Медийный бизнес президента на пути к превращению в технологическую платформу с криптовалютами и ИИ. Фото: Rokas Tenys/Shutterstock

Летом 2025 года компания Дональда Трампа Trump Media & Technology Group существенно расширила зону своих интересов: компания теперь официально намерена заниматься криптовалютами и искусственным интеллектом.  Ксения Туркова — о том, как президент и предприниматель создает бизнес вокруг альтернативной медиареальности.

Сначала была соцсеть 

Отправной точкой медиаактивов нынешнего американского президента стала  соцсеть Truth Social — она была запущена как альтернатива Twitter в 2021, после того как самого Трампа там заблокировали. Платформа сразу позиционировалась как личная трибуна и фундамент будущей медийной экосистемы Трампа, где можно контролировать повестку и монетизировать политический капитал. Bloomberg тогда писал, что амбиции соцсети простираются дальше конкуренции с соцсетями: «компания намекает на будущий технологический стек, который может включать в себя платежные сервисы, похожие на Stripe Inc., и облачные функции, которые конкурируют с Amazon.com и Google Alphabet Inc.».  

Сама компания не публикует данных о количестве пользователей. По информации SEO.AI, на январь 2025 года Truth Social насчитывала около 6,3 миллиона активных пользователей. Согласно данным Statista, платформа ежемесячно регистрирует около 3,9 миллиона посещений со стационарных компьютеров и мобильных устройств в США. Судя по этим цифрам, Truth Social по-прежнему значительно уступает  Facebook с 3,29 миллиардами пользователей в день и соцсети X c 600 миллионами в месяц (данные неофициальные, Илон Маск не публикует эту отчетность). 

Впрочем, по словам медианалитика, эксперта Анненбергской школы коммуникаций Василия Гатова, Truth Social и нельзя рассматривать как альтернативу устоявшимся медиаплатформам в классическом смысле — ни по охвату, ни по технологической зрелости, ни по экономике. 

«Это не конкурент X (бывшего Twitter), Facebook или YouTube. Это даже не Telegram-канал — с точки зрения распределения новостей и идей. Но ключевую задачу Трампа — создание безопасной среды для «информационной мастурбации» — Truth Social выполняет блестяще. Это не СМИ, не платформа, а убежище. Там не обсуждают, там соглашаются. Аудитория компактна, предсказуема и крайне лояльна. В политическом смысле — да, это альтернатива. В технологическом и рыночном — нет», — говорит Гатов. 

В самом начале Truth Social была изолированной сетью и единственным продуктом Trump Media & Technology Group (TMTG). Ближе к 2025 году ее роль поменялась: она стала ядром не только медиаструктуры. Теперь в Trump Media & Technology Group входит Truth.Fi — в этом году она подала заявки на регистрацию двух крипто ETF, а TMTG  — оформила заявки на торговые марки «Truth Social AI» и «Truth Social AI Search» — это часть инициатив по интеграции ИИ-функций в платформу.  

Говорит и показывает Truth

В начале июля Trump Media запустила глобальную стриминговую платформу Truth+, на которой телеканал его давнего сторонника Кристофера Радли — Newsmax — стал флагманским каналом для международных рынков. Это соглашение позволяет транслировать контент Newsmax по всему миру — в Apple TV, Android, iOS, на Roku (популярная в США стриминговая платформа и ТВ-приставка, с помощью которой пользователи смотрят онлайн-контент) и веб-платформах, причем без необходимости использования VPN. 

Аудитория NewsMax а последние 5 лет выросла по просмотрам в прайм-тайм на 1027%, согласно отчету Nielsen за 1 квартал сейчас телеканал на 4 месте по популярности среди кабельных телеканалов в США. 

В марте 2025 года Newsmax вышла на биржу, IPO прошло более, чем успешно. Из-за высокой волатильности торги приостанавливали несколько раз. Акции выросли на  735%, Кристофер Радди в один день стал миллиардером, его состояние выросло до $3,3 млрд. 

NewsMax подвергался критике за распространение конспирологических теорий — о выборах 2020 года, о штурме Капитолия 6 января и об опасности вакцин от COVID-19. Производители систем для голосования Smartmatic и Dominion даже подавали в суд на Newsmax за его заявления о выборах 2020 года. В прошлом году компания достигла соглашения со Smartmatic, Newsmax выплатит последней $40 млн. С Dominion представители Трампа пока так и не договорились. 

Формально компания Newsmax остается независимой от Trump Media. У нее достаточно влиятельные инвесторы:  основатель Interactive Brokers Томас Петерффи, украинский промышленник Вадим Шульман и член королевской семьи Катара шейх Султан бин Джассим Аль Тани. Семья Аль Тани в мае подарит Трампу один из своих самолетов, официально заявлялось, «передаст Пентагону борт для Air Force One в рамках межправительственного соглашения». 

Де-факто, именно платформа Трампа Truth+ расширяет доступ NewsMax к аудитории. Медиапродюсер и футуролог Джаан Джонс в разделе «Мнения» телеканала MSNBC (одно из СМИ, которое Трамп называет «фейк-ньюс»)  отмечает: «Это означает, что президент теперь финансово связан с пропагандистской платформой, которую он часто приглашает в брифинг-зал Белого дома, со СМИ, вовлеченным в судебную тяжбу из-за ложных сведений в отношении выборов 2020 года. А ранее в этом году Newsmax и The Blaze, дружественные MAGA СМИ, получили доступ к пресс-пулу Белого дома вместо HuffPost и Reuters — что, по всей видимости, было частью попытки добавить больше СМИ, лояльных Трампу. Это тот тип коррумпированной схемы, о которой, как можно себе представить, говорил в 2022 году лидер Венгрии Виктор Орбан. Он советовал республиканцам для борьбы с либералами и построения общества, подобного венгерскому, которое Орбан назвал «нелиберальной демократией», иметь «собственные СМИ».

Именно борьбу с либеральной повесткой и называют главной целью управленцы Trump Media. «Мы рады быстрому выходу Truth+ на международные рынки, — заявил генеральный директор и председатель совета директоров компании Девин Нуньес. — Мы закладываем фундамент для того, чтобы бросить вызов монолиту woke-повестки [повышенное внимание к вопросам равенства и разнообразия — прим. Oninvest] с помощью жестких, репортажей без woke идеологии и комментариев».

Обвиняя не поддерживающие его медиа в «левом радикализме» и узурпации новостного пространства, Трамп тем временем создает свой, консервативный монолит. И в этом — отличие его медиастратегии образца 2025 года от того, что он делал во время своего первого президентского срока. Медиааналитик Василий Гатов объясняет: «В 2016–2020 Трамп играл в паразитическую игру: высасывал внимание из крупных медиа, превращал CNN и Twitter в свои мегафоны. Он не владел повесткой, а взламывал чужую. После блокировки (в 2021 году) он понял: контроль важнее охвата. Теперь стратегия другая: изоляция и суверенитет. Он не хочет быть частью большой медиаплатформы — он строит свою».

Семейный подряд. Как Трамп строит свою медиареальность  

Медийный бизнес для 47-го президента США — еще и семейный медиаподряд. В деятельности компании Trump Media активно задействованы члены семьи американского лидера. Наиболее заметная фигура — Дональд Трамп-младший: он единственный бенефициар отзывного траста Trump Media — президенту не положено заниматься бизнесом. Трамп-младший не только главный промоутер Truth Social, но и «публичное лицо бренда» по патентным заявкам TMTG, он также поддерживает запуск стриминга Truth+ и, вероятно, станет одним из его ведущих. Эрик Трамп также участвует в продвижении платформы, а на раннем этапе разработки TMTG выступал в роли стратегического консультанта. Его жена Лара Трамп — медиаперсона, она регулярно появляется на близких TMTG каналах Newsmax и OANN, а также рассматривалась в качестве потенциальной ведущей женских ток-шоу на Truth+.  Лара Трамп также входит в Национальный комитет Республиканской партии (RNC). 

Общая стратегия компании очевидна: монетизировать политическую преданность и волю миллионов лояльных пользователей путем создания медиасети, финансовых продуктов и альтернативной площадки для высказываний. 

Хайп, а не бизнес 

Можно ли считать медиабизнес Трампа успешным? Когда соцсеть Trump Media & Technology Group вышла на биржу, ее акции подскочили на 59%, компания очень быстро достигла оценки почти в $10 млрд. Впрочем, этот успех, при его кажущейся очевидности, вызвал вопросы. В сентябре перед выборами стоимость компании снизилась более чем на $7 млрд с майского пика, а затем она восстановилась почти на $3 млрд долларов менее чем за месяц. 

Рост не был обусловлен какими-либо фундаментальными факторами, писал Bloomberg: Trump Media & Technology Group Corp. сообщила о продажах всего в $1,6 млн за первые полгода. По независимым данным число активных пользователей Truth Social за последний год не превысило миллиона в день. Выглядит как классическая мем-акция, но есть нюанс. В отличие от инвесторов, которые хотят получать от своих вложений исключительно прибыль, у покупателей акций Truth Social такой мотивации нет, писал Reuters: вложения сторонники Трампа  рассматривают как возможность инвестировать в него — или просто продемонстрировать президенту свою поддержку и веру в политический драйв. Именно поэтому они входят в бизнес, несмотря на потери. Хотя среди инвесторов в TMTG числится крупный институциональный игрок — Charles Schwab Investment Management. Внучка Чарльза Шваба была весной назначена на высокую должность в казначействе.

В 2024 Trump Media показали в отчетности чистый убыток в размере $400,9 млн  при выручке всего в $3,6 млн.  

В 1 квартале этого года выручка Trump Media составила уже $8,8 млн, убыток по GAAP — $31,7 млн. Но у компании внушительная подушка ликвидности в $759 млн и операционные расходы остаются умеренными. 

Медиаимперия или медиаплемя? 

В истории США попыток создать такие медиаимперии «под себя» еще не было. Впрочем, а можно ли считать это заявкой на классическую империю в духе Мердока (на которого, кстати, совсем недавно Трамп подал в суд)? 

Медиааналитик Василий Гатов считает, что нельзя. 

«У Трампа нет контента, который можно продать Netflix. Нет новостей, которые можно перепечатать в других странах. Нет системных доходов, кроме фандрайзинга и мерча. Все держится на одном: на его имени, конфликте и постоянном мобилизационном жаре», — объясняет эксперт. 

По его словам, эффективность в этой системе измеряется по-другому, в рамках той специфической задачи, которую она решает. Иными словами, это не медиа как бизнес, а медиа как система власти, в которой реальные доходы остаются минимальными, а устойчивость бизнеса — под вопросом.

При этом даже компании, которые аффилированы с «медиаимперией» Трампа, но формально в нее не входят, вызывают меньше опасений. 

Так, глобальная онлайн-торговая платформа Mitrade.com, которая предоставляет доступ к международным финансовым рынкам, недавно проанализировала лучшие мем-акции, связанные с Трампом, и сравнила Newsmax с Trump Media. 

Вывод — несмотря на то, что ни то, ни другое не выглядит надежно, из двух зол стоит выбрать Newsmax. 

Newsmax зарабатывает около $171 млн долларов в год, а инвесторы оценивают компанию примерно в $1,8 млрд – $1,9 млрд, то есть она стоит в 10–11 раз больше своей годовой выручки,   к слову такой же коэфицциент P/S у Meta.

У Trump Media ситуация иная.  Рыночная капитализация у компании $5 млрд, хотя за весь прошлый год компания заработала всего около $4,5 миллиона.  То есть коэффициент P/S  (price-to-sales, «цена к выручке») — более 1100. Еще одно свидетельство того, что спрос на бумаги поддерживается верой сторонников Трампа в его бренд. 

Как говорит медианалитик Василий Гатов, по сути, это не империя, а медиаплемя с тотемом. 

Поделиться