Классические «черные лебеди» в истории фондовых рынков США — это теракты 11 сентября, крах доткомов и финансовый кризис 2008 года / Фото: Shutterstock.com/Alexandr Butylov

Freedom Broker назвал потенциального «черного лебедя» — неожиданное, но крайне значимое событие — для рынка акций США. Им оказалась не рецессия и не новый виток инфляции, а потеря веры в уникальность и устойчивость американской модели. Главными «черными лебедями» в прошлом были, например, теракты 11 сентября и кризис 2008 года. Хотя подобные шоки крайне сложно предсказать, от них можно застраховаться с помощью доступных широкой аудитории инвестиционных стратегий, считает MarketWatch.

Детали

Возможным «черным лебедем» для рынка США может стать потеря инвесторами веры в «американскую исключительность», говорится в «Стратегическом обзоре» на третий квартал 2025 года, который подготовил Freedom Broker (есть у Oninvest). Политика президента Дональда Трампа и соответствующий рост политических  рисков может вызвать у инвесторов сомнения в разумности дефицита американского федерального бюджета и ослабить доллар.

Хотя это классический риск, который всегда сопровождал американскую экономику, он трудно поддается прогнозу: высока вероятность переоценки и ложных сигналов, когда риск кажется выше, чем есть на самом деле. Тем не менее, сейчас вероятность его реализации немного возросла: на горизонте одного года такой «черный лебедь» может появиться в США с вероятностью в 1%, предположил Freedom Broker.

Аналитики Freedom практически не верят в то, что США в ближайшее время могут скатиться в рецессию. По их оценке, в рамках уже наблюдаемых процессов ее вероятность составляет всего 1,9% на годовом горизонте. Этот риск может увеличиться до 10% в случае появления нового, пока неизвестного шока, предупредил банк. 

Основные сценарии

Базовый сценарий: в третьем квартале экономика США адаптируется к повышенным пошлинам — без рецессии, но с умеренным ростом инфляции и временным замедлением роста ВВП до 1,8% в годовом выражении, а в четвертом квартале — до 1,5%. Рынок труда остается сбалансированным с безработицей на уровне 4,4%, а рост зарплат замедляется до 3,3–3,5% с 4,1% в 2024 году. Федрезерв снизит ставку один раз в 2025 году и дважды в 2026 году, поддерживая восстановление американской экономики, которое ускорится во втором квартале 2026 года. Здесь Freedom осторожнее широкого рынка — в цены фьючерсов заложены два снижения ставки ФРС США в текущем году.

Оптимистичный сценарий: пошлины оказывают меньший инфляционный эффект, что позволяет экономике Соединенных Штатов демонстрировать устойчивый рост — на 1,9% в третьем квартале и на 2,2% в четвертом — без ухудшения ситуации на рынке труда. Рост зарплат плавно замедляется. При благоприятной динамике Федрезерв начинает цикл снижения ставок в четвертом квартале 2025 года, а рост ВВП ускоряется до 2,4% в 2026–2028 годах.

Пессимистичный сценарий: обострение торговых конфликтов ведет к росту пошлин в США до 18–20%, инфляции и замедлению роста ВВП до 0,7–0,9% в третьем и четвертом кварталах 2025 года. Безработица увеличивается, а темпы роста зарплат отстают от увеличения цен на товары (3% против 3,9%), что ослабляет потребление. Несмотря на давление, рецессия не прогнозируется, но восстановление будет вялым и затяжным.

Именно пессимистичный сценарий может привести к «черному лебедю», предположил Freedom.

Когда прилетал «черный лебедь»

В теории «черных лебедей», предложенной в 2007 году писателем Нассимом Талебом, речь идет о редких, непредсказуемых событиях, которые оказывают глубокое влияние на общество или рынки — при этом их зачастую пытаются объяснить уже постфактум. Классические «черные лебеди» в истории фондовых рынков США — это теракты 11 сентября, крах доткомов и финансовый кризис 2008 года. Каждый из них застал инвесторов врасплох, вызвал шок на рынках и стал отправной точкой для серьезных сдвигов в экономике.

Как застраховаться от «черного лебедя»

Суть теории «черных лебедей» — не столько в прогнозировании таких событий (это практически невозможно), сколько в подготовке к ним: через диверсификацию активов и хеджирование рисков. В отличие от традиционных подходов к управлению рисками, Талеб рекомендовал так называемую стратегию «штанги» (Barbell Strategy). Она заключается в том, чтобы «быть одновременно гиперконсервативным и гиперагрессивным, а не умеренно агрессивным либо умеренно консервативным».

Один из вариантов такой стратегии предполагает размещение основной части портфеля в казначейские облигации США и инвестирование процентного дохода от них в колл-опционы на индекс S&P 500, пишет MarketWatch. Поскольку инвестируются только процентные поступления, убытков не будет, если трежерис удерживаются до погашения. При этом, в зависимости от выбранных опционов и поведения индекса S&P 500, такой инвестор сможет участвовать в значительной части роста рынка.

Биржевые инвестиционные фонды (ETF) предлагают широкой аудитории инструменты для реализации подобных стратегий. Один из них — фонд Amplify BlackSwan Growth & Treasury Core. Он размещает 90% средств в казначейские облигации, а 10% — в колл-опционы на S&P 500. Эта стратегия приносит среднегодовую доходность в 6,8% — против 8,4% у S&P 500. Таким образом, «страховка» от черного лебедя обходится инвесторам в 1,6 процентного пункта ежегодно — при нынешней нервозности рынков такая цена вполне разумна, отмечает MarketWatch.

Биржевое издание приводит и другой вариант стратегии «штанги»: вложиться в индексный фонд, а часть капитала направить на покупку пут-опционов. Пример — Swan Hedged Equity US Large Cap. «Страховая премия» та же — 1,6 п.п. в год.

Поделиться