Возвращение чуда: как заработать на рынке Японии, восстановившемся спустя 35 лет

Япония пережила три потерянных десятилетия, но сейчас реформы начали приносить плоды, и значительные средства инвесторов могут перейти на рынок акций этой страны / Фото: Jezael Melgoza / Unsplash.com
Фондовому рынку Японии потребовалось более трети века, чтобы вернуться на уровень, когда лопнул пузырь, ознаменовавший конец японского экономического чуда. Но теперь для рынка начался новый этап, основанный на более классических инвестиционных подходах. Он позволяет надеяться, что три потерянных десятилетия остались в прошлом.
Антигерой рынка
Традиционно считается, что в перспективе акции растут. Именно на этом построены долгосрочные стратегии, в том числе принцип пассивного инвестирования: даже если сейчас рынок падает, нужно просто следовать за индексом, потому что в течение нескольких лет тот все равно возобновит рост и затем окажется в плюсе. Так, после интернет-пузыря 1990-х годов американский Nasdaq Composite упал на 75% менее чем за три года, а вернулся на пик — через 15 лет.
Во время Великой депрессии индекс Dow Jones тоже падал три года, затем началось восстановление, и на пик он вернулся через 25 лет.
Но японский Nikkei 225 побил эти антирекорды. Японское экономическое чудо вознесло индекс на вершину в 1989 году: в последние дни года он достиг почти 39 000 пунктов.
Но затем гигантский пузырь на рынках акций и недвижимости лопнул, а Япония в итоге потеряла три десятилетия экономического роста.
Почему ей так долго не удавалось восстановиться? Причина — в ошибках властей. После краха они ужесточили денежную политику, но при этом не решались закрывать оказавшиеся на грани банкротства банки и компании, которые превратились в «зомби» и десятилетиями подавляли экономическую и инвестиционную активность. В стране укрепились дефляционные ожидания, начался долгий период дефляции.
В результате с пика до дна Nikkei 225 падал 20 лет, потеряв около 82%. В 2009-2012 годах он колебался у минимальных отметок, и лишь затем началось восстановление. Докризисного максимума индекс достиг только в прошлом году — почти через 35 лет, после чего более года находился у этого уровня.
Инфляционные предпочтения
Годы медленных реформ и успехи в борьбе с дефляцией, которые после долгих усилий стали проявляться в последнее время, заложили хорошие основы для продолжения роста, считают аналитики.
В этом году удар по рынку сначала нанесла развязанная президентом США Дональдом Трампом торговая война, из-за чего Nikkei рухнул в начале апреля до 31 000 пунктов. Но затем Трамп отложил введение пошлин, а в июле Токио заключил с Вашингтоном торговое соглашение, добившись снижения ставки сборов с 25% до 15%. В результате с апрельского минимума Nikkei вырос на 46% до 45 355 пунктов.
Банк Японии около двух десятилетий пытался стимулировать инфляцию нетрадиционными методами: он первым начал применять количественное смягчение (скупку активов на рынке, причем к гособлигациям он впоследствии добавил биржевые фонды и торгующиеся фонды недвижимости) и последним отказался от отрицательных процентных ставок (в прошлом году).
В 2013 году Банк Японии установил цель по инфляции в 2%. И если другие ведущие центробанки в последние годы снижали процентные ставки, то он их повышал, так как своей цели добился и даже превысил ее. В январе 2023 года базовая инфляция, исключающая цены на энергоресурсы и продукты питания, достигла более чем 40-летнего максимума в 4,2%. В июле этого года она составила 3,1%, а в августе — 2,7%.
Рост цен и зарплат, который не наблюдался десятилетиями, меняет инвестиционные предпочтения японцев. До сих пор основными способами сбережений были облигации и денежные инструменты.
Финансовые активы домохозяйств на конец 2024 года превышали $14 трлн, половина из них приходилась на наличные (их покупательная способность в ситуации дефляции росла, а не снижалась, как традиционно происходит при инфляции) или депозиты, отмечает Financial Times.
Но «если люди думают, что дефляция закончилась», значительные средства могут перейти на рынок акций, сказал газете Джошуа Крэбб, директор отдела акций Азиатско-Тихоокеанского региона в управляющей компании Robeco.
«Произойдет ли в Японии мощный скачок [экономического] роста? Нет, не произойдет. Произойдут ли изменения на уровне распределения активов из-за того, что инфляция возвращается после столь длительного времени? Да, безусловно», — добавил он.
Нил Ньюман, стратег по Японии в Astris Advisory, уже видит приток денег от инвесторов: «Сейчас на рынок пришли как иностранные, так и отечественные институциональные и розничные инвесторы».
Иностранное влияние
Приток японских инвесторов должен в долгосрочной перспективе поддержать энтузиазм иностранных — они, по словам стратега по Японии в Goldman Sachs Брюса Кирка, в основном обеспечили ралли в этом году. К концу августа иностранцы вложили в японский рынок $35,7 млрд, позволив индексу Topix, который включает акции всех торгующихся в стране компаний, впервые в истории превысить 3000 пунктов.
Частично действия иностранных инвесторов объясняются желанием диверсифицировать вложения, сократив присутствие на рынке США, где политика Трампа спровоцировала снижение курса доллара. Его многие расценивают как долгосрочный тренд.
Иена, в свою очередь, с начала года укрепилась почти на 5%.
Она, правда, может быть значимым фактором риска. С середины 1990-х годов иена является наиболее популярной валютой для операций кэрри-трейд, когда инвестор берет в кредит деньги в валюте страны с низкими процентными ставками и вкладывает в более доходные активы в других валютах.
Резкое подорожание иены провоцировало цунами на мировых рынках уже несколько раз, последний — в августе 2024 года. Тогда с начала июля по начало августа иена подорожала на 14%, породив убытки по кэрри-трейд, и инвесторы бросились закрывать позиции, которые превышали $1 трлн. В результате Nikkei 225 рухнул 5 августа на 12,4%, а затем волна распродаж прокатилась по миру.
Впрочем, по мере сокращения разницы между процентными ставками в Японии и других развитых странах доходность и, соответственно, объемы операций кэрри-трейд должны снижаться, а вместе с ними — и риск подобных резких скачков.
Результаты реформ
Еще один фактор, который способен поддержать долгосрочный рост, — давно идущие корпоративные реформы, отмечает инвестиционный портал Finimize.
Компании проводили реструктуризации, чтобы упростить бизнес-структуры и высвободить капитал. Так, например, поступила Nissan по требованию Renault после того, как компании заключили альянс в 1999 году. Также под давлением регуляторов они избавлялись от подразделений, которые десятилетиями после кризиса начала 1990-х годов могли находиться в полумертвом состоянии, и начинали более ответственно относиться к акционерам.
Реформы корпоративного управления начались в 2012 году, но значительно активизировались в последние пару лет, когда Токийская фондовая биржа начала публично стыдить тех, кто не выполнил регуляторные требования в 2023 году, пояснил FT Чарли Линтон, управляющий портфелем Ninety One в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
По его словам, это позволило высвободить скрытую стоимость акций ряда компаний, и потенциал для ее дальнейшего повышения на местном рынке остается.
«Тренд на улучшение корпоративного управления сохранится в долгосрочной перспективе», — считает Олег Капинос, директор по глобальной стратегии в японской управляющей компании Asset Management One.