Глава OpenAI Сэм Альтман — один из обитателей Кремниевой долины, финансирующих исследования в области долголетия. Всего миллиардеры вложили в эту сферу более $5 млрд за последние 25 лет. Фото: Photo Agency / Shutterstock.com

В середине сентября поддержанный гендиректором OpenAI Сэмом Альтманом стартап Retro Biosciences объявил, что уже в этом году начнет клинические испытания своей первой разработки — таблетки для «очистки» мозга и борьбы с болезнью Альцгеймера. Достижение долголетия или даже бессмертия — одно из древнейших стремлений человечества, которое актуально и сейчас. Техноинвесторы Кремниевой долины вкладывают миллиарды в исследование способов продления жизни. На что они ставят? 

«Ты хочешь жить вечно?»

Этой фразой дух воительницы Валерии подбадривает Конана в классическом фильме «Конан-варвар» 1982 года с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Она-то, положим, скорее спрашивала с иронией — мол, мы все умрем, так что не бойся рискнуть жизнью в бою, воин. Лучшие будут удостоены Вальгаллы. Но очень и очень многие отвечают на вопрос буквально: «Конечно, хочу!»

Идея долгой жизни и даже бессмертия будоражила умы с древних времен. Около четырех тысячелетий назад шумеры рассказывали о месопотамском царе по имени Гильгамеш, который отправился на поиски вечной жизни и даже нашел на дне моря растение, восстанавливающее молодость, но змея украла у него растение на обратном пути, пишет портал History.

Разумеется, предприимчивые люди всегда находили способ заработать на стремлении властителей к бессмертию. 

Две тысячи лет назад китайский маг по имени Сюй Фу убедил императора, что за Желтым морем есть эликсир, дарующий вечную жизнь. Император снабдил Сюй Фу кораблями и 3 тыс. девственниц, которые, по словам мага, были необходимы для поисков. Когда император обнаружил, что успехи незначительны, Сюй Фу сказал, что ему также нужна армия, которую император и предоставил. Сюй Фу отплыл, и император больше никогда его не видел, рассказывает одну из таких историй The New York Times. 

Речь, видимо, о китайском императоре Цинь Шихуанди, который был одержим идеей бессмертия и даже принимал ртуть в качестве эликсира. Иронично, что именно ртуть, возможно, послужила причиной его довольно ранней смерти в 49 лет, отмечено в книге «История Китая» Дэвида Кертиса Райта. Когда в 1970-х годах открыли гробницу этого имератора, то обнаружили в ней уровень ртути, в сотни раз превышающий естественный.

«Я называю антивозрастную медицину второй древнейшей профессией. Люди продают ее уже давно», — цитирует History Си Джея Ольшанского, профессора эпидемиологии и биостатистики в Иллинойском университете (США).

Новейшая история показывает, что с тех пор мало что изменилось.

Дожить до 150

В начале сентября этого года во время встречи в Пекине президент РФ Владимир Путин и руководитель Китая Си Цзиньпин обсудили среди прочего вопросы бессмертия или хотя бы как дожить до 150 лет, сообщило агентство Reuters. Позднее по настоянию китайского телевидения видео разговора пришлось убрать с сайта агентства, потому что оно якобы «было отредактировано», но Reuters настаивает, что суть разговора передана верно.

Отвлекаясь от личностей, потенциальный «приз» за продление жизни огромен. Как подсчитали американские и английские ученые в статье «Экономическая ценность борьбы со старением», замедление старения, увеличивающее продолжительность жизни на 1 год, дает экономический эффект, который оценивается в $38 трлн.

Можно ли вообще жить дольше? Исторические данные, казалось бы, внушают оптимизм. Например, в США с 1900 по 2013 года ожидаемая продолжительность жизни при рождении выросла более чем на 30 лет — с 47 до 79 лет, пишут исследователи из Пенсильванского университета (США).

