
С начала года Alcoa неоднократно сообщала инвесторам плохие новости. Но в 2026-м компания может выиграть от роста оборонного заказа в ЕС и США. Фото: Jonathan Weiss / Shutterstock.com
Американская компания Alcoa — один из крупнейших производителей алюминия в мире — с начала этого года уже несколько раз сообщала инвесторам плохие новости. Но пока компании удается сохранять рост основных финансовых показателей. Стоит ли делать на нее ставку в 2026 году?
«Ненужная» поддержка
Когда 10 февраля президент США Дональд Трамп объявил о планах повысить пошлины на импорт стали и алюминия с 10 до 25%, акции американских металлургических компаний взлетели в цене на 5-18%, в то время как бумаги европейских и азиатских металлургов упали. Тогда считалось, что компании из США останутся в выигрыше от новой протекционистской политики Белого дома, и в особенности — производитель алюминия Alcoa. С июня пошлину на ввоз «крылатого» металла Белый дом поднял до 50%.
Но в самой Alcoa такое решение поддержать не могли, поскольку для североамериканских клиентов они в основном поставляют металл со своих канадских предприятий.
Alcoa управляет двумя из четырех действующих алюминиевых заводов в США. Однако три четверти производства в Северной Америке приходится на Канаду и примерно 70% этого объема идет в Штаты.
Но, cудя по последней отчетности компании, она смогла снизить их негативный эффект на финансовый результат в этом году. Cитуацию спасло то, что это не первые такие пошлины в истории Alcoa (пошлины в 10% США ввели еще в 2018 году, при первом президентском сроке Трампа).
А в 2026 году Alcoa может выиграть от роста оборонного заказа в ЕС и США.
То Трамп, то блэкаут
Котировки акций этой американской компаний отражают все негативные новости и события года. В январе средняя цена акции Alcoa составила $36,78. А 8 сентября они торговались по $32. С начала года ее бумаги потеряли в цене чуть более 15%.
Весь 2025 год руководство Alcoa сообщает инвесторам тревожные новости. Так, во втором квартале компания, по собственным оценкам, заплатила около $115 млн по импортным пошлинам Трампа при импорте металла из Канады в Штаты. На компанию влияло и снижение мировых цен на алюминий и глинозем.
Вдобавок плохие новости пришли из ЕС. Испанский проект Alcoa в Сан-Сиприане встал на паузу в апреле 2025 года, после общенационального сбоя в энергосистеме. Запуск производства возобновили только в июле, но полноценно оно теперь заработает только в середине 2026 года.
Для европейского бизнеса Alcoa это означает еще год ожиданий, прежде чем собственные мощности начнут заметно поддерживать поставки. На 2025 год по активу в Сан-Сиприане Alcoa ожидает чистый убыток $90–110 млн.
Еще одним фактором давления на компанию является рост расходов на энергоресуры. Высокие цены на электроэнергию и конкуренция с Big Tech мешают США и Европе развивать собственную переработку стали и алюминия. Вашингтон и Брюссель выделяют миллиарды долларов на проекты по добыче и переработке, чтобы защититься от Китая. Но побороть внутреннюю угрозу — гонку техногигантов в сфере ИИ — никто не может.
По оценке Тронда Олафа Кристофферсена из Norsk Hydro, на электроэнергию уходит около трети всех затрат алюминиевого завода. И в США производители конкурируют за контракты на поставку электричества с технологическими компаниями, которые готовы платить гораздо больше, чтобы развивать дата-центры. Один из металлургов в разговоре с FT описал это так: «Это не Alcoa против Китая, а Alcoa против Google». Газета The Wall Street Journal приводит данные Alcoa: производителям алюминия, чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, нужно заручиться контрактами на поставки электроэнергии по $30 за мегаватт-час минимум на 15 лет. Но в США они уже платят $60-100.
Тем не менее, во втором квартале 2025 года Alcoa показала рост выручки на 3,85% в годовом выражении — до $3,1 млрд. Это выше ожиданий рынка, но при этом показатель снижается два квартала подряд.
Также она отчиталась о росте чистой прибыли на внушительные 720% — до $164 млн. Скорректированная прибыль на акцию составила $0,39 (при консенсусе в $0,06).
Но что принесло такой результат? Отчасти — стратегия избегания пошлин на североамериканском рынке. Компания перенаправила порядка 100 тыс. тонн канадского металла на другие рынки.
Кроме того, прибыль принесла успешная продажа доли в в 25,1% в СП Ma’aden одноименной государственной горнодобывающей компании Саудовской Аравии — о сделке объявили 1 июля. По ее итогам Alcoa получила $1,35 млрд — деньгами и акциями Ma’aden. В третьем квартале компания покажет бухгалтерскую прибыль от сделки в $780 млн.
Пока консенсус-прогноз рынка не столько благосклонен к Alcoa.
Средняя целевая цена от аналитиков — $32,9, на 2,7% выше уровня закрытия 8 августа. Средняя рекомендация — «выше рынка».
В 2025 году рынок ждет выручку в районе $12,49 млрд и EBITDA в районе $1,88 млрд, а в 2026-м — $12,33 млрд и $1,86 млрд соответственно. То есть прогноз на 2026 предполагает снижение выручки примерно на 1,3% и EBITDA — на 1,1% относительно оценок на 2025-й.
Но эти оценки в полной мере не учитывают рост операций в ЕС в 2026 году и адаптацию к импортным пошлинам. А также политические новости.
Ставка на оборонную промышленность и санкции
По данным SIPRI, в 2024 году мировые военные расходы выросли до рекордных $2,72 трлн, а Европа стала главным источником прироста: +17% год к году (включая Россию).
В ЕС совокупные оборонные траты в 2024 году достигли 343 млрд евро (+19% в годовом выражении), а в 2025-м они могут составить около 381 млрд евро. Одновременно НАТО фиксирует, что в 2025 году все союзники вышли на ориентир оборонных расходов в 2% ВВП и выше.
Все это означает растущий спрос на металлы в военных и смежных программах — от ПВО до судостроения и авиации.
Для прибыли Alcoa эффект от новой гонки вооружений будет положительным, но косвенным.
В ее прибылях можно учесть рост производства для аэрокосмической сферы: высокопрочные листы, плиты и экструдеры для формовки деталей самолетов, вертолетов, БПЛА и систем вооружения.
Alcoa тут не главный игрок, в отличие от таких компаний как Kaiser Aluminum. Однако компания выигрывает по принципу: прилив поднимает все лодки. Она — upstream-игрок (занимается добычей бокситов, глинозема и производством первичного алюминия), у нее закупаются и специализированные компании, она же выигрывает и от общего движения спроса вверх.
В пользу Alcoa может играть и блокада отдельных производителей. ЕС не хочет покупать алюминий в России (в 2026 году поставки сойдут на нет), а китайские поставщики не могут резко нарастить выпуск продукции.