ИИ начинает платить по счетам: почему история с пузырем доткомов не повторится

В нынешней ситуации есть важное отличие от пузыря доткомов: ИИ-компании не спешат выходить на IPO / Фото: RAMAN SHAUNIA / Shutterstock.com
Microsoft, Google и Meta бодро отчитались о росте выручки и прибыли, не преминув при этом подчеркнуть вклад ИИ-технологий в свои успехи. Отдельные ИИ-стартапы тоже продолжают энергично привлекать инвестиции. Так что же такое ИИ-гонка: финансовый пузырь или новая экономика? Это непраздный вопрос, который волнует как частных инвесторов, так и руководителей крупнейших технологических компаний, вложивших в ИИ миллиарды. Попытаемся разобраться, что происходит.
Вера в ИИ или «является ли папа римский католиком?»
Классический пузырь — крах доткомов, случившийся в начале 2000-х, тогда инвесторы потеряли триллионы долларов. Я подробно писал о нем в прошлом месяце.
И ведь дело даже не в том, что интернет оказался неудачной технологией, совсем наоборот — он во многих аспектах действительно изменил нашу жизнь и позволил вырасти таким огромным компаниям, как Microsoft, Alphabet (материнская компания Google), Amazon, Meta (бывший Facebook) — совокупно они сейчас составляют 18,56% капитализации индекса S&P 500.
Просто большинство вышедших на IPO до марта 2000 г. интернет-компаний не имели устойчивой бизнес-модели и были на волне ажиотажа сильно переоценены, что и привело в конце концов к панике и краху. Сейчас опасения те же: цена акций растет настолько стремительно, что возникает вопрос, насколько это соответствует фундаментальной стоимости компании (прибыли, активам и т. д.). Очевидно, нынешний бум ИИ не может не вызывать беспокойства.
«Генеративный ИИ отлично тратит деньги, но не способен генерировать прибыль», — волновался в прошлом году Джон Нотон — профессор кафедры общественного понимания технологий в Открытом университете (Великобритания).
На вопрос «не попали ли мы в пузырь ИИ» он отвечает в своей колонке тоже вопросом: «Является ли папа римский католиком?». То есть, иными словами — да, конечно, попали.
Но так ли это на самом деле?
Удачный сезон
Похоже, текущий сезон отчетности опровергает эти опасения. Meta, например, по итогам второго квартала 2025 года сообщила о рекордной выручке $47,5 млрд (на 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года) и чистой прибыли $18,3 млрд (рост на 36%). «Сильные результаты этого квартала во многом стали возможны благодаря ИИ, который значительно повысил эффективность и доходность нашей рекламной системы», — отметил гендиректор компании Марк Цукерберг.
Alphabet также сообщила о росте выручки во втором квартале 2025 года на 14% до $96,4 млрд. «Мы лидируем на передовой ИИ и развиваемся невероятно быстро. ИИ положительно влияет на все аспекты бизнеса, обеспечивая мощный импульс. Поиск продемонстрировал двузначный рост выручки, а наши новые ИИ-функции — такие как AI Overviews и AI Mode — показывают хорошие результаты» — прокомментировал цифры гендиректор компании Сундар Пичаи.
Как дела у Microsoft? «До сих пор акционеры высоко оценивали работу [гендиректора Microsoft Сатьи] Наделлы… Однако, если он потерпит неудачу, [внедряя искусственный интеллект — прим. Oninvest] его работа может оказаться одной из первых под угрозой из-за ИИ», — писал в мае этого года Bloomberg. Однако, похоже, потеря работы ему пока не грозит, у компании все хорошо: выручка в четвертом квартале 2025 финансового года, закончившемся 30 июня, выросла на 18% — до $76,4 млрд. На следующий день Microsoft присоединилась к Nvidia в элитном клубе компаний с капитализацией более $4 трлн.
