Trump Family Inc: как имя отца сначала помогло, а затем разрушило бизнес Иванки Трамп

Иванка Трамп максимально дистанцировалась от политики — из-за сотрудничества с родным отцом Иванка уже однажды потеряла собственный бизнес. Фото: @ivankatrump / Instagram
«Первое большое публичное мероприятие» и «Эксклюзив: новый бизнес Иванки Трамп» — найти новости о старшей дочери президента США в последнее время сложно. Даже за этими, на первый взгляд, громкими заголовками, появившимися в американских СМИ в мае, скрывается довольно заурядное событие: Иванка выступила в качестве спикера на саммите Heartland, «одной из множества конференций, которые, похоже, существуют лишь для того, чтобы чрезвычайно богатые люди могли сидеть и похлопывать друг друга по спине», как охарактеризовала встречу колумнистка газеты Guardian Арва Махдави. На саммите Иванка впервые рассказала о своем новом бизнесе, который она организовала вместе с подругой в 2023 году. Oninvest продолжает серию материалов о том, как и на чем зарабатывают члены семьи американского президента. Новая статья — о том, почему «Первая Дочь США» дистанцировалась от отца.
Иванка Трамп, 43 года, дочь президента Дональда Трампа в браке с Иваной Трамп. Родилась и выросла на Манхэттене. Окончила с отличием бакалавриат Пенсильванского университета, специализация — экономика. Начинала карьеру как фотомодель — снималась в рекламе Tommy Hilfiger и Sasson Jeans. В 2007 году заняла 83-е место в рейтинге журнала Maxim «Maxim Hot 100» (ее мачеха Мелания также попала в этот рейтинг). В том же году, в возрасте 26 лет, основала свой первый бизнес. Постепенно отказалась от карьеры модели в пользу работы в Trump Organisation и развития собственных проектов. Замужем, трое детей.
Дочь бизнесмена
Иванка Трамп присоединилась к папиному бизнесу в 2005 году — в 24 года ее назначили вице-президентом Trump Organisation. Должность была не номинальной: в круг обязанностей Иванки входило развитие многих топовых проектов компании, включая задачи по расширению бизнеса в Вашингтоне и Майами. Зарплата и бонусы были под стать — $2 млн в год. Средний доход на Уолл-стрит тогда составлял $289,7 тыс.
Через два года после начала карьеры в недвижимости Иванка параллельно запустила свой собственный бизнес — производство ювелирных украшений под брендом Ivanka Trump Fine Jewelry. Она предоставила лицензию на использование своего имени компании Madison Avenue Diamonds, работавшей под маркой Trump за процент от прибыли. При этом Трамп какое-то время владела долей в этой компании. Ювелирные украшения от Иванки носили Дженнифер Лопес и Рианна. В 2010 бренд удостоился премии «Новинка года» (Launch of the year).
Постепенно, в течение следующих шести лет, Иванка расширила свою фэшн-империю, добавив к ювелирным украшениям туфли, сумки, очки, парфюм и одежду. Вещи и аксессуары под брендом Ivanka Trump продавались в самых крупных торговых сетях США — Bloomingdales, TJ Maxx и Nordstrom, а также онлайн, на Amazon и других площадках, включая собственный сайт бренда.
Поскольку компания не была публичной, судить о доходах Иванки в этот период трудно — главными ориентирами служат документы о раскрытии доходов, который она предоставляла суду во время процесса против ее отца по обвинению в мошенничестве в 2023 году, а также отчеты о доходах, которые она подавала как госсотрудник во время первого срока Дональда Трампа.
Forbes считает, что в период с 2009 по 2018 совокупный доход Иванки Трамп от ее многочисленных бизнес проектов мог составить около $27 млн. Плюс, как минимум $2 млн, которые она получила авансом за книгу, которую написала в 2009 году. «Карта Трампа» рассказывает о сложностях, с которыми Иванке приходилось сталкиваться в детстве (папа запретил ей делать пирсинг) и о том, как знаменитая фамилия иногда мешала ей чувствовать себя самостоятельной. Но главной целью книги было вдохновить работающих женщин на достижение своих целей и не бояться трудностей. Forbes пишет, что всего было продано 26 тысяч копий «Карты Трампа». Бизнес Иванки Трамп был непубличным, но влияние на показатели публичных компаний оказывал — в конце 2012 года G-III Apparel Group Ltd. подписала лицензионное соглашение на бренд Ivanka Trump. Через четыре года выручка, полученная от Ivanka Trump, вырастет на 61% по сравнению с 2015-2016 финансовым годом. Лейбл стал одним из трех основных брендов, который увеличил операционный доход G-III Apparel Group, Ltd. Иванка к тому моменту стала уже дочерью президента США.
