Starbucks и McDonald’s работают в одной отрасли, но их подходы к ведению бизнеса отличаются. Фото: StreetVJ / Shutterstock.com

Две известные на весь мир сети — Starbucks и McDonald’s — по-разному подходят к ведению бизнеса. Первая борется с падением продаж и пытается вернуть лояльность клиентов, а вторая уже стала более эффективной. Что нужно учесть инвестору при добавлении акций этих компаний в портфель, рассуждает независимый аналитик Михаил Завараев.    

«Обратно в Starbucks»

В сентябре прошлого года Брайан Никкол вступил в должность гендиректора Starbucks и буквально на следующий день написал письмо партнерам, клиентам и стейкхолдерам компании под заголовком «Обратно в Starbucks». Смысл его обращения сводился к тому, что всемирно известная сеть кофеен несколько «отдалилась от своей сути» и не в полной мере удовлетворяет запросы клиентов, прежде всего постоянных. Это был назревший призыв к тому, что нужно что-то менять. Он появился не на пустом месте: ведь даже беглый взгляд на финансовые показатели компании показывает, что далеко не все идет гладко. 

Выручка Starbucks по итогам прошлого года почти не изменилась — $36,2 млрд, рост менее 1%, чистая прибыль за тот же период составила $3,76 млрд, минус 8,8% в годовом выражении. В прошлом году компания столкнулась со снижением потока покупателей и стала часто вводить разные скидки и акции, чтобы вернуть клиентов — и это спустя несколько лет повышения цен. 

Последняя отчетность Starbucks за третий финансовый квартал (закончился 29 июня) показала, что ситуация не улучшается. Компания сообщила о падении сопоставимых продаж в США на 2% в годовом выражении, показатель снижается шестой квартал подряд. В Китае, втором по величине рынке для Starbucks, они выросли на 2% за счет роста числа транзакций. Но его нивелировало сокращение средней суммы чека — компания снижала цены, чтобы конкурировать с сетью Luckin Coffee.

Выручка и прибыль на акцию составили $9,46 млрд и $0,5 соответственно, аналитики ожидали, что показатели достигнут $9,3 млрд и $0,65. По сравнению с аналогичным кварталом прошлого года прибыль на одну акцию снизилась более чем на 45%. 

Cам Никкол утверждает, что цифры просто пока не отражают реальных позитивных изменений, которые продолжают набирать обороты

Starbucks активно наращивал число кофеен — в прошедшем квартале компания открыла 308 новых заведений, а их общее число на данный момент составляет 41 097. В результате квартальная выручка сети выросла на 4% в годовом выражении, но пока это слабое утешение для инвесторов. 

Котировки Starbucks с начала года прибавили 2,3%, хотя индекс S&P 500 за тот же период вырос на 9,6%. Последние пять лет акции компании по сути торгуются в боковом диапазоне, пусть и с очень широкими границами в $85-125. За пять лет котировки выросли на 17,8%.

Битва двух подходов 

Для сравнения, другой представитель ресторанной индустрии — McDonald’s. С начала года его акции выросли в цене на 4%, а за пять лет — на 46%. Да, это тоже заметно ниже, чем рост, который продемонстрировал индекс S&P 500, увеличившийся за эти годы примерно в два раза. 

McDonald’s сейчас тоже реализует стратегию «Ускорение арок«, о которой объявил в конце 2023 года. Среди прочего она предполагает увеличение сети до 50 тыс. ресторанов к 2027 году (сейчас более 44 тыс.) и числа активных потребителей — со 150 млн до 250 млн, что в том числе позволит поддерживать темпы годового роста выручки на уровне 2,5% и при этом продолжать наращивать операционную маржу. 

По итогам второго финансового квартала (закончился 30 июня) выручка McDonald’s выросла на 5% в годовом выражении, до $6,84 млрд, немного превысив ожидания аналитиков ($6,71 млрд). Рост произошел за счет франшизных ресторанов, в то время как выручка точек питания, управляемых самой компанией, осталась на уровне прошлого года. Чистая прибыль компании увеличилась на 11%, до $2,3 млрд. Сопоставимые продажи в мире увеличились на 3,8%, в США — на 2,5%.   

