Николай Сторонский переехал в ОАЭ, но у него по-прежнему есть дом в Великобритании, сообщили Oninvest в Revolut — он проводит в стране то время, которое ему «необходимо в его должности». Фото: FotoField / Shutterstock.com

Основатель Revolut Николай Сторонский переехал в ОАЭ. Один из богатейших британцев, чье состояние согласно Bloomberg Billionaires Index превышает $14 млрд, принял такое решение год назад, в преддверии масштабной налоговой реформы, отменившей с 2025 года льготы на зарубежные доходы и защиту иностранных трастов. Мягкий налоговый режим ОАЭ может помочь Сторонскому заметно сэкономить на налогах, особенно если состоится IPO Revolut, считают опрошенные Oninvest эксперты. Но у переезда есть и минусы — за сменой резидентства пристально следят британские регуляторы

Четвертый миллиардер королевства

В 2024 году в Великобритании стартовала крупнейшая налоговая реформа. В октябре 2024 года канцлер казначейства Великобритании Рэйчел Ривз подтвердила: многие льготы, которыми пользовались состоятельные резиденты страны будут отменены с апреля 2025 года, когда в стране начнется новый фискальный год. В октябре 2024 в документах семейной компании основателя Revolut Николая Сторонского Storonsky Family LTD появилась запись о смене прописки бизнесмена: он переехал в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) — первым об этом написал Bloomberg.

У Николая Сторонского по-прежнему есть дом в Великобритании, сообщили Oninvest в Revolut — он проводит в стране то время, которое ему «необходимо в его должности». Это время «уравновешено с активными путешествиями» Сторонского, которые он совершает как гендиректор глобальной компании, работающей на 39 рынках. Комментировать причины переезда Сторонского компания отказалась.

Сторонский — уроженец России, отказавшийся от российского гражданства, и один из богатейших людей Великобритании. По данным Bloomberg Billionaires Index, все его состояние оценивается в $14,2 млрд, что ставит Сторонского на четвертое место среди обладателей британского паспорта после основателя компании Dyson Джеймса Дайсона ($15,7 млрд), промышленника и главы JCB Энтони Бэмфорда ($15,4 млрд) и гендиректора Ineos Джима Рэтклиффа ($14,7 млрд). 

Сторонский — сооснователь необанка Revolut, который раскрутился на мультивалютных картах для путешественников, операциях с криптовалютой и денежных переводах. Сейчас Revolut — одна из самых дорогих финтех-компаний Европы. Осенью Revolut запустил вторичную продажу своих акций, надеясь выручить за свои бумаги $1 млрд, писал Bloomberg со ссылкой на источники. Выставленная цена в $1381,06 за акцию продемонстрировала рост оценки компании до $75 млрд с предыдущих $45 млрд. Новая стоимость Revolut еще не сопоставима с британским банковским гигантом HSBC, но по числу обслуженных клиентов в прошлом году необанк уже впереди. Банк Сторонского теперь оценивается дороже некоторых классических конкурентов, например, публичных Barclays и Lloyds.

Иностранным доходам показали FIG

Режим Non-Dom (или non-domicile, «недомицилированный резидент», то есть резидент без принадлежности к  стране по праву рождения или по выбору) существовал в Великобритании более двух веков. В 1799 году король Георг III позволил людям, родившимся в британских колониях, жить в Соединенном Королевстве, не платя налоги на зарубежную ренту или акции, пока деньги оставались за границей. Затем Non-Dom, освобождающий от налогов зарубежные доходы, стали применять любые иностранцы, которые стали налоговыми резидентами Великобритании и провели в ней менее 15 лет c момента смены резидентства. 

С 6 апреля 2025 года, когда в Великобритании наступил новый фискальный год, ситуация кардинально изменилась. Режим Non-Dom был упразднен. Ему на смену пришел режим FIG (Foreign Incom and Gains). Он освобождает зарубежные доходы иностранцев, живущих в Великобритании, от подоходного налога и налога на прирост капитала лишь на первые четыре года их налогового резидентства и позволяет в этот период ввезти эти средства в страну без уплаты налогов. FIG можно воспользоваться лишь раз в жизни и только тем, кто на момент первого года этого режима не был британским налоговым резидентом 10 полных налоговых лет подряд. Даже в льготный период все зарубежные доходы теперь придется декларировать. 