Однако в XXI веке темпы увеличения продолжительности жизни замедлились, отмечает New Scientist. Это может быть связано с тем, что наибольшие достижения в улучшении окружающей среды и здравоохранения были достигнуты еще в 1900-х годах, и человечество приближается к биологическому пределу старения, цитирует журнал Ольшанского.

Our World in Data на основе данных ООН подсчитал, что с 2024 по 2100 год продолжительность человеческой жизни увеличится в Европе и США всего лишь примерно на 10 лет — с 79 до 89 лет. Другие регионы показывают сходную динамику при меньших абсолютных значениях, а в среднем по миру прогресс составит чуть больше 8 лет — с 73,3 до 81,7 года.

Впрочем, есть и другие мнения. Майкл Роуз из Калифорнийского университета в Ирвине (США) считает, что продолжительность жизни человека не ограничена. По его словам, при правильных инвестициях в исследования в области борьбы со старением мы могли бы снова увидеть радикальное продление жизни в этом столетии, по крайней мере, в богатых странах, пишет New Scientist.

«При правильных инвестициях», ага. Знать бы еще, какие правильные. Вопрос, как говорится, на триллион. Но технологические магнаты Кремниевой долины уже делают свои ставки.

Молодые мечтают стать богатыми, а богатые — молодыми

По подсчетам портала о долголетии Longevity.Technology, общий объем финансирования отрасли в 2024 году достиг $8,49 млрд — рост более чем в два раза по сравнению с $3,82 млрд годом ранее. Прогноз на 2025 год предполагает увеличение вложений до $9,8 млрд. 

Приличную часть этих инвестиций обеспечивают сверхбогатые магнаты, в том числе из Кремниевой долины — по данным The Wall Street Journal, за последние 25 лет они вложили в исследования долголетия как минимум $5 млрд.

Стартап Retro Biosciences основал известный энтузиаст долголетия Джо Беттс-Лакруа в 2021 году. Его официальная цель — добавить людям 10 лет здоровой жизни. Тут, правда, есть некоторое лукавство. «Они не обязательно говорят о том, что ожидаемая продолжительность жизни в США увеличится на 10 лет. Скорее, они пытаются создать новые методы лечения, которые позволят людям чувствовать себя здоровыми, бодрыми и энергичными до последних дней», — поясняет Business Insider. 

Как бы то ни было, цель все равно достойная, и Сэм Альтман поддержал ее инвестициями в $180 млн. Беттс-Лакруа утверждает, что их первый продукт — таблетка RTR242 — начнет испытываться на людях уже в этом году. По задумке, она должна стимулировать процесс аутофагии — самоочищения клеток. С возрастом этот процесс нарушается, и в клетках скапливается  «мусор», который связывают с возникновением возрастных заболеваний, таких как болезни Альцгеймера и Паркинсона, пишет BI.

Альтман не ограничился финансовой поддержкой — в августе этого года OpenAI сообщила, что совместно с  Retro Biosciences разработала специальный ИИ, GPT‑4b micro, для создания новых улучшенных вариантов так называемых факторов Яманаки — набора белков, которые, как показал в 2006 году японский ученый Синъя Яманака, могут «омолаживать» клетки. Вместе с британским ученым Джоном Гердоном они получили за эти исследования Нобелевскую премию в 2012 году.

Кстати говоря, Яманака сейчас — главный научный консультант Altos Labs, еще одного амбициозного стартапа, поддержанного миллиардерами Кремниевой долины. Altos привлек более $3 млрд от техномагнатов, включая основателя Amazon Джеффа Безоса, технологического инвестора Юрия Мильнера, соучредителя Palantir Джо Лонсдейла (через его инвестиционную компанию 8VC) и основателя Arch Venture Роберта Нельсона, пишет Business Insider. 

Цель компании весьма амбициозная — «восстановить здоровье и устойчивость клеток посредством омоложения, чтобы обратить вспять болезни, травмы и нарушения, которые могут возникнуть на протяжении жизни».