Сравнение Starbucks и McDonald’s отнюдь не случайно. Обе компании работают в одной отрасли, хоть и в разных сегментах, это глобальные сети с сопоставимым количеством точек продаж. Их клиенты в какой-то мере пересекаются. На них оказывают влияние одинаковые макроэкономические факторы, правда чувствительность Starbucks к изменению ситуации в экономике несколько выше. 

На этом, похоже, сходства заканчиваются, и виной тому довольно разные модели бизнеса, а также более высокая прозорливость менеджмента McDonald’s. 

С моделями бизнеса ситуация на первый взгляд выглядит предельно просто: ты либо владеешь и управляешь рестораном, либо продаешь франшизу, либо используешь какой-то микс из двух этих подходов. И McDonald’s, и Starbucks используют сочетание стратегий. Однако, у сети быстрого питания 95% ресторанов работают по франшизе, в то время как Starbucks самостоятельно управляет 53% своих кофеен. 

И это очень важное отличие, которое напрямую оказывает влияние на показатели эффективности бизнеса. Даже рост доли франшизных ресторанов с 81% до 93%, который произошел в 2015-2018 годах в рамках плана по финансовому оздоровлению McDonald’s, дал компании значительное улучшение показателей маржинальности бизнеса. 

Возможно, Starbucks есть смысл воспользоваться теми рецептами, которые McDonald’s успешно применил 10 лет назад. Пока же сеть кофеен частично копирует то, что McDonald’s внедряет для дальнейшего повышения прибыльности своего бизнеса: изменение меню, повышение лояльности потребителей, диджитализация и т. д.

В 2013–2014 годах McDonald’s столкнулся с тем, что эффективность его бизнеса в Америке начала заметно проседать. А США — это как раз тот регион, где исторически компания сама управляла большей частью ресторанов. Истоки проблем довольно простые: сложно поддерживать высокие стандарты качества, когда сеть становится очень большой. Плюс ко всему, ведение бизнеса на столь зрелом и высококонкурентном рынке несет в себе дополнительные трудности. В конце концов, число ресторанов сети в США даже стало уменьшаться, начиная с 2015 года.

В итоге менеджмент принял очень простое решение: передать рестораны франчайзи, которые зачастую куда более ответственно подходят к управлению бизнесом, а самим сосредоточиться на других задачах. В результате этого решения выручка компании упала с $28,1 млрд в 2013 году до $19,2 млрд в 2020-м (хотя здесь также сказалось и влияние первой волны пандемии). 

При этом компания стала заметно меньше, но значительно более эффективной. Количество сотрудников McDonald’s уменьшилось с 440 тыс. в 2013 году до 150 тыс. на текущий момент. Для сравнения — во франчайзинговой сети трудится более 2 млн человек. Логика действий менеджмента очень простая: зачем тратить ценные ресурсы на полноценное управление рестораном, эффективность которого неизбежно ухудшается с ростом сети, если можно продавать франшизу, строго контролировать ее условия и стандарты качества, при этом получая крайне высокие показатели эффективности бизнеса в целом.

Детальное сравнение 

Мы можем просто сравнить на практике текущие показатели вроде бы быстрорастущего Starbucks и McDonald’s. 

— Продажи Starbucks за 2024 год составили $36,2 млрд, выручка McDonald’s — $25,9 млрд. 

— Чистая прибыль McDonald’s за тот же период составила $8,2 млрд, это более чем в два раза выше показателя Starbucks ($3,76 млрд). 

— Норма чистой прибыли McDonald’s последние два года держится выше 30%. По итогам второго квартала она составила 32,2%. У Starbucks показатель находится на уровне 7,2%, он снижается шестой квартал подряд. 

— Операционная маржа McDonald’s в последние два года стабильно находится на уровне выше 45%, в то время как у Starbucks по итогам последнего квартала этот показатель составил лишь 10,45%. Для сравнения, значения операционной маржи и нормы чистой прибыли McDonald’s даже на минимуме 2015 года составляли 27,1% и 16,1% соответственно. И хотя частично рост показателей эффективности бизнеса компании был вызван заметным снижением налоговой нагрузки в США в первый срок президентства Дональда Трампа, Starbucks это существенно не помогло.

— В силу того, что и McDonald’s, и Starbucks в последние годы активно выкупали собственные акции за счет заемных средств, их капитал сейчас отрицательный. Соответственно, сравнение по рентабельности собственного капитала (ROE) будет некорректным. А вот по показателю рентабельности активов перевес опять на стороне McDonald’s: 13,3% по против 7,6%

— Как раз из-за продолжающегося обратного выкупа акций и сопутствующего наращивания долгов возникает вопрос финансовой устойчивости компаний. И с этой точки зрения McDonald’s опять же выглядит чуть предпочтительнее. Соотношение долг/EBITDA у него на текущий момент составляет 4,17 по сравнению с 4,82 у Starbucks. В свою очередь, коэффициент покрытия процентных платежей у McDonald’s составляет 7,85 против 7,15 у Starbucks. Чем выше этот показатель, тем больше «запас прочности» компании в плане обслуживания долга. В целом долговая нагрузка обеих сетей выглядит более чем умеренной, что, в том числе, подтверждается и их кредитными рейтингами.

Не стоит забывать, что реальный капитал McDonald’s может быть заметно выше бухгалтерского, ведь компания уже давно не только и не столько про еду. Сеть вполне резонно называют компанией сектора недвижимости, ведь ей еще три года назад принадлежало примерно 70% зданий сети, а доход от их аренды составляет примерно 36% выручки, по данным Skyline Properties. Естественно, объекты недвижимости учтены по балансовой цене, хотя их фактическая стоимость с высокой долей вероятности значительно выше.

О чем говорят мультипликаторы

Тем не менее, несмотря на все проблемы, Starbucks продолжает торговаться с весьма высокими мультипликаторами, которые заметно опережают аналогичные показатели более стабильного и прибыльного McDonald’s. Так, текущий мультипликатор P/E (соотношения цены к прибыли) сети кофеен составляет 40,4, в то время как у сети ресторанов быстрого питания только 25,85. Для сравнения — у индекса S&P 500 показатель составляет 29,85. Форвардный P/E Starbucks тоже выше — 32 против 24,57 у McDonald’s. Соотношение EV/EBITDA у этих компаний находятся на уровне 22,37 и 18,9 соответственно. И по этому показателю сеть кофеен выглядит дороже. 

Форвардная дивидендная доходность у Starbucks тоже выше — 2,66% против 2,33% у McDonald’s. Правда, этот показатель не учитывает объемы обратного выкупа акций, которые у сети ресторанов по-прежнему высоки, несмотря на значительный рост процентных ставок в последние годы. 

Один из немногих мультипликаторов, по которым McDonald’s торгуется заметно выше Starbucks, — это P/S (соотношение капитализации к выручке). Разрыв между ними почти в три раза, но опять же по причине куда более эффективного бизнеса сети ресторанов быстрого питания.

C точки зрения текущего потенциала роста на горизонте года обе компании выглядят примерно одинаково: судя по среднему таргету для McDonald’s, потенциал роста его акций составляет 10,6% по сравнению с ценой закрытия 12 августа. Для Starbucks — 6,4%. Но, думаю, мало у кого из управляющих возникает вопрос, бумаги какой компании имеет смысл добавить в свой портфель. 

McDonald’s куда лучше подходит для диверсификации портфеля. Бета компании (показывает, насколько бумаги волатильны) составляет всего 0,5, тогда как у Starbucks в районе 1. То есть акции сети ресторанов быстрого питания в некотором роде выглядят как защитный актив.  

Не является инвестиционной рекомендацией.

Поделиться