На китайском фондовом рынке уже было два пузыря — в 2007 и 2015 годах. Сейчас на нем появились явные признаки спекулятивного ажиотажа, которые власти активно пытаются сбить / Фото: Frame China / Shutterstock.com

В недолгой истории китайского фондового рынка было уже два пузыря — в 2007 и 2015 годах. Менее чем за пять последних месяцев он вырос всего на 25% (даже меньше, чем, например, рынок США), но на нем появились явные признаки спекулятивного ажиотажа. Власти обеспокоены возможным повторением ситуации, когда стремительный взлет обернется не менее впечатляющим обвалом. 

Сбить ажиотаж

Китайский фондовый рынок непрерывно растет с апреля, когда президент США Дональд Трамп, поначалу несколько раз повысивший пошлины для Китая более чем до 100%, взял паузу для проведения переговоров. 

В конце июня США и Китай объявили о торговом перемирии. В итоге с апрельского минимума Shanghai Composite поднялся на 25,4% и 25 августа достиг десятилетнего максимума. (Для сравнения: американский S&P 500 за это же время по пик 4 сентября прибавил 30,7%.)

Китайские регуляторы начали рассматривать ряд мер по охлаждению рынка, капитализация которого с начала августа увеличилась на $1,2 трлн (около 10%), сообщил Bloomberg со ссылкой на знающих об этом людей. По их словам, в числе вариантов, предложенных руководству страны в последние недели, — отмена некоторых ограничений на короткие продажи и меры по сдерживанию спекулятивных операций. 

Власти опасаются, что резкий разворот на рынке может привести к большим потерям для розничных инвесторов. Это может быть особенно чувствительным ударом в ситуации, когда главный актив китайцев — недвижимость (на нее приходится почти 80% активов домохозяйств) — падает в цене уже более четырех лет.

Председатель китайской Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг Ву Цин в конце августа заявил о решимости обеспечить стабильность на фондовом рынке и поощрять «долгосрочное, стоимостное и рациональное инвестирование». 

Пекин дал понять, что предпочитает «медленно растущий бычий рынок», который обеспечит устойчивое повышение благосостояния и длительный рост потребления домохозяйств.

Последние сообщения свидетельствуют о «растущем дискомфорте в связи с резкими скачками активности розничных инвесторов», которые выражаются в значительном увеличении количества открытых счетов и объемов маржинальной торговли (когда акции приобретаются не на свои, а на заемные средства), приводит Bloomberg мнение Хоминя Ли, старшего стратега по макроэкономике Lombard Odier: «Будет неудивительно, если власти вмешаются, частично разрешив институциональным инвесторам возобновить открытие коротких позиций на материковом рынке и настучав по головам онлайн-платформам, активно привлекающим розничных трейдеров».

Регуляторы уже привлекли финансовые институты к попыткам сбить спекулятивный раж. Банкам дали указание расследовать случаи привлечения для инвестиций в акции заемных средств на платформах онлайн-кредитования, а брокерам — ограничить рекламу услуг по круглосуточному открытию торговых счетов, рассказали источники Bloomberg. Cоцсетям вынесли предупреждение, что не следует слишком активно распространять информацию о бычьем тренде на фондовом рынке, достижении нового максимума в маржинальной торговле, перетоке денег с банковских депозитов на рынок акций.

Более 400 паевых фондов объявили в августе об ограничении или приостановке приема средств, и даже выигравшие от бума компании стали предупреждать инвесторов о рисках. Например, на прошлой неделе об этом заявила разрабатывающая чипы для искусственного интеллекта компания Cambricon Technologies, ставшая одним из объектов спекулятивной торговли. Ее акции подорожали с 28 июля за месяц на 134% на ожиданиях, что власти будут поддерживать отечественный сектор ИИ, которому приходится бороться с ограничениями со стороны США. При этом индекс CSI 300, в который входят акции Cambricon, за тот же период прибавил лишь 8%.

Рост акций Cambricon значительно «превысил рост большинства компаний-аналогов и соответствующих индексов», сообщила она. «Существует риск того, что цена акций могла отклониться от текущих фундаментальных показателей компании, и торгующие ими инвесторы могут столкнуться со значительными рисками», — заявила Cambricon, после чего ее акции упали в моменте на 9%.

«Индекс горничных»

Беспокоиться о ситуации на рынке регуляторов и экспертов заставляют воспоминания о двух пузырях, стремительно надувшихся и лопнувших примерно за два года. 

Так, за 14 месяцев по октябрь 2007 года Shanghai Composite вырос на 270% (тогда правительственный сайт Eastday, ссылаясь на службу занятости Шанхая, сообщал, что в шанхайских отелях не хватает горничных: 10% из них уволились и ушли торговать акциями), а затем за 12 месяцев растерял весь этот рост, упав на 73%. 

Власти тогда ничего не сделали, и пузырь незаметно сдулся. Фондовый рынок Китая традиционно слабо связан с экономикой: ВВП в 2007 году  вырос на 14,2%, а в 2008 году — на приличные 10%, учитывая разразившийся в том году мировой финансовый кризис.

В 2015 году тоже был пузырь, но меньше: за те же 14 месяцев до пика в июне Shanghai Composite поднялся на 155%. Но когда он стал сдуваться, это обеспокоило и бюрократов, и иностранных участников, ведь и местных инвесторов, и международных к тому времени на китайском рынке было уже гораздо больше.

Когда индекс менее чем за месяц после достижения пика упал на 30%, Пекин неожиданно стал тратить миллиарды долларов на поддержку рынка. Эти события спровоцировали массовые распродажи на мировых рынках акций и сырьевых товаров. К тому моменту китайская экономика уже демонстрировала признаки резкого замедления, и в августе Пекин даже девальвировал юань, чем еще больше напугал мировые рынки.

В итоге Shanghai Composite к началу 2016 года растерял весь рост, и последующие почти 10 лет торговался в диапазоне примерно от 2500 до 3700 пунктов. Лишь во время нынешнего взлета индекс вырвался из этого «боковика», поднявшись до уровня осени 2015 года. 

Свидетельства пузыря

Нынешняя ситуация на рынке в ряде аспектов напоминает прошлые пузыри, хотя и не в таких масштабах. По данным бирж, в этом августе розничные инвесторы открыли на 166% больше новых счетов, чем в августе 2024 года. 

А, например, в 2007 году с января по май было открыто 22 млн брокерских счетов — в четыре раза больше, чем за весь 2006 год, по данным China Securities Depository & Clearing.

Предыдущие пузыри совпадали с «крайне агрессивным наращиванием кредитного плеча розничными инвесторами» — да, собственно, во многом и порождались им, говорит Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. В последнее время, по его словам, тоже появились сообщения, что люди стали активно использовать, например, кредитные карты для покупки акций. 

Объем сделок с маржинальным кредитованием достиг 1 сентября рекордного уровня в 2,28 трлн юаней ($320 млрд), слегка превысив максимум 2015 года, отмечает Bloomberg: в течение августа маржинальные позиции росли беспрерывно за исключением трех торговых дней. А объем торгов на биржах в материковом Китае 27 августа превысил 3,1 трлн юаней ($434 млрд), что стало вторым по величине показателем в истории. 

«Помню, я был в Китае в 2007 году, и когда ты приходил в магазин, некому было тебя обслужить, потому что все смотрели за котировками акций на экранах телевизоров (это было еще до эпохи смартфонов). Это было очевидным свидетельством пузыря, — рассказал Триси. — Думаю, Компартия не хочет повторения такого, поэтому сейчас они начали действовать, несмотря на то что пока рынок растет гораздо умереннее».

Поделиться