FuriosaAI — один из самых заметных корейских ИИ-стартапов — не исключает выхода на биржу / Фото: FuriosaAI / X

Среди лидеров в глобальной гонке в сфере ИИ чаще всего называют США и Китай. Американские языковые модели — ChatGPT, Grok, Claude признаются лучшими (по версии Стэнфорда, к примеру, и LMArena), ключевой поставщик чипов для ИИ, Nvidia, также родом из Штатов. Самые известные проекты из Китая — DeepSeek и модель Qwen от Alibaba, во Франции — Mistral, на Ближнем Востоке госинвестиции позволили запустить собственные модели — Falcon LLM в ОАЭ и Jais в Саудовской Аравии. 

Но в Азии есть еще один претендент — Южная Корея. «Американские и китайские LLM раньше были далеко впереди всех остальных, но теперь это уже не так», — сказал Financial Times Сон Ким, генеральный директор сеульской компании Upstage. В июле компания выпустила языковую модель Solar Pro 2, которая вошла в число 11 сильнейших в мире по бенчмаркам — по данным Artificial Analysis’ Intelligence Index, ее суммарный результат выше, чем у Claude 3.7 Sonnet Thinking от Anthropic, DeepSeek V3 и GPT-4.1 от OpenAI. Ким утверждает, что модель создали, используя лишь 10% от количества ИИ-чипов, которые задействуют другие компании. То есть она обошлась дешевле. 

Теперь же Сеул пытается организовать собственную ИИ-революцию. Цель — войти в тройку лидеров мировой гонки ИИ. Правительство Южной Кореи уже во второй половине 2025 года запустит 30 приоритетных проектов в области ИИ и инноваций, для которых предусмотрены налоговые льготы и регуляторные послабления. В этот список входят технологии для роботов, авто, судов, бытовой техники, дронов, заводов и микросхем, а также для передовых материалов и K-beauty и K-food — продуктов-визитных карточек страны. В Корее также появится специальный частно-государственный фонд на $71,6 млрд для инвестиций в стратегические сектора. В него вложат средства не только гиганты, вроде Samsung и LG, но и десятки стартапов. 

Как ни странно, форсировать развитие собственного сектора ИИ Сеул, в том числе, заставили последствия торговой войны США. Штаты в конце июля объявили о введении пошлин в 15% на импорт из страны, после чего Минфин Южной Кореи снизил прогноз роста ВВП на 2025 год с 1,8% до 0,9 %. Еще одна причина для сокращения экономики — демографический спад. «Большая трансформация» в сторону ИИ — единственный способ преодолеть спад, цитировал Reuters заявление южнокорейского минфина.

На кого ставят техногиганты 

Уже упоминавшийся стартап Upstage в августе 2025 года во время bridge‑раунда на $45 млн (в рамках финансирования на $157 млн) привлек деньги, в том числе, от Amazon и AMD. Компания также заключила сотрудничество с облачным подразделением Amazon, в рамках которого американская компания предоставит свое облако и инфраструктуру для обучения и развертывания моделей.

Другую корейскую компанию — FuriosaAI, основанную в 2017 году бывшим инженером Samsung и AMD Джуном Пэиком, — хотела купить Meta за $800 млн,  но в марте этого года получила отказ. 

FuriosaAI — один из немногих азиатских стартапов, который привлек интерес Meta. В итоге компания, занимающаяся производством чипов и ускорителей для ИИ,  продолжила самостоятельную работу. Более того, она планирует конкурировать с Nvidia. 

Сейчас большинство компаний для обучения моделей используют графические процессоры Nvidia — они универсальны и позволяют делать параллельные вычисления. Чип RNGD от FuriosaAI — это специализированная интегральная схема, приспособленная конкретно под запуск больших языковых моделей. Его энергоэффективность в 2,25 раза выше, чем у GPU.

В конце июля FuriosaAI заключила первую крупную сделку: ИИ-подразделение LG одобрило использование RNGD для обучения собственных моделей Exaone. 

Всего с момента основания в 2017 году FuriosaAI привлекла $246 млн инвестиций, а ее оценка достигла $735 млн. Компания собирается дальше привлекать новый капитал и в перспективе выйти на IPO, писал Bloomberg со ссылкой на источники. 

