Small-cap ETF пережили крупнейший отток за 5 лет. Почему это не повод их игнорировать

Во втором квартале 2025 года отток из small-cap ETF составил $30,3 млрд, это максимум с 2020 года / Фото: Shutterstock.com
Летом 2025 года сектор small-cap вновь привлек внимание инвесторов — но не благодаря росту. Согласно данным Refinitiv Lipper на 4 августа, с начала года инвесторы вывели из фондов малой капитализации США $94,7 млрд. При этом только в июле отток составил $47,3 млрд — это крупнейший месячный отток за последние 5 лет. Кроме того, это существенно больше, чем в целом за второй квартал 2025 года, когда отток составил $30,3 млрд, что также квартальный максимум с 2020 года. Несмотря на отдельные всплески, small-cap сильно отстают от крупных компаний: за первые семь месяцев года индекс S&P 500 прибавил примерно 6,5%, тогда как Russell 2000 снизился примерно на 1%.
От роста к распродаже
Инвесторы во многом привыкли к высокому риску малых акций и готовы уходить из сектора при малейших признаках стагнации. В начале июня индекс Russell 2000 на время опередил S&P 500, прибавив 5,4% за месяц. Однако этот кратковременный рост сменился распродажей: начался отток капитала и индекс вновь закрепился ниже ключевых уровней поддержки.
В отчете за июль аналитики Wolfe Research отметили, что в составе индекса Russell 2000 усиливалась относительная доходность акций цикличных секторов — таких как промышленность и финансы — по сравнению с защитными (коммунальные услуги и товары первой необходимости). Индикатор Cyclical/Defensive Ratio, отражающий это соотношение, достиг уровней, характерных для локальных пиков, после чего развернулся вниз. Это может указывать на приближение паузы в ралли. При этом долгосрочный восходящий тренд остается в силе — речь скорее о временном смещении интереса инвесторов в сторону более консервативных активов.
Почему Russell 2000 выглядит переоцененным
По данным на 1 августа 2025 года прогнозный коэффициент P/E индекса Russell 2000 достиг 32,5, тогда как у S&P 500 этот мультипликатор — на уровне 24,8, а индекс прибыльных малых компаний S&P 600 — на 17,47. Хотя более высокий прогнозный P/E обычно отпугивает инвесторов, сейчас значительная часть роста в Russell 2000 приходится на нишевые, малоизвестные компании с положительной чистой прибылью и стабильным свободным денежным потоком.
Причина столь высокого мультипликатора индекса Russell 2000 — его структура. Согласно данным исследования Bank of America Global Research, около 35% компаний Russell 2000 не получают прибыль, что искусственно размывает агрегированную прибыль и завышает P/E.
Если исключить эти убыточные компании, прогнозный коэффициент P/E снижается до 15,5, подсчитали аналитики BofA Global Research. Это подчеркивает ключевое отличие между индексами: Russell 2000 охватывает весь спектр малых компаний, тогда как S&P 600 включает преимущественно прибыльные бизнесы (доля убыточных — менее 10%), что и объясняет разницу в оценках.
Макроклимат: ставка ФРС, пошлины и ВВП
По данным CME FedWatch, инструмента мониторинга ожиданий рынка в отношении ставки ФРС США, 95% трейдеров рассчитывают вероятность снижения ставки на 25 базисных пунктов — до уровня 4–4,25% в ходе сентябрьского заседания ФРС. Для small-cap, которым предстоит рефинансировать долги с плавающей ставкой, это означает снижение долговой нагрузки и поддержку операционной маржи.
Новые торговые правила, которые вступят в силу 7 августа, повысят средние импортные пошлины США до 18,3% — самого высокого уровня с 1934 года. Это сразу отразится на стоимости ввоза полупроводников и ряда потребительских товаров, а также усилит давление на издержки небольших производителей и ретейлеров. Вместе с тем, пока что инвесторы игнорируют большинство новостей о пошлинах, рассчитывая, что их эффект будет временным и экономика быстро адаптируется к новым условиям, отмечал Barron’s.
Однако первые признаки замедления экономики уже проявляются. Индекс деловой активности в сфере услуг (ISM Services PMI) в июле снизился до 50,1, а индекс занятости в непроизводственном секторе — до 46,4, что указывает на ослабление рынка труда. Производственный PMI также опустился до 48. Такое замедление особенно чувствительно для малых компаний, которые острее реагируют на снижение спроса.
Несмотря на ожидаемое смягчение политики ФРС и уверенность инвесторов, что экономика быстро адаптируется к новым пошлинам, слабые макроданные могут сдержать рост small-cap. Однако Jefferies указывает в своем отчете, что каждый из четырех предыдущих циклов снижения ставки сопровождался «режимной сменой» — равновзвешенный индекс S&P 500 Equal Weight Index, в котором более ощутимо представлены компании с меньшей рыночной капитализацией, опережал классический S&P 500. Аналитики Jefferies делают вывод о возможном начале аналогичной ротации после следующего решения ФРС о снижении ставки.
Где искать инвестидеи: три сектора small-cap с потенциалом
Несмотря на негативные сигналы, традиционно small-caps оправдывают инвесторов в долгосрочной перспективе. Текущие мультипликаторы Russell 2000 подразумевают среднегодовую доходность около 9% в течение следующих десяти лет, тогда как Russell 1000 (крупные капитализации) в среднем принесет лишь около 1% годовых, подсчитали аналитики BofA Global Research в отчете от 14 июля.
В то же время, сектор малой капитализации не представляет собой единый монолит: в составе индекса Russell 2000 есть секторы с существенно разным качеством и потенциалом. Согласно количественному рейтингу лидерами стали финансовый сектор, потребительские товары первой необходимости (Consumer Staples) и коммунальные услуги (Utilities), тогда как здравоохранение (Health Care) и энергетика (Energy) занимают нижние позиции.
Финансовый сектор сочетает умеренную оценку с позитивными прогнозами аналитиков. Секторы Consumer Staples и Utilities привлекательны за счет стабильных денежных потоков и высокой дивидендной доходности. Несмотря на значительные дисконты, здравоохранение остается зоной повышенных рисков и неопределенности. Именно прибыльные нишевые компании с устойчивой бизнес-моделью и низкой долговой нагрузкой — основная ценность small-cap.