газеты New York Times и Wall Street Journal, а также The New Yorker

В этом году Google Trends зафиксировал максимальный за год всплеск интереса по запросу dumbphones (как раз те самые простые кнопочные телефоны) в мае этого года.

Почему люди начали интересоваться простейшими моделями телефонов? C одной стороны, речь может идти о ностальгии по ретро-девайсам, как в случае с виниловыми пластинками и пленочными фотоаппаратами. Но это не все. Все больше людей хотят хоть как-то контролировать свою зависимость от смартфонов. 

Сейчас пользователь в среднем проводит перед экраном смартфона около 6 часов 40 минут в сутки, а американец — 7 часов. В пересчете, это два дня в неделю или треть года, указано на сайте The Minimal Company.

Главный хирург США Вивек Мурти ранее предупреждал, что привычка проводить много времени в соцсетях может наносить реальный вред организму: от нарушений сна до ухудшения психического здоровья. Исследование ученых из Университета Айовы показало: после ограничения использования соцсетей получасом в день в течении двух недель у участников эксперимента снизились показатели тревожности, депрессии и страха.    

Недавний опрос Кембриджского университета показал, что почти половина британских подростков считают себя зависимыми от социальных сетей, а в 2022 году шесть из десяти американцев сообщили исследователям Gallup, что они слишком много пользуются своими телефонами, данные приводит The New Yorker.

Согласно исследованию испанской технологической компании SPC, проведенному совместно с Pantallas Amigas в июле 2024 года, 12% молодых испанцев рассматривают возможность использования телефонов с ограниченными функциями, 19% знает кого-то, кто уже пошел на это. Более половины опрошенных (56%) задумывались о «цифровой детоксикации», пишет издание Silicon. Исследование было проведено в рамках кампании по выпуску на рынок кнопочного телефона SPC Wild.

«Мой мозг изменился, и я больше не мог сосредоточиться на текущем моменте — я как будто привык постоянно отвлекаться, — говорит менеджер по работе с клиентами Карлос Апаричио в интервью WSJ. — И мне это не нравилось». Апаричио говорит, что не мог даже выгуливать свою собаку, не испытывая скуки, ему хотелось достать свой iPhone и начать скроллить экран. 

Знакомые симптомы, не правда ли? В прошлом году Oninvest писал о том, как технологические гиганты, вроде Facebook, используют уязвимости психики человека, в частности систему дофаминового вознаграждения, чтобы удерживать пользователей на своих платформах. Дофамин — это гормон предвкушения и любопытства. Каждый раз, когда вы видите яркое уведомление, ваш мозг испытывает небольшой прилив дофамина, когда, открыв очередную соцсеть, вы обнаруживаете лайк и комментарий, вы получаете еще одну дозу, закрепляющую положительный опыт. 

В июне этого года Ричард Саймон, журналист и директор по стратегии в Юридической школе Джорджтаунского университета выпустил книгу «Unplug«, посвященную тому, как человечество может изменить свои отношения со смартфонами. «Время, которое вы тратите на просмотр экрана, — это время, которое вы никогда не вернете», — говорит один из героев книги в интервью Саймону. 

Саймон рассматривает проблему зависимости от гаджетов также, как если бы речь шла о наркотиках или курении. Он предлагает аналог системы «12 шагов», которую используют при отказе от вредных привычек, например, употребления алкоголя, а также способы «детокса» и «разрыва отношений» со смартфоном. Сам Саймон отказался от смартфона на год и призывает сделать это читателей хотя бы на 60 дней. Чтобы снизить «абстинентный» синдром, он предлагает купить себе простой кнопочный телефон, бумажные карты, простую фотокамеру и устройство для прослушивания музыки Mighty, аналог старого iPod Shuffle для пользователей Spotify. 

Саймон не одинок в своих идеях, адепты цифрового минимализма, о которых пишет WSJ, также считают, что один из способов решить проблему — отказаться от привычных гаджетов в пользу упрощенных технологий, которые могут привести к большей производительности и лучшему качеству жизни. 

Хотя никто не собирает статистику о людях, ставших цифровыми минималистами, это движение, похоже, набирает силу, указывает The New Yorker. 

Рынок гаджетов для цифрового детокса

Естественно, бизнес не стоит в стороне от нарастающего интереса к старым версиям телефонов. В прошлом году компания HMD вновь вывела на рынок легендарную модель Nokia 3210. Рекламный слоган гласил: «Давайте вернемся в 2000-ые, когда разговоры имели большее значение, чем лайки и репосты!». Компания даже придумала новый термин Newstalgia, объединив ностальгию со словом new, то есть новый. 

Обновленная версия телефона оснащена долговечной съемной батареей, радио и камерой 2 мегапикселя. Конечно, в нем установлена игра «Змейка». Первая партия таких телефонов в Китае была полностью раскуплена за два дня после релиза по цене 379 юаней (около $53). В апреле этого года вышла лимитированная серия того же телефона Nokia Barca 3210 — в партнерстве с ФК «Барселона». Ее рекламный слоган: «Никакого скроллинга, ничего отвлекающего, оставайтесь полностью в игре».