Что нужно знать о публичных компаниях в секторе ИИ? 

Крупнейшие производители полупроводников в Южной Корее — Samsung Electronics и SK Hynix. 

Samsung Electronics во II квартале 2025 года показал четвертое подряд квартальное снижение доходов в полупроводниковом бизнесе, из-за ограничений США на экспорт чипов в Китай и задержек поставок для Nvidia.

Операционная прибыль сегмента сократилась до 400 млрд вон ($286,7 млн) против 1,1 трлн ($788,5 млн) кварталом ранее. Чистая прибыль всего бизнеса рухнула на 48% год к году — до 5,1 трлн вон ($3,67 млрд), что оказалось ниже консенсус-прогноза FactSet (5,74 трлн вон). 

По данным TrendForce, доля Samsung в мировых доходах контрактных производителей чипов в первом квартале 2025 года снизилась с 8,1% до 7,7%, в то время как тайваньская TSMC увеличила долю до 67,6%.

«Полупроводниковый бизнес Samsung находится на критическом рубеже между выживанием и прибыльностью. Компания должна привлекать больше клиентов, чтобы оправдать масштабные инвестиции в передовые узлы и конкурировать с TSMC, которая стабильно показывает лучшие результаты по доходности и эффективности», — отмечает Нил Шах, вице-президент Counterpoint Research.

Это минусы. 

Но есть и плюсы. Акции компании с начала года выросли более чем на 30%. 

В компании рассчитывают восстановить рост прибыли во второй половине года за счет спроса на ИИ-технологии. 

Samsung в июле заключила крупнейший контракт в своей истории — с Tesla — на $16,5 млрд. Корейская компания будет производить новые чипы AI6 для беспилотных авто Tesla на заводе в Техасе в 2028–2029 годах. По словам главы Tesla Илона Маска, Samsung выпускает и нынешнюю систему AI4, используемую в «автопилотах» Tesla.

Еще одно стратегическое направление — память HBM. Для дата-центров Nvidia выпускает мощные графические процессоры, которые производят вычисления, а Samsung — HBM, «оперативную память» для этих чипов. Без нее даже самый быстрый процессор не сможет эффективно работать с большими моделями.

Samsung наращивает усилия в этом направлении: разрабатывает память HBM3E, обеспечивающую пропускную способность 1,28 терабайт в секунду, что на 50% выше по сравнению с ее предыдущей версией. 

За последний месяц (по конец июля) у инвесторов вырос интерес к возвращению Samsung на рынок высокоскоростной памяти, цитирует  Bloomberg аналитика JPMorgan Chase & Co. Джея Квона. 

По данным агентства, в июле чистый приток в акции Samsung составил $1,2 млрд. 

SK Hynix

Главным конкурентом Samsung на рынке памяти для чипов является еще одна корейская компания — SK Hynix. С начала года ее акции подорожали более чем на 50%. Но, пишет Bloomberg, в июле отток средств из этих бумаг составил более $200 млн. 

По данным Counterpoint Research, SK Hynix контролирует 62% мировых поставок HBM, в то время как доля Samsung составляет на этом рынке лишь 17 %. Кроме того, в этом году SK Hynix впервые обошла Samsung по объему выручки бизнеса по производству памяти. Операционная прибыль SK Hynix во втором квартале выросла на 68% в годовом выражении до 9,2 трлн вон ($6,6 млрд), главным образом благодаря продажам HBM. 

Сильная позиция SK Hynix заключается в том, что Nvidia сильно зависит от ее продукции. Также среди ее клиентов — AMD, Intel, Microsoft, Amazon и Google.

Траектории роста двух южнокорейских гигантов начали расходиться в первой половине 2024 года, чему способствовал резкий рост спроса на продукты Nvidia в области ИИ и связанную с ними HBM, сказал Bloomberg МС Хван, директор по исследованиям Counterpoint. 

Едва ли SK Hynix уступит лидерство Samsung в ближайшие годы: компания объявила о планах нарастить инвестиции в дополнительные мощности. Она строит новые заводы в Йонъине (Южная Корея) и в Индиане (США). Основная часть инвестиций в этом году идет как раз на оборудование для HBM. По прогнозу SK Hynix, рынок ИИ-чипов памяти будет расти на 30% в год до 2030 года. 