Наделла не преминул подчеркнуть на конференц-колле, что у Copilot — ИИ чат-бота, который компания предлагает частным пользователям, бизнесу и разработчикам — более 100 миллионов активных пользователей в месяц. По его словам, около 800 миллионов клиентов взаимодействуют с ИИ-функциями, встроенными в продукты Microsoft, пишет Bloomberg.
Тут, конечно, есть некоторое лукавство — компании не дают подробную разбивку, сколько именно они потратили на создание и внедрение ИИ и сколько именно благодаря ему заработали. Однако все это крупные технологические корпорации с устоявшимися моделями доходного бизнеса, что дает им как надежный фундамент для инвестиций в ИИ из собственных средств, так и различные варианты монетизации новой технологии.
Например, когда в феврале случился «момент DeepSeek», временно обваливший котировки американских технологических компаний на $1 трлн, что сделал гендиректор Microsoft Сатья Наделла, пока все паниковали? Он решил разместить этот китайский ИИ (благо, он с открытым исходным кодом) в своем облачном сервисе и продавать доступ к нему наряду с другими 1900 ИИ-моделями, которые там уже есть. Условно говоря, можно годами пытаться вырастить самый красивый цветок, а можно открыть цветочную лавку и зарабатывать на всех цветоводах — именно так Наделла и поступил, отмечает Bloomberg. «Независимо от того, стоит ли использование модели клиенту $10 через OpenAI или 90 центов через DeepSeek, Microsoft получает оплату за облачные вычисления, защиту от киберугроз, хранение данных и другие дополнительные услуги», — пишет агентство.
Кроме того у Microsoft есть другое сильное конкурентное преимущество: практически вся корпоративная Америка работает на его офисных программах, таких как Word, Excel, Teams и других. Наделла решил разработать ИИ-помощника Copilot и начал активно продвигать его по уже налаженным каналам корпоративных продаж. В отличие от стартапа OpenAI, который мог себе позволить выпустить в мир ChatGPT с галлюцинациями и другими недостатками, в Microsoft понимают, что корпоративным потребителям нужна надежность, юридическая чистота, безопасность. В конце концов это стало конкурентным преимуществом. «Нам было очень приятно обратиться к клиентам и сказать: «Вам нравится ChatGPT? Это [Copilot] то же самое, но лучше: более мощный пользовательский интерфейс, более высокая безопасность», — цитирует Bloomberg Джеффа Тепера, руководителя Microsoft Teams. В январе 2025 г. Наделла заявил, что годовой доход от ИИ-продуктов уже достиг $13 млрд (признав, что частично произошло это, благодаря OpenAI). Компания, правда, потратит в следующем квартале $30 млрд на создание новых ЦОДов (на 50% больше, чем годом ранее), но нужно учитывать, что там работают не только ИИ-модели, но и другие облачные сервисы, которые за год закончившийся 30 июля принесли Microsoft в общей сложности $75 млрд выручки. Инвесторы встретили отчет позитивно, акции компании 31 июля выросли на 8,2% а капитализация впервые (правда, ненадолго) превысила $4 трлн, пишет Bloomberg.
У техногигантов, как видим, дела в общем пока идут неплохо. А что же ИИ-стартапы? Тут тоже интересная ситуация, сильно не похожая на пузырь доткомов 2000 года.
Взрывной рост
Взять хотя бы пионера ИИ-революции — компанию OpenAI. Оставив в стороне такие показатели, как рост количества пользователей (эти метрики сильно подвели инвесторов во время бума доткомов) посмотрим на деньги. Источник Bloomberg сообщил, что выручка OpenAI за счет платных подписок на ее инструменты в 2025 году может превзойти $12,7 млрд — это в три с лишним раза больше чем $4 млрд годом ранее. А в 2026, по словам собеседника агентства, она удвоится и достигнет уже $29,4 млрд. И это для компании, о которой еще три года назад никто даже не слышал, весьма впечатляюще. До прибыльности ей, правда, еще далеко. Ожидается, что в 2025 году OpenAI «сожжет« около $8 млрд инвесторских денег, которые пойдут на аренду вычислительных мощностей, обучение все более мощных ИИ-моделей и другие расходы. По сведениям Bloomberg, компания рассчитывает стать прибыльной к 2029 г. когда ее выручка превысит $125 млрд. Амбициозно, но люди верят — пока что у компании нет недостатка в поддержке инвесторов. В начале августа стало известно, что OpenAI получила $8,3 млрд в рамках усилий по сбору очередного гигантского раунда на $40 млрд, причем от желающих не было отбоя, пишет CNBC.
Или вот например стартап Anthropic, основанный в 2021 году выходцами из OpenAI Дарио Амодеи и его сестрой Даниэлой Амодеи. По данным источника The Information его выручка приближается к $5 млрд в год. История похожая — пока что компания без прибыли и «жжет» около $3 млрд в год, но инвесторы уже выстраиваются в очередь, чтобы вложить в нее $5 млрд при общей оценке $170 млрд.
Или, наконец, история Thinking Machines Lab, основанной бывшим техническим директором OpenAI Мирой Мурати — я о ней недавно писал. Компании менее года, у нее еще нет продукта на рынке, но инвесторы уже дали ей $2 млрд при общей оценке в $12 млрд. Это ли не пузырь?
ИИ только оптом, в IPO не отпускаем
На мой взгляд, в нынешней ситуации есть важное отличие от пузыря доткомов. Тогда в интернет-стартапы на фоне мягкой денежно-кредитной политики (ДКП) вкладывались в основном розничные инвесторы через IPO. Новые размещения происходили практически ежедневно или даже чаще — 457 IPO в 1999 году, а затем еще 91 только в первом квартале 2000 года.
Сейчас все совершенно иначе. Рынок технологических IPO, замерший в 2022 году на фоне ужесточения ДКП, еле жив: с января 2025 года их было в среднем два в месяц, а к началу июля количество «подскочило» аж до пяти, пишет CNBC.
В новые технологии ИИ вкладываются либо техногиганты из собственных средств, либо профессиональные венчурные инвестфонды. Не то чтобы топ-менеджеры крупных компаний и квалифицированные венчурные инвесторы не могли ошибаться — они тоже люди и подвержены так называемому эффекту FOMO (страх упустить что-то важное).
Однако, как видим, ИИ-технологии уже продемонстрировали если не прибыльность, то способность генерировать существенные денежные потоки, причем они могут наращивать их очень быстро, фактически, быстрее, чем это удавалось кому-либо прежде. По данным исследования финтех-группы Stripe стартапы в области ИИ с годовой выручкой более $30 млн достигли этого рубежа в среднем за 20 месяцев — в пять раз быстрее, чем, например, это удавалось SaaS-компаниям (которые тоже были хитом недавнего времени), пишет Financial Times.
«Когда в 2000 году лопнул пузырь доткомов, коррекция была быстрой и жестокой. Компании, оцениваемые в миллиарды долларов, испарились в одночасье, из чего многие сделали вывод, что интернет-технологии — всего лишь спекулятивное увлечение», — пишет портал Geeky Gadgets. Боль была долгой. Индексу NASDAQ понадобилось 15 лет, чтобы вновь дорасти до максимумов начала 2000 года.
«Сегодняшний бум ИИ демонстрирует удивительно схожие характеристики, но вот главное отличие. Он основан на технологиях, которые уже внедрены в повседневную жизнь и быстро масштабируются в разных отраслях. Хотя инвестиционный энтузиазм и завысил некоторые оценки, такие ключевые возможности, как обработка естественного языка, генеративные инструменты и автономные агенты, не являются спекулятивными идеями. Даже если рынок остынет, ИИ не исчезнет и не отступит, как это случилось со многими дотком-стартапами. Его движущая сила — структурная, а не хайповая», — резюмирует Geeky Gadgets.