Лица, которые ранее пользовались режимом Non-Dom на основе remittance basis, но проживают в Великобритании четыре года и более, не подпали под новый режим FIG. Соответственно, с апреля 2025 года все их доходы, независимо от источника (места получения), облагаются подоходным налогом по ставкам от 20% до 45%. Прирост капитала от реализации активов (включая ценные бумаги и недвижимость), вне зависимости от местонахождения, облагается по ставке 24%. Максимальная ставка налога на дивиденды составляет 39,35%. Процентный доход и купоны квалифицируются как доход и могут облагаться по ставке до 45%. Доходы от реализации инвестиций в ряде инвестиционных фондов также могут облагаться по ставке 45%. Более того, все зарубежные активы таких лиц после 10 лет проживания в Великобритании подпадают под действие налога на наследство по ставке 40%.

Кроме Non-Dom в налоговом праве Великобритании до апреля 2025 года было еще несколько привлекательных режимов, рассказал Oninvest партнер британской IFS Consultants Дмитрий Заполь. Во-первых, налоговые резиденты без британского домициля не несли ответственности по налогу на наследство в отношении зарубежных активов. Во-вторых, офшорные трасты, учрежденные резидентами до приобретения ими британского домициля, признавались «защищенными» (protected trusts) — в результате учредитель траста, а в ряде случаев и бенефициары, не облагались налогом на доходы и прирост капитала, формируемые внутри структур под управлением траста; кроме того, активы, переданные в такую структуру, были защищены от налога на наследство.

Офшорные трасты, которые прежде можно было учредить, например, на Кипре или Британских Виргинских островах, больше не являются универсальным решением: активы, находящиеся в таких структурах, потенциально подпадают под налог на наследство. Доходы, возникающие в трастах и контролируемых частных компаниях, подлежат раскрытию не только по правилам соответствующих юрисдикций, но и по британским стандартам.

Дмитрий Заполь

Партнер IFS Consultants

Исход миллиардеров из Лондона 

Сторонский — не единственный миллиардер, который покинул Великобританию в 2024 году.

Отъезд обеспеченных людей из Великобритании пока не носит массового характера. Наиболее частыми направлениями становятся Кипр, Италия — где для новых резидентов действует фиксированный ежегодный сбор €200 000 на иностранные доходы, — Швейцария, Греция и Гибралтар.

Oninvest

Источник: ISF Consultants

За это время из страны уехали основатель глобальной платежной системы Checkout.com Гийом Пузаз, самый богатый египтянин Нассеф Савирис, зампредседателя совета директоров Goldman Sachs Ричард Нодде, венчурный инвестор и криптоэнтузиаст Кристиан Ангермайер и миллиардеры-девелоперы Иэн и Ричард Ливингстоны. Лондон покинул и Шравин Миттал, наследник империи Mittal и управляющий директор Bharti Global. Его примеру может последовать и сам стальной гигант Лакшми Миттал, предполагает FT. В беседе с FT Нассеф Савирис так раскритиковал  план канцлера Рейчел Ривз: 

У состоятельных людей или богатых предпринимателей есть выбор. Она [Рэйчел Ривз — прим. Oninves] должна относиться к ним как к своим лучшим клиентам. Я не знаю ни одного человека в моем окружении, который не переедет в этом апреле или в следующем, если у [их детей] будет учебный год или что-то в этом роде.

Нассеф Савирис

Председатель совета директоров OCI NV

Миллиардеры-уроженцы Великобритании также были недовольны реформой. По словам основателя Phone 4u Джона Кодуэлла, произошедшие изменения заставляют состоятельных иностранцев возвращаться «в Милан, Монако и Дубай».  

Почему в ОАЭ?

Именно в ОАЭ переехали упомянутые Нассеф Савирис и Шравин Миттал, а также судоходный магнат Джон Фредриксен, который выставил на продажу свой лондонский особняк, и основатель крупного европейского хедж-фонда BlueCrest Capital Management Майкл Эдвард Платт, который, по данным Gulf News, перевез сюда семью и family office. 

По оценке Henley & Partners, в 2025 году сюда могут перебраться 9800 миллионеров с совокупным состоянием $63 млрд.

Самым известным налоговым резидентом ОАЭ из уроженцев России остается создатель Telegram Павел Дуров. В интервью Bloomberg  он говорил

Многие люди в западном мире не осознают, насколько сильно налоги ограничивают их возможности. Можно отдать почти половину своего дохода в виде налогов. Фактически это означает, что 180 дней в году вы работаете на государство. Думаю, я смогу найти более эффективные способы использовать заработанные деньги на благо общества

Павел Дуров

Основатель Telegram

По словам Дурова, он выбрал резидентство в свободной экономической зоне Dubai Media City, которая пользуется налоговыми льготами. 