Старший советник 45 президента США
Доходы Иванки резко снизились после ее прихода в Белый Дом. На протяжении первого срока Дональда Трампа его дочь занимала пост старшего советника, однако от зарплаты отказалась — официально, вся ее работа на госслужбе в течение четырех лет была бесплатной.
Доходы от фэшн-бизнеса также резко свернулись. Изначально, вступая в должность, Иванка намеревалась сохранить бренд, пойдя по пути отца — передать управление процессами доверенным лицам, но остаться владельцем компании. Однако в ее случае схема не сработала: многих бизнес-партнеров и покупателей не устроила новая официальная позиция «Первой Дочери США». В 2016 году, когда были обнародованы видеозаписипи, на которых Трамп делает скандальные высказывания о женщинах («Хватай их между ног. Ты можешь делать, что захочешь»), под ударом оказался не только сам Дональд, но и Иванка, а также ее личный бизнес — активисты призывали полностью бойкотировать бренд.
«Я не осуждаю ее за поддержку семьи. Но одно дело — строить образ борца за женскую самореализацию, продвигая бренд “для женщин, которые работают”, а другое — представлять одну из самых ненавистнических, расистских и сексистских кампаний. Так нельзя — нельзя быть избирательной в таких вещах» — заявляла газете Guardian одна из активисток, поддерживающих бойкот бренда Ivanka Trump.
По мере того, как политика президента Трампа все больше разделяла американское общество, темпы продаж вещей и аксессуаров Иванки стремительно падали. По оценке WSJ, меньше чем за год показатели опустились на 45%, причем снижение было как в оффлайн-магазинах, вроде Macy's и Bloomingdales, так и онлайн — у Amazon. Но первыми о прекращении сотрудничества объявила другая крупная сеть — Nordstrom. За ними последовали канадский ретейлер — Hudson's Bay. В обоих случаях в качестве причин назывались сугубо экономические, а не политические мотивы.
«Мы всегда утверждали, что решения о закупках принимаем, исходя из эффективности брендов, — сообщили в Nordstrom в ответ на запрос AP. — У нас представлены тысячи марок, свыше двух тысяч — только на сайте. Их оценка и корректировка ассортимента — часть нашей повседневной работы».
Папу Трампа такое объяснение не устроило — он обрушился с критикой на сеть, заявив, что та поступила нечестно с его дочкой.
«С моей дочерью Иванкой поступили крайне несправедливо в Nordstrom. Она замечательный человек, всегда призывает меня делать правильные вещи. Это ужасно!» — написал президент на своей странице в Twitter.
Сразу после этой публикации акции Nordstrom стали терять в цене, правда незначительно — всего на 0,65%. Впрочем, в то время это был нормальный эффект после публикаций грозных твиттов президента. Но интересно, что произошло с ценными бумагами позже днем: акции не только вернулись к первоначальной позиции, но даже выросли на 4% по итогам дня, хотя остальной рынок в тот день в целом был спокоен и заметного роста ни у кого не было — писала газета Los Angeles Times.
В защиту Иванки выступили и другие представили Белого Дома: помощница Трампа Келлиэнн Конвей в эфире Fox News призвала американцев идти и покупать вещи от дочери президента. Чем окончательно разозлила правозащитные организации, следящие за соблюдением этических норм.
Этические проблемы, связанные с тем, что Иванка Трамп владеет брендом Ivanka Trump, ничем не отличаются от тех, что возникают из-за ее доли в Trump Organization. Еще больше вопросов вызывает то, что этим бизнесом владеет ее отец. Если бы семья Трампов действительно заботилась об этике, они полностью избавились бы от этих активов еще до прихода в Белый дом
Этический конфликт возникал не только из-за того, что Иванка владела брендом, но и потому что она активно носила вещи и аксессуары своего бренда во время публичных выступлений и телеинтервью. После чего упоминания товаров попадали в пресс-релизы для журналистов.
Еще одна этическая дилемма вскрылась после расследования газеты Washington Post, которая решила внимательнее присмотреться к бизнес-методам президентской дочки.