Сходные задачи ставит перед собой NewLimit — стартап, учрежденный гендиректором криптобиржи Coinbase Брайаном Армстронгом. Он «глубоко увлечен идеей ускорения развития науки и увеличения продолжительности жизни людей», говорится на сайте NewLimit. В мае этого года стартап получил $130 млн в раунде B от ряда известных инвесторов, в том числе Founders Fund Питера Тиля.

Последний, судя по всему — один из самых активных энтузиастов поиска волшебного эликсира долголетия и явно стремится диверсифицироваться, не складывая все яйца в одну корзину. Тяга Тиля к продлению жизни привела к созданию почти десятка компаний, некоторые финансировались его венчурным фондом, а другие — некоммерческим фондом, который он поддерживал. Эти компании собрали более $700 млн, по подсчетам WSJ. 

Игра для венчурных инвесторов

В 2024 году в секторе долголетия преобладало венчурное финансирование поздних стадий, объем которого достиг $2,7 млрд или 32% от общей суммы, подсчитал портал Longevity.Technology. Активность на IPO оставалась «сдержанной»: на бирже компании привлекли всего $367,5 млн. 

Нетрудно заметить, что публичные компании в этой сфере относятся пока к сфере small cap или даже micro cap, и подвержены сильной волатильности. 

Как, например, вышедшая на IPO в начале 2024 года компания Telomir Pharmaceuticals, которая привлекла $7 млн по цене $7 за акцию. Ее главная ставка — препарат Telomir-1, который должен защищать ДНК в хромосомах, регулировать уровень металлов в организме, противодействовать окислительному стрессу и воспалению и тем самым продлевать жизнь. 22 сентября ее акции закрылись на уровне $1,56, то есть они торгуются примерно на 78% ниже цены IPO. Однако в июле аналитики Zacks советовали купить их, пока дешево (с тех пор стало еще дешевле), потому что если идея «выстрелит», потенциал к росту большой.  

BioAge также вышла на IPO в прошлом году, в сентябре. «Мы используем биологию старения человека для разработки новых методов лечения метаболических заболеваний», — говорится на сайте компании. Уже в декабре она объявила, что прекращает клинические исследования своего препарата от ожирения из-за побочных эффектов, акции упали. Меньше двух недель спустя BioAge подписалась на партнерство с швейцарским фармгигантом Novartis, который обязался выплатить $20 млн за ее наборы данных о продолжительности жизни человека, а также платформу биотехнологических исследований. Соглашение предусматривает выплату еще до $530 млн в зависимости от достижения определенных целей. Акциям BioAge это пока мало помогло — они как рухнули в декабре 2024 года c $20 до менее чем $5, так и торгуются примерно по этой цене. С начала года они потеряли в цене более 11%.

Еще один новичок рынка — Jupiter Neurosciences — вышел на IPO в декабре прошлого года. Компания предлагает биодобавки на основе ресвератрола.

«Ресвератрол — мощный полифенол, содержащийся в красном вине, винограде и ягодах, давно известный своими антиоксидантными, противовоспалительными и продлевающими жизнь свойствами», — говорится на сайте биодобавки Nugevia. Но завершенных клинических исследований, доказывающих это, пока нет, поэтому препарат остается в статусе биодобавки. Компания размещалась по $4, но уже в феврале акции рухнули ниже $1, и Jupiter Neurosciences чуть не вылетела из основного листинга Nasdaq. Сейчас они торгуются по $1,32 при капитализации менее $50 млн.

Как видим, пока эликсир вечной жизни остается таким же неуловимым, как во времена Гильгамеша. А те, кто хочет вложиться в его поиски, делают это на свой страх и риск, так что подумайте вначале очень хорошо. Если вы не китайский император и не миллиардер из Кремниевой долины, конечно.

Поделиться