Small-cap опередили S&P 500. Что стоит за ростом и как долго продлится ралли?

Индекс Russell 2000 вырос на 3,8% и превзошел S&P 500 / Фото: X / NYSE
В июле фокус инвесторов сместился с технологических гигантов и темы искусственного интеллекта на акции малых компаний, которые долгое время оставались в тени bigtech. С начала июля 2025 года индекс Russell 2000 вырос на 3,8%. Для сравнения, индекс широкого рынка S&P 500 прибавил 3%, Nasdaq Composite — 4%, Dow Jones Industrial Average — 1,7%, согласно данным FactSet. Такое ускорение стало сигналом, что внутри рынка назревает полноценная ротация: из технологических бумаг с высокими оценками в более экономически чувствительные отрасли.
На динамику сектора оказывает влияние и общий настрой рынка: укрепление аппетита инвесторов к риску и ожидания, что некоторая часть средств перейдет из ИИ-компаний в недооцененные секторы. Расчет инвесторов на small-cap подогревали и политические факторы: инвесторы ожидают, что администрация Трампа введет налоговые льготы и снизит регулирование в сегменте small-cap, а также постепенно вернет производственные цепочки в США.
Как долго может продолжиться ралли?
Оптимизм инвесторов может быть преждевременным: компании малой капитализации традиционно менее защищены от влияния пошлин, а их ралли часто быстротечно, предупреждает аналитик Mizuho Исабель Абугофф-Джейкобсон.
Торговая политика США оказала негативное влияние: введение пошлин на импортные товары стало поводом для опасений по поводу усиления инфляции и повысило риски рецессии. Это не позволило ФРС продолжать снижать ключевую ставку, что создает давление на small-cap компании, более чувствительные к ставкам.
Рынок все еще ожидает снижения ставок: почти половина трейдеров оценивают вероятность двух понижений базовой ставки по 25 б.п. до конца 2025 года, что позволит опустить ее до диапазона от 3,75% до 4%, по данным CME FedWatch Tool. «Одно или два сокращения не будут иметь большого значения, поскольку мы по-прежнему работаем в условиях относительно высоких процентных ставок по сравнению с предыдущими годами», – считает Джейкобсон из Mizuho.
В июне коэффициент цена/прибыль (P/E) вырос практически во всех сегментах рынка малой капитализации: так, коэффициент Russell 2000 поднялся с 14,9 до 15,5, что на 3% выше исторических средних значений, отмечают аналитики Bank of America в отчете, который вышел 14 июля. Несмотря на то что относительный мультипликатор компаний малой капитализации к крупным составляет 0,71 и все еще остается примерно на 30% ниже среднего исторического уровня.
Оценка акций указывает на потенциально более высокую доходность Russell 2000 в течение следующих 10 лет — около 9% в год, по сравнению с 5% у компаний, входящих в Russell MidCap и 1% — у Russell 1000, отмечает BofA.
Но хотя технические показатели рынка указывают на бычий тренд для акций small-cap, фундаментальные факторы рисуют менее убедительную картину, что также ставит под сомнение устойчивость текущего ралли акций малой капитализации, отмечает MarketWatch.
BofA полагает, что отчетность за второй квартал может показать признаки восстановления прибыли на акцию (EPS) small-caps, однако допускает, что оно может затянуться. Согласно консенсус-прогнозу Уолл-стрит, ожидания по восстановлению прибыли малых компаний сдвинулись на второе полугодие. Однако прогноз роста на 25% в четвертом квартале 2025 года выглядит слишком оптимистично с учетом замедления ВВП США, более слабого, чем ожидалось, восстановления промышленного сектора, рисков, связанных с тарифами, и базового сценария BofA, согласно которому ФРС не будет снижать ставку до конца года, указывают аналитики.
Какие секторы задают рост?
Первое место уверенно занимают small-cap финансового сектора. Он демонстрирует наиболее высокие показатели по всем четырем составляющим: привлекательная оценка, значимый рост прогнозов прибылей, устойчивый ценовой импульс и положительная динамика инвестиционных рейтингов компаний, отмечает BofA. При этом аналитики выделяют несколько потенциальных драйверов для роста региональных банков: устойчивые показатели прибыли, ускорение роста кредитования и активизация сделок M&A.
Худший рейтинг среди малых компаний у сектора здравоохранения, за ним следует энергетика. Среди компаний средней капитализации наименее привлекательными выглядят потребительский сектор (Consumer Discretionary) и промышленность (Industrials).
Почему S&P 600 может опередить Russell 2000
Аналитики BofA подчеркивают, что при инвестировании в компании малой капитализации важно обращать внимание на состав индекса. BofA сравнил два популярных бенчмарка — S&P 600 и Russell 2000 — и обратили внимание на один ключевой момент: примерно 35% компаний в Russell 2000 убыточны и это искажает общую оценку индекса.
Если исключить эти убыточные компании и рассчитать прогнозное соотношение цена/прибыль (P/E) только для прибыльных, то оно ниже долгосрочного среднего соотношения по S&P 600. Это говорит о значительном дисконте в оценках, который может представлять интерес для инвесторов, ориентирующихся на фундаментальную стоимость. С учетом всех убыточных бумаг, Russell 2000 выглядит перекупленным по сравнению с S&P 600, резюмируют аналитики BofA.
С начала 2023 года индекс Russell 2000 вырос на 28,4%, опережая S&P 600, который прибавил 19% за тот же период. Такой разрыв во многом объясняется разницей в структуре индексов: в Russell 2000 выше доля компаний из сфер информационных технологий — именно они стали основными драйверами роста, показав более высокую доходность.
Дополнительную поддержку индексу оказали отдельные быстрорастущие компании. Один из ярких примеров — Super Micro Computer, с начала года его котировки выросли почти на 100%. Акции компании входят в состав Russell 2000, но не представлены в S&P 600.
С 1994 года различия в доходности между индексами S&P 600 и Russell 2000 тесно связаны с макроэкономическими условиями. S&P 600, как правило, показывает лучшие результаты в периоды ускоряющейся инфляции: рост общего индекса потребительских цен (CPI) сильнее давит на менее устойчивые и более чувствительные к издержкам компании из Russell 2000.
Напротив, ускорение деловой активности (по индексу ISM) способствует опережающей динамике Russell 2000 — за счет более высокой чувствительности к улучшению экономической среды.
Если в дальнейшем рост деловой активности замедлится, а инфляция окажется более устойчивой, чем сейчас ожидается, это создаст более благоприятные условия для S&P 600 по сравнению с Russell 2000, резюмируют аналитики BofA.