«Хотя президент Трамп неоднократно осуждал компании за вынос рабочих мест за границу, расследование The Washington Post показало, что компания Иванки Трамп полностью зависит от зарубежных фабрик — в таких странах, как Бангладеш, Индонезия и Китай. И хотя этой весной Иванка Трамп выпустила книгу, заявив, что улучшение жизни работающих женщин — «миссия всей моей жизни», журналисты The Post выяснили, что ее компания отстает от многих других брендов индустрии одежды по уровню контроля за условиями труда на фабриках, где в основном заняты женщины», — говорилось в материале, вышедшем в середине 2017 года.
В итоге, под давлением правозащитных организаций и на фоне снижающихся продаж, Иванка Трамп в 2018 году объявила о полной ликвидации своего фэшн-бренда. Правда, она в качестве мотивов обозначила политические, а не экономические причины — дочь президента была намерена сосредоточиться на своей карьере в Белом Доме:
«После 17 месяцев, проведенных в Вашингтоне, я не могу сказать, вернусь ли когда-нибудь в бизнес. Но я уверена, что в ближайшее время мой приоритет — это работа, которую я выполняю здесь, в Вашингтоне,» — говорилось в официальном заявлении Трамп.
Впрочем, критики президентской дочки в высокие политические мотивы не поверили и утверждали, что бренд умер естественной смертью, просто потому что был изначально очень плох.
«Бренд Трамп можно сравнить с Banana Republic или J.Crew — за одним исключением: их одежда хотя бы качественная. Когда две трети американок носят 14-й размер или больше, а почти 40 % не могут позволить себе даже тысячу долларов на непредвиденные расходы, рынок для платьев за сотню долларов, сидящих только на стройных, высоких женщинах, вроде самой Иванки, был мизерным — еще до того, как люди начали голосовать деньгами», — написал по случаю закрытия бренда телеканал NBC News.
Тем не менее, несмотря на бесплатную государственную работу и крах личного бизнеса, банковские счета Иванки продолжали пополняться. Во-первых, бренд и после ликвидации продолжал приносить ей прибыль на протяжении всего 2019 года — в общей сложности $1 млн.
Еще как минимум $1 млн она заработала на авансе за свою вторую книгу — «Женщины, которые работают». Она вышла в 2017 году, было продано 35 тыс. копий.
Самая большая прибавка к благосостоянию — $4 млн — произошла уже после завершения первого срока отца, в 2022, когда семья продала скандально известный отель в Вашингтоне за $375 млн — Трамп владел им на протяжении всего президентства и номера в нем сдавались по впечатляющим ценам. У противников это вызвало вопросы о конфликте интересов. После продажи каждый из детей Трампа получил от папы по равной доле.
После Белого Дома
Сегодня Иванка Трамп остается в тени своих братьев-миллиардеров. В ее социальных сетях — семейные фотографии, а в редких интервью — заверения, что с политикой она покончила.
Но не с бизнесом. Правда, он очень далек от того, чем президентская дочь прославилась в стране. Вот уже два года она занимается очень камерным и нишевым проектом под названием Planet Harvest: он помогает эффективнее сводить фермеров с покупателями их продукции, а также ставит перед собой благородную цель сократить количество пищевых отходов. Звучит совсем не в стиле семьи Трамп, правда? И уже хотя бы за это журналисты хвалят Иванку: «Я отдаю должное проекту Иванки — он выглядит очень благородным. Существует множество афер, в которых она могла бы поучаствовать — стоит лишь взглянуть на других членов семьи Трамп, которые сейчас зарабатывают огромные деньги на ряде весьма сомнительных криптовалютных проектов».

Новый бизнес Иванки Трамп Planet Harvest — больше социальный проект, основной добытчик в семье — ее муж. Состояние Джареда Кушнера, по оценке Forbes, c 2017 года выросло почти втрое и приблизилось к $1 млрд. Фото: @ivankatrump / Instagram
Действительно, кажется, что любимая дочь Дональда Трампа, его старший советник и правая рука во время первого президентского срока, выбрала сферу, максимально далекую не только от своих прежних предпринимательских интересов, но и от собственной семьи. Пока Дональд Трамп-младший и Эрик, два родных брата Иванки, пытаются зарабатывать на всем, что связано с их знаменитой фамилией, а также выжимают максимум из политических инициатив Белого дома, их сестра настолько же максимально дистанцировалась. Что неудивительно, учитывая, что из-за сотрудничества с родным отцом Иванка уже однажды потеряла собственный бизнес.
Продолжение следует.