Oracle представила квартальный отчет, который превзошел ожидания рынка, а журналисты AP назвали его "ошеломительным". После этого основатель Oracle Ларри Эллисон ненадолго стал самым богатым человеком на Земле. Фото: drserg / Shutterstock.com

В среду 10 сентября основатель и председатель совета директоров Oracle Лоуренс «Ларри» Эллисон стал самым богатым человеком в мире по версии Bloomberg, обогнав Илона Маска, который удерживал это звание почти год. Это произошло после публикации квартального отчета Oracle, который агентство AP назвало «ошеломительным». Акции компании взлетели вверх, а состояние Эллисона за один день увеличилось более чем на $100 млрд — это самый большой дневной прирост в истории рейтинга Bloomberg. По состоянию на 12 сентября Маск снова занял первое место в списке богатейших людей планеты, но состояние Эллисона остается огромным — $363 млрд. Как он этого добился? 

С нуля

Начало жизни Ларри Эллисона вряд ли можно назвать удачным. Он родился в 1944 году у юной матери вне брака, и она вскоре отдала мальчика на воспитание родственникам. Он никогда не встречался со своим биологическим отцом, рассказывает Business Insider. Его воспитала семья Эллисонов, он рос в южной части Чикаго, которую журнал Look однажды назвал «старейшим и самым ужасным черным гетто в Соединенных Штатах». 

Это не такое гетто, каким мы представляем его сейчас, с расхаживающими по улицам вооруженными бандами. На самом деле это был еврейский квартал, его окружали кварталы чернокожих, пуэрториканцев и латиноамериканцев, вспоминал Эллисон в 1995 году. Просто квартал, в котором жили небогатые люди «нижнего среднего класса», как определял он сам. Но, по признанию Эллисона, он не догадывался, что жил в “плохом квартале”, пока не уехал оттуда. 

Его приемный отец (по данным Forbes, иммигрант из России) потерял свой бизнес недвижимости во время Великой депрессии и зарабатывал на жизнь «скромной работой аудитором в управлении государственного жилья», пишет сайт Academy of Achievement.

В чем Ларри все же повезло, так это в том, что его юность совпала с бурным послевоенным ростом экономики США. 

С другой стороны, она много у кого пришлась на это время, но мультимиллиардерами стали, мягко говоря, не все в послевоенном поколении американских «бэби-бумеров». А второе везение — его решение в 1966 году в возрасте 22 лет поехать в Калифорнию, где зарождалась Кремниевая долина. Эллисон дважды поступал в университеты, но ни один так и не закончил. 

«Высшее образование, безусловно, полезно, и я бы рекомендовал каждому получить хотя бы одно. Но, знаете ли, я бросил школу без диплома и приехал в Калифорнию. Я никогда в жизни не ходил на курсы информатики. Я устроился программистом. Я был практически самоучкой. Я просто взял книгу и начал программировать», — рассказал он в интервью Смитсоновскому институту.

После нескольких лет случайных подработок его, «сжалившись», принял на работу легендарный Джин Амдал, создатель архитектуры знаменитой серии серверов IBM-360. В 1970 году Амдал совместно с японской Fujitsu основал собственную компанию Amdahl, которая занималась разработкой конкурирующих с IBM серверов. Он даже отправил юного программиста в командировку в Японию, и японская культура произвела на Эллисона неизгладимое впечатление, в частности, нацеленностью на коллективный труд и сочетанием невероятной вежливости в быту и столь же невероятной свирепости в бизнесе.  

«В Японии мы считаем, что наши конкуренты крадут рис у наших детей. В Японии мы считаем, что доли рынка меньше 100% недостаточно. В Японии мы считаем, что недостаточно моего успеха. Все остальные должны потерпеть неудачу. Мы должны уничтожить наших конкурентов», — сказал ему один японский бизнесмен.

Впоследствии ему эти советы очень пригодились.

Рождение «Оракула»

В 1976 году System R, исследовательский проект IBM, опубликовал серию статей о новом способе хранения и поиска информации —   реляционных базах данных и языке управления этими базами SQL. Подход обещал значительно упростить поиск нужной информации в огромных массивах, однако его коммерческий потенциал еще только предстояло раскрыть.

«В то время считалось, что реляционные базы данных никогда не будут коммерчески жизнеспособными, потому что они слишком медленные. Из-за этого общепринятого мнения никто не пытался создать коммерческую версию… Ни одна компания, включая IBM», — вспоминал Эллисон.

В 1977 году Эллисон работал на компанию Ampex, получившую заказ от ЦРУ на создание базы данных под названием Oracle («Оракул»). Он и двое его коллег,  Боб Майнер и Эд Оутс, решили, что реляционные базы данных — это коммерческая возможность, которую никто не видит, что давало им преимущество. Они скинулись, собрали $2 тыс. и учредили собственную фирму, Software Development Laboratories. Контракт с ЦРУ они в итоге у Ampex «увели», и он принес им первые $50 тыс., пишет Forbes, а дальше началась упорная борьба за выживание.