В ОАЭ фактически отсутствует налогообложения для любых доходов физических лиц, за исключением доходов от осуществления предпринимательской деятельности. Дивиденды, доходы от инвестиций в ценные бумаги и недвижимость налогом не облагаются, перечисляет управляющий партнер Nevskaya Consulting Дарья Невская. В отношении прибыли компаний налог взимается, но, во-первых, существует ряд льгот — например, в отношении дивидендов, для компаний из свободных зон, для малых компаний. Во-вторых, ставка налога на прибыль составляет по общему правилу всего 9%  и 15% для крупного международного бизнеса. Кроме того в ОАЭ ставка НДС — 5%, добавляет Невская.

С налоговой точки зрения негативных сторон у ОАЭ нет, но нужно быть готовым к другому климату и культуре, предупреждает Невская. Два собеседника Oninvest с опытом жизни в ОАЭ рассказали еще об одной особенности: несмотря на репутацию международного хаба, экспатское сообщество не так перемешано, многие общаются внутри своих диаспор.

Исследователи Международного института неравенства при Лондонской школе экономики (LSE), проведя интервью с 35 самыми богатыми жителями Великобритании, выяснили, что те не покинут страну из-за налоговых льгот, отчасти из-за связанной с этим стигматизации. Богатые люди в интервью называли страны с выгодными налоговыми условиями «скучными» и «культурно бесплодными», а налоговых мигрантов — «чрезмерно эгоистичными». Переезд в налоговую гавань представляет для них репутационный риск, заключается в исследовании.

Сколько уехало? По прогнозам Henley&Partners, в 2025 году Великобританию может покинуть почти вдвое больше миллионеров, чем год назад — 16 500 человек, их совокупное состояние компания оценила в $91,8 млрд. По подсчетам британской Tax Justice Network массовый исход миллионеров в 2024 году, который предсказывали в Henley& Partners, не состоялся. Но даже если бы заявленные 9500 человек уехали, это не превысило бы 0,3% от общего числа миллионеров-резидентов Великобритании.

Oninvest

Историческое здание Лондонской фондовой биржи, где может состояться IPO Revolut. Фото: Mistervlad / Shutterstock.com

Историческое здание Лондонской фондовой биржи, где может состояться IPO Revolut. Фото: Mistervlad / Shutterstock.com

Без столичной прописки

Вскоре после новости о смене резидентства Сторонского Банк Англии приостановил выдачу полной банковской лицензии Revolut, которой необанк добивается уже несколько лет. По данным FT, регулятор потребовал от финтех-группы гарантий создания инфраструктуры управления рисками в соответствии с амбициозными планами международной экспансии. «Наша приверженность Великобритании очевидна: мы только что открыли новую штаб-квартиру в Лондоне и инвестируем £3 млрд  [более $4 млрд — прим. Oninvest] в нашу деятельность в Великобритании», — заявил Oninvest представитель Revolut.

Британские и европейские регуляторы внимательно следят за такими переездами, оценивая не только формальное резидентство, но и фактический центр жизненных интересов человека, а также откуда ведется управление его бизнесом, репутационные риски и цели переезда, считает соотнователь консалтинговой компании Vast Vista Passport Care Полина Кулешова. 

В случае со Сторонским, который проживает в Великобритании уже несколько лет, сама по себе отмена режима для Non-Dom вряд ли была единственным триггером к релокации. На практике наличие зарубежных компаний и трастов означало бы для него новые требования по раскрытию и, вероятно, рост налоговой нагрузки, предположил в разговоре с Oninvest Дмитрий Заполь. Однако более вероятной мотивацией выглядит подготовка к IPO Revolut: в связи с этим у предпринимателя могла бы возникнуть значительная налоговая ответственность по налогу на прирост капитала, что рационально учитывается при выборе налоговой юрисдикции, уточнил он.

По данным годового отчета Revolut за 2024 фискальный год, на 2 апреля 2025 года Николаю Сторонскому прямо или через подконтрольные структуры принадлежало 25% Revolut. Forbes оценивает его долю в необанке в $7,9 млрд. The Times со ссылкой на источники в британских финансовых кругах в сообщила, что Revolut сейчас рассматривает вариант двойного размещения акций на биржах в Нью-Йорке и Лондоне при оценке в $75 млрд.

Поделиться