Сейчас HMD на своем официальном сайте продает несколько версий кнопочных телефонов, среди них — Nokia 110, Nokia 225 и Nokia 105. 

Один из пионеров и лидеров производства устройств для осознанного цифрового потребления — компания Light Phone, выпустившая уже третье поколение своих устройств — Light Phone III. 

Стоит такой телефон, кстати, не дешевле последних IPhone — $699 — и доступен по предзаказу с доставкой не раньше августа этого года. Черно-белый экран, камера 12 мегапикселей, никаких привычных приложений и доступа к Google Play или Apple Store, но есть модуль Wi-Fi, GPS и Bluetooth. По словам разработчиков, «телефон, разработан, чтобы дать вам инструменты для процветания осознанной и целенаправленной версии себя». 

Компания, основанная в Бруклине в 2014 году, к текущему моменту привлекла от инвесторов, по данным Crunchbase, $14,5 млн. 

Minimal Company, которая разрабатывает похожие телефоны и использует схожий маркетинг, выпускает аппараты, которые стоят немного дешевле. Последняя модель обойдется в $499. Телефон тоже оснащен черно-белым экраном с электронными чернилами и кнопочной клавиатурой qwerty, в нем есть доступ к Google Play, что позволяет скачивать нужные приложения. «Minimal Phone не закрывает вам доступ к приложениям, но вдохновляет вас пользоваться ими осознанно», — указано на сайте компании.

В 2023 году она привлекла $719 тыс. от более чем 1000 спонсоров на краудфандинговой платформе Indiegogo, указывает издание Inside The Valley.

Один из основателей Minimal Company — Андре Юкна — говорит, что пытался отказаться от бездумного потребления контента в соцсетях и перешел на кнопочный телефон. Но с помощью него невозможно получить доступ к банковским счетам, к примеру. В итоге он и еще один основатель компании Армен Юсефян попытались создать что-то среднее между Blackberry и Kindle. На Minimal Phone, к примеру, экран на электронных чернилах удобен для чтения, но видео на нем посмотреть не получится.

В США начали появляться розничные магазины по продаже минималистичных телефонов. Дэйзи Кригбаум и Уилл Стултс, основатели онлайн-магазина Dumbwireless, предлагают своим покупателям Light Phone, классические раскладушки Nokia и кнопочные телефоны от швейцарской компании Punkt Tronics. Кроме этого, в ассортименте есть специальные физические блокираторы Unpluq Tag от стартапа Unpluq из Роттердама. Это желтый квадратный тег-ключ размером в 3 см, которым вы касаетесь телефона, чтобы заблокировать доступ к веб-сайтам и приложениям, которые вы решили ограничить в использовании. Достаточно оставить тег дома, и на работе вас ничего не будет отвлекать.  

Есть способы снизить активность и на обычном смартфоне — с помощью специального виджета, который сводит наполнение главного экрана к минимуму, не показывают иконки и так далее. Например, Minimalist Phone на базе Android. После установки программы, экран становится черно-белым, пользователь сам контролирует количество необходимых приложений и их доступ к уведомлениям. Подписка стоит $0,99 в месяц или $5,99 в год. Приложение Dumbify предлагает аналогичные услуги для iOS за единоразовый платеж в $4,99.

Apple и Google еще несколько лет назад начали предлагать пользователям возможности следить за своим экранным временем. К примеру, в 2018 году Apple анонсировала Screen Time, а Google запустила функции Digital Wellbeing для Android. Эти настройки по сути были версиями уже существующих функций родительского контроля, которые включали установку ограничений по времени для определенных приложений, писало издание The Verge. Однако, эти функции все равно не помогают уменьшать экранное время, добавляет издание. Кроме того, они вызывают у пользователей немало нареканий. 

Нет рекламы, нет дохода

Сможет ли увлечение кнопочными телефонами нести угрозу бизнесу крупнейших производителей смартфонов? Короткий ответ — нет. 

Телефоны с минимальным набором функций не собирают данные о пользователе, не у всех есть доступ к привычному рынку приложений, а значит они не интересны маркетологам и большим рекламодателям — их невозможно использовать для показа рекламы. 

«Среднестатистический пользователь смартфона — это гораздо более прибыльный клиент для венчурных инвесторов в сфере программного обеспечения, поскольку с помощью обычного телефона практически невозможно генерировать рекламные показы или собирать полезные поведенческие данные», — говорит Inside The Valley Джаред Бреннер, консультант технологических компаний. 

Хотя кнопочные телефоны могли бы помочь с цифровым детоксом, «им трудно достичь достаточно высокого проникновения на рынок, чтобы обеспокоить крупных производителей смартфонов», рассуждает в статье Сесар Корколес, профессор факультета компьютерных наук и мультимедиа Открытого Университета Каталонии. 

Выручка от продажи кнопочных телефонов составила $2,3 млрд в 2024 году, она будет расти на 2,3% ежегодно до 2031 года, согласно отчету Cognitive Market Research. При этом на Северную Америку приходится 40% мировых продаж, на Европу — 30%. Для сравнения, продажи смартфонов в мире составили $408 млрд в 2024 году, по данным Techinsights.

Поделиться