«Все разработки велись на собственные средства. В те времена, когда вы пытались получить деньги для софтверной компании, несмотря на Кремниевую долину и ее знаменитых венчурных капиталистов, они даже не встречались с вами. Они просто оставляли вас ждать в приемной на 45 минут, пока вы, наконец, не понимали, что вас не примут. А затем администратор обыскивал ваш портфель, чтобы убедиться, что вы не крадете экземпляры Business Week с журнального столика. Мы были персонами нон-грата в сообществе венчурных капиталистов», — вспоминал Эллисон.

В 1980 году в компании Эллисона работало всего восемь сотрудников, а выручка составляла менее $1 млн, но уже в следующем году сама IBM перешла на Oracle для своих серверов, и продажи Oracle удваивались каждый год в течение следующих семи лет, пишет Academy of Achievement. В 1982 году компанию переименовали в честь ее флагманского продукта — системы управления базами данных Oracle.

Компания вышла на IPO 12 марта 1986 года, ее акции предлагались по $15, а к концу торгового дня выросли до $20. Если бы вы вложили $1 тыс. в бумаги Oracle в то время, то 10 сентября 2025 года ваши акции (с учетом нескольких происшедших с тех пор дроблений) стоили бы больше $7 млн, подсчитал портал Benzinga.

Однако главной силой, которая «катапультировала» Ларри Эллисона на вершину иерархии миллиардеров, стали вовсе не системы управления базами данных, а его относительно новый бизнес — облачные вычисления.

«Это полная чушь»

Как я писал в конце прошлого года, аренда компьютерных мощностей  через интернет (а это и есть облачные вычисления) превратилась в огромный, быстрорастущий и высококонкурентный рынок с объемом $400 млрд в первом полугодии 2025 года, по свежим данным Statista. Первой эту модель изобрела в 2006 году компания Amazon, и она же остается лидером, занимая около 30% рынка. За ней следуют Microsoft (20%), Google Cloud (13%) и китайская Alibaba Cloud (4%). Oracle замыкает первую пятерку с долей на порядок меньшей, чем у компании Джеффа Безоса.

Видимо, в немалой степени потому, что Эллисон довольно долго относился к этой модели весьма скептически. «Компьютерная индустрия — единственная отрасль, которая больше ориентирована на моду, чем женская мода. Может, я идиот, но я понятия не имею, о чем вообще идет речь. Что это? Это полная чушь. Это безумие. Когда же этот идиотизм прекратится?», — резко отреагировал он на вопрос о планах Oracle в сфере облачных вычислений на встрече с аналитиками в 2008 году.

Однако по мере бурного роста облачного бизнеса конкурентов, в Oracle поняли, что без этой технологии им тоже не обойтись, и начали в 2010-х активно переманивать специалистов из Amazon. Один из таких сотрудников, Дон Джонсон, предложил использовать подход bare metal, когда клиенту сдаются в аренду физические сервера целиком, без необходимости делить их мощности с другими клиентами, что обеспечивало дополнительную скорость и безопасность. Подход bare metal одобрил лично Эллисон, который к тому моменту уже ушел с должности гендиректора компании, но сохранил за собой пост председателя совета директоров и технического директора, продолжая зорко контролировать все, что происходит в Oracle, пишет агентство Bloomberg. 

В итоге облачный бизнес Oracle начал набирать обороты. Появились крупные клиенты, такие как сервис видеозвонков Zoom и компания такси Uber. Но настоящим переломным моментом стал контракт с китайской сетью TikTok, которая в 2022 году объявила, что для безопасности и спокойствия американских пользователей все их данные будут обрабатываться исключительно на облачных серверах американской компании Oracle. Годовой доход от одного этого клиента быстро превысил $1 млрд — больше, чем приносили все остальные вместе взятые, сообщает Bloomberg.

А потом в 2023 году наступила революция ИИ, который знаменит своим невероятным аппетитом на компьютерные мощности. Эллисон и тут не растерялся — в январе этого года на пресс-конференции с участием только что избранного президента Дональда Трампа он вместе с гендиректором OpenAI Сэмом Альтманом и председателем Softbank Масаеси Соном объявил о мега-проекте Stargate, который предусматривает инвестиции $500 млрд в строительство гигантских центров обработки данных, и заняться их созданием и эксплуатацией должна как раз компания Oracle.

Стремительный взлет богатства Эллисона — как раз следствие этого дальновидного решения. Объявляя результаты за I квартал 2026 финансового года, компания заявила, что ее неисполненные обязательства по договорам (RPO, то есть, фактически, прогноз уже подтвержденной договорами выручки) выросли на 359% год к году и достигли невероятной суммы $455 млрд. «В первом квартале мы подписали четыре многомиллиардных контракта с тремя разными клиентами. В течение следующих нескольких месяцев мы ожидаем привлечения нескольких новых клиентов с многомиллиардным оборотом, и RPO, вероятно, превысит полтриллиона долларов», — сказала гендиректор Oracle Сафра Кац.

Конечно, на этом фоне на тот малозначительный факт, что столько лет кормившие Oracle продажи программного обеспечения упали на 1%, внимания уже никто не обратил. На них теперь приходится 38% общей выручки, в то время как на облачные вычисления — 48%. 

Настала новая эпоха — Oracle стремительно превращается из софтверной в облачную компанию. Памятуя о склонности Эллисона к жесткому японскому стилю ведения бизнеса, конкурентам, видимо, есть чего опасаться. Никто не украдет рис у его детей.

Поделиться