Срок полномочий Джерома Пауэлла на посту главы ФРС истекает в мае 2026 года. Уже в конце этого года инвесторы захотят знать, что будет после его ухода. Фото: x/Federal Reserve

Президент США Дональд Трамп, похоже, отказался от планов уволить председателя ФРС Джерома Пауэлла. Но срок полномочий главы регулятора истекает в мае 2026 года. И уже к концу текущего года участники рынка захотят узнать, что будет дальше. Трамп вправе выбрать нового кандидата, который, по его мнению, будет проводить удобную для него политику. Об этом предупреждают в колонке для Project Syndicate нобелевский лауреат по экономике 2024 года Саймон Джонсон и бывший глава Банка Финляндии Эркки Лииканен. 

Печальный пример Ричарда Никсона

Когда в 1970 году президент США Ричард Никсон назначил Артура Бернса председателем Федеральной резервной системы, он поприветствовал его на новой должности словами: «Я уважаю его независимость. Однако надеюсь, что, оставаясь независимым, он все же придет к выводу, что следует придерживаться моих взглядов».

Никсон считал, что экономике нужны «низкие процентные ставки и больше денег», отчасти потому, что это помогло бы ему переизбраться в 1972 году. И Бернс в целом выполнил его требования. Но последствия оказались печальными: политика ФРС способствовала росту инфляции, которая к концу десятилетия достигла опасного и разрушительного уровня. Лишь длительный период высоких ставок и глубокая рецессия позволили ФРС обуздать инфляцию.

Напряженные отношения между центральными банками и правительствами — явление не новое, в том числе и между ФРС и президентом США. Президенты, как правило, стремятся к повышению экономического роста и хотят, чтобы денежно-кредитная политика поддерживала его за счет низких ставок. Однако центральные банки ответственны также и за обеспечение ценовой стабильности, поэтому они остерегаются чрезмерного стимулирования экономики ради краткосрочных целей, так как оно может обернуться плачевными последствиями.

В последние недели президент США Дональд Трамп оказывает давление на ФРС, призывая ее снизить процентные ставки, чтобы помочь экономике пережить надвигающуюся бурю, вызванную повышенными пошлинами и других торговыми ограничениями. Однако пошлины повышают стоимость импортных товаров, ведут к общему росту цен и создают потенциал для дальнейшего удорожания. Следует ли в этих условиях снижать ставки, пока неясно. Председатель ФРС Джером Пауэлл с коллегами справедливо считают, что необходимо больше данных.

Как сильно пострадает ВВП США? И насколько резким будет скачок инфляции? Эти ключевые показатели трудно спрогнозировать на фоне непредсказуемой политики администрации Трампа.

В таких условиях снижение краткосрочных ставок может оказаться контрпродуктивным, поскольку ФРС не в силах контролировать долгосрочные ставки, например по десятилетним гособлигациям.

Если финансовые рынки будут считать, что инфляция вырастет, процентные ставки по долгосрочным государственным облигациям начнут расти, что приведет к росту долгосрочных ставок для потенциальных заемщиков по всей экономике. А это в свою очередь еще сильнее ударит по инвестициям в бизнес и сделает покупку жилья еще более дорогой.

С точки зрения центральных банков, рост экономики, создание рабочих мест и финансовая стабильность лучше всего обеспечиваются тогда, когда ожидания по уровню годовой инфляции остаются на уровне около 2%. Однако, учитывая опыт пандемии и ее последствий, эти ожидания уже находятся под ударом. Позволить инфляции резко вырасти в ближайшем будущем было бы крайне неразумно.

Резкие колебания долгосрочных ставок могут легко пошатнуть финансовую стабильность. Короткое премьерство Лиз Трасс в Великобритании в сентябре-октябре 2022 года наглядно это показало. При этом последнее, что сейчас нужно экономике США и других стран, — это дестабилизация на рынках облигаций, в банковской системе, страховых компаниях, хедж-фондах или других крупных финансовых институтах и сегментах.

Тревожные перспективы

Похоже, Трамп отказался от недавних угроз уволить Пауэлла. Это перемирие, если оно сохранится, должно на время успокоить финансовые рынки. Однако срок полномочий Пауэлла истекает в мае 2026 года, и уже к концу текущего года участники рынка захотят узнать, что будет дальше.

Стоит отметить, что всех членов Совета управляющих ФРС, включая председателя, назначает президент США с одобрения Сената. И в рамках своих полномочий он вправе выбирать тех, кто, по его мнению, будет проводить удобную для него политику, как это в свое время сделал Никсон.

Администрация Трампа уже утвердила и добилась беспрецедентной централизации власти в исполнительной ветви — теперь любые нормативные решения, независимо от степени их важности, должны утверждаться на самом верху.

В указе от февраля этого года, который фактически упразднил независимость федеральных ведомств, администрация США также заявила о полном контроле над всеми решениями ФРС, кроме вопросов денежно-кредитной политики. Это уже вызывает беспокойство, поскольку многие регулирующие меры, например, касающиеся резервов банков (отражаются в активах) и их капитала (необходимого для покрытия обязательств), играют ключевую роль в обеспечении финансовой стабильности и, соответственно, влияют на денежно-кредитную политику.

Однако февральский указ разумно оставил эту сферу в ведении самого центрального банка, его должностных лиц и огромной команды экспертов, которые принимают решения на основании мандата, предоставленного Конгрессом. Если администрация в какой-то момент изменит курс, начнет подрывать их авторитет, отстранять «по веским причинам» или иным образом вмешиваться в их работу, то поплатиться рано или поздно придется нам всем. И цена может быть крайне высока.

Copyright: Project Syndicate, 2025. 

www.project-syndicate.org

Поделиться