Но рынок, похожи, считает, что пора делать ставку на Samsung. «В течение нескольких лет иностранные инвесторы в основном придерживались позиции “лонг Hynix — шорт Samsung”, однако теперь интерес смещается в сторону Samsung», — сказал Bloomberg в середине июля Чо Джунки из SK Securities.

В июле Goldman Sachs впервые за три с лишним года понизил рейтинг SK Hynix — с «покупать» до «нейтрального». Аналитики банка предполагают, что в 2026 году цены на HBM могут снижаться на фоне усиления конкуренции и роста влияния Nvidia на ценообразование. 

До этого рейтинг компании понизила компания Mirae Asset Securities Co. (при этом повысив целевую цену с  244 тыс. до 300 тыс. вон ). Она заявила, что доля рынка HBM SK Hynix может начать снижаться во второй половине следующего года, когда Samsung и американский Micron начнут поставки своей памяти нового поколения. По мнению аналитиков, акции компании в этом году росли из-за задержки Samsung с поставками HBM3E-чипов. Однако теперь этот фактор уже учтен в котировках SK Hynix и бумаги уже достигли справедливой стоимости. 

LG Electronics

Еще одна корейская компания — LG Electronics — также готовит оборудование для выпуска HBM, писал в июле Seoul Economic Daily со ссылкой на источники. Речь идет о модулях с технологией hybrid bonding — прямого соединения слоев памяти, что позволяет создавать более тонкие и быстрые чипы. По данным издания, LG рассчитывает начать их массовое производство к 2028 году. В самой компании заявили, что проводят технические исследования гибридных модулей для микросхем HBM, но конкретные сроки массового производства пока не подтверждены.

Правда, конкуренция на этом рынке высока. И компании, которые годами оттачивали мастерство в производстве ИИ-чипов, имеют значительное преимущество, говорил Bloomberg аналитик Hyundai Motor Securities Грег Ро.

Среди других корейских производителей оборудования для производства памяти по технологии hybrid bonding — Hanmi Semiconductor, Semes (дочка Samsung) и подразделение Hanwha Semitech компании Hanwha Vision. 

Помимо чипов памяти, LG развивает и собственные продукты на базе ИИ. В 2020 году корпорация создала исследовательское подразделение LG AI Research, которое разрабатывает семейство больших языковых моделей Exaone. В июле 2025 года оно представило »думающую» гибридную модель Exaone 4.0. Она хорошо справляться с повседневными задачами и превосходит модель Qwen от Alibaba, Phi-4 от Microsoft и Magistral от Mistral на бенчмарках в задачах по математике, науке и программированию. Правда, все еще уступает лучшим моделям DeepSeek, следует из опубликованного LG AI Research исследования. 

Версия модели на 32 млрд параметров предназначена для тяжелых корпоративных задач, облегченная — на 1,2 млрд параметров — может работать прямо на смартфонах, ноутбуках или IoT-датчиках. 

И, возможно, здесь и находится следующая возможность для прорыва. Чем больше параметров у модели, тем выше ее потенциальные способности, но тем энергозатратнее процесс обучения и эксплуатации. Для сравнения: американские лидеры отрасли используют обычно 100–200 млрд параметров, а у Grok 4 от xAI Илона Маска их 1,7 трлн. Но такие системы требуют гигантских дата-центров и не могут работать локально на телефоне.

Но одно из преимуществ Exaone 4.0 — высокая эффективность при относительно небольшом числе параметров. Это значит, что в будущем облегченные модели LG можно будет запускать не только в облаке, но и прямо на устройствах. В теории смартфон LG сможет обеспечивать мгновенный перевод или персональные ИИ-подсказки без обращения к серверу, а бытовая техника — прогнозировать обслуживание на основе «рассуждающего» ИИ. Холодильник, например, сможет объяснять, почему падает температура охлаждения или напоминать, что закончилось молоко, а стиральная машина — подсказывать оптимальный режим стирки. 

Поделиться