Доходность в 2000% и крах Salomon Brothers: лучшие и худшие инвестиции Баффета
Покупка текстильной компании Berkshire Hathaway стала разочарованием, а вложения в Coca-Cola ознаменовали смену инвестиционной стратегии

Покупая разные бизнесы, Баффет сделал Berkshire Hathaway одной из самых ценных компаний в мире / Фото: Shutterstock.com
Уоррен Баффет выстроил одну из самых дорогих компаний в мире — Berkshire Hathaway — и собрал вокруг себя преданных поклонников, которые состоят не только из акционеров, получивших выгоду от успехов Berkshire. Как ни раз говорил сам Баффет, не каждая его инвестиция за шесть десятилетий на посту главы компании оказалась такой же удачной, как, например, ставка на Apple. Но именно ошибки часто приносят самые ценные уроки, подчеркивал легендарный инвестор. The Wall Street Journal собрал некоторые из успешных инвестиций и промахов Баффета.
Успехи Баффета:
Coca-Cola. Баффет впервые инвестировал в Coca-Cola в 1988 году. «Когда у нас есть выдающиеся компании с выдающимся руководством, наш любимый срок владения — вечно», — написал он тогда в ежегодном письме акционерам. И сдержал слово: Coca-Cola остается в портфеле Berkshire до сих пор. К концу 2024 года доля компании оценивалась примерно в $25 млрд. Только за 2024 год дивиденды от Coca-Cola, которые росли ежегодно десятилетиями, принесли Berkshire около $770 млн.
Со временем акции Coca-Cola стали для Berkshire и ее инвесторов чем-то большим, чем просто источником дохода: Баффет был крупнейшим акционером компании, входил в совет директоров, активно ее продвигал и рассказывал, что пьет по пять банок вишневой Coca-Cola в день.
Покупка доли в Coca-Cola, как и в других гигантах вроде American Express и Apple, также продемонстрировала, насколько изменилась инвестиционная философия Баффета по сравнению с его ранними годами, когда он был поклонником дешевых акций. Переключиться на покупку качественных компаний по справедливой цене инвестора из Омахи убедил его давний партнер Чарли Мангер, пишет WSJ.
BYD. Заслугу в находке китайского производителя электрокаров Баффет приписывает Чарли Мангеру. Именно он убедил Berkshire купить 10% акций компании в 2008 году. Уже через два года инвестиция в $230 млн превратилась почти в $2 млрд благодаря спросу на электромобили. С 2022 года Berkshire начал сокращать свою долю, которая на пике составляла почти 40%. Инвестиции в BYD обеспечили Баффету доходность в 2000%.
MidAmerican Energy. В 1999 году Баффет купил 75% акций коммунальной компании MidAmerican Energy по настоянию своего друга Уолтера Скотта, который вошел в совет директоров Berkshire в конце 1980-х. MidAmerican, переименованная позже в Berkshire Hathaway Energy, процветала под крылом Berkshire, не выплачивая дивиденды и направляя прибыль на приобретения и инвестиции. Компания стала одной из четырех ключевых опор портфеля Berkshire наряду долей в Apple, страховым и железнодорожным бизнесами, а ее годовая операционная прибыль выросла до почти $4 млрд со $122 млн в 2000-ом. Благодаря покупке MidAmerican Energy в компанию пришел Грег Абель, которому Баффет намерен передать пост гендиректора в конце 2025 года.
Провалы Баффета:
Salomon Brothers. Berkshire приобрела привилегированные акции инвестиционного банка Salomon Brothers в 1987 году, когда он был еще одним из крупнейших банков на Уолл-стрит. Однако в 1991 году трейдеров банка обвинили в манипуляции на аукционе казначейских облигаций. Баффету пришлось вмешаться и встать во главе совета директоров, чтобы урегулировать вопросы с правительством.
Но Salomon так и не оправился от скандала, и в 1997 году был продан финансовой компании Travelers Group, которая позже стала частью Citigroup. Хотя эта сделка частично спасла инвестиции Berkshire, сама ситуация оставила свой след: в последующие десятилетия Баффет и Мангер часто вспоминали эту историю как предостережение и повод относиться к Уолл-стрит с осторожностью.
«Я могу справляться с плохими новостями, но не люблю, когда приходится иметь с ними дело уже после того, как они «начали гнить», — писал Баффет в письме 2010 года. — Нежелание смотреть правде в глаза превратило проблему Salomon из легко решаемой в ту, которая едва не погубила компанию с 8 тыс. сотрудников».
USAir. В 1989 году Berkshire купила привилегированные акции авиакомпании USAir на $358 млн, а уже к середине 1990-х Баффет списал 75% стоимости этой инвестиции. Баффет признал, что недооценил, насколько сильно дерегулирование авиационной отрасли США повредит бизнесу USAir: с 1990 по 1994 годы компания потеряла $2,4 млрд.
«Когда владельца Virgin Atlantic Airways Ричарда Брэнсона спросили, как стать миллионером, он ответил: «Все просто. Начните как миллиардер и купите авиакомпанию», — писал Баффет в письме акционерам в 1996 году. — Ваш председатель решил проверить это на практике».
Berkshire Hathaway. В мае 1964 года исполнительный директор убыточной текстильной компании Berkshire Hathaway Сибери Стэнтон предложил инвесторам выкупить их акции по $11,37 за штуку. Баффет, один из крупных акционеров компании, рассчитывал на $11,5 и отказался продавать свой пакет. В письме акционерам в 2014 году он написал, что «это было монументально глупое решение».
Бизнес Berkshire приходил в упадок вместе с остальной текстильной промышленностью Новой Англии: фабрики закрывались, а убытки росли. Но Баффет проигнорировал мрачные перспективы и продолжал скупать акции. В мае 1965-го он получил контроль над компанией и продолжал поддерживать текстильный бизнес несколько лет.
«Из-за ребяческого поведения — моего и Сибери [Стэнтона] — он потерял работу, а я вложил более чем 25% капитала фонда в ужасный бизнес, в котором почти ничего не понимал, — писал он. — Я стал собакой, которая догнала машину». В 1985 году Баффет, по его словам, сдался и закрыл предприятие: «Упрямство, или глупость? — имеет пределы», — писал он.