Определить, какие события могут привести к затяжной коррекции на рынке, не всегда удается даже опытным аналитикам / Фото: PJ McDonnell / Shutterstock.com

«Возможно, вы были в такой ситуации: почитав новости, вы полезли проверять портфель — и сразу пожалели об этом», — пишут члены управляющего совета Goldman Sachs Джаред Коэн и Сэм Морган в статье «Как понять, что мировое событие может потрясти рынок». 

Определить, какие события могут привести к затяжной коррекции на рынке, не всегда удается даже опытным аналитикам, отмечают они. В Goldman Sachs решили проанализировать ключевые геополитические события за 17 лет — от «арабской весны» до текущих торговых противостояний.  

 «То, что мы обнаружили, может удивить инвесторов, — говорится в статье. — Мы выяснили, что многие сенсационные события, даже военные конфликты, не оказывали на рынки такого значительного влияния, как принято считать».

Напротив, зачастую самые крупные колебания вызывали более продолжительные события, которые оказывали давление на механизмы, лежащие в основе глобальной экономики. Аналитики Goldman Sachs в своем исследовании изучили колебания цен на акции, валюты, облигации и сырьевые товары в период за 5 дней до события и в течение 10 дней после него. Вот пять закономерностей, которые они выявили: 

1. К самым сильным падениям рынков приводят события, которые тормозят экономический рост или разгоняют инфляцию 

Это ситуации, когда торговые потоки по всему миру нарушаются, что ставит перед центробанками и правительствами сложные дилеммы. Например, пандемия коронавируса: после обвала в марте 2020 года фондовому рынку потребовалось почти полгода, чтобы восстановиться. В эту же категорию аналитики Goldman Sachs относят пошлины Трампа и торговые споры США с Китаем в 2025 году. 

2. Больше всего рынки триггерит структурная неопределенность

Ситуации, при которых невозможно заранее понять, сколько времени продлится кризис и к каким переменам он приведет, шокируют рынки больше чем что-либо, пишут эксперты Goldman Sachs. Самый яркий пример — тот же март 2020-го, когда власти объявили пандемию и люди не понимали, когда жизнь вернется в нормальное русло — через две недели или через два года. На фоне этой неопределенности индекс S&P 500 за день рухнул почти на 10%, что стало крупнейшим крахом с 1987 года. 

3. Рынки не всегда верно могут оценить последствия геополитических событий 

Иногда рынок реагирует на событие с опозданием, а шоковый эффект от него проявляется лишь спустя какое-то время. Например, вывод американских войск из Афганистана в 2021 году почти не отразился на котировках: инвесторы восприняли это событие как локальное из-за слабой вовлеченности страны в глобальную экономику. «Они не ошиблись, — пишут аналитики Goldman Sachs. — Просто не смогли предугадать, что произойдет дальше». Сейчас эксперты в области геополитики предполагают, что вывод американского контингента из Афганистана подготовил почву для вторжения России в Украину в 2022 году, потому что посеял сомнения в приверженности США своим обязательствам и в сдерживающем потенциале Запада, говорится в статье.

4. Разные активы реагируют на шоки по-разному

В отличие от акций, рынки корпоративного кредитования, на которых компании привлекают средства через облигации и займы, обычно не реагируют остро на геополитические событиям, вроде военных учений Китая около Тайваня или обстрелов хуситами Саудовской Аравии в 2019 году, отмечают аналитики Goldman Sachs. При отсутствии риска дефолта компаний по обязательствам устойчивый интерес инвесторов к надежным заемщикам сглаживает просадки на этом рынке. 

5. При повторяющихся шоках у рынков вырабатывается иммунитет

«В первый раз, когда происходит шок, рынки реагируют существенно. Мы видели, как этот цикл повторяется в последние месяцы. Повышение пошлин Трампом в апреле вызвало заметную реакцию рынка. На дальнейшие сделки и объявления об очередных изменениях рынок реагировал более сдержанно», — говорят в Goldman Sachs.

Что же делать инвесторам

После каждого потрясения рынки поглощали шок, стабилизировались и восстанавливались, напоминают аналитики. В частности, они вспоминают, как удары США и Израиля по Ирану в этом году подстегнули рост цен на нефть, а объявление новых пошлин Дональдом Трампом в апреле вызвало резкую просадку на фондовом рынке. Но в обоих кризисах инвесторы довольно быстро оправились от первоначального шока — многие акции с тех пор достигли новых максимумов.

 «Наш мир, возможно, стал более нестабильным, но новые риски постепенно учитываются в ценах, — отмечают они в статье. — В следующий раз, когда вы услышите о якобы «катастрофической угрозе» для вашего портфеля, просто выдохните. Рынки устойчивы, и далеко не каждое геополитическое событие, которое попадает в заголовки новостей, приведет к долговременному потрясению». 

 

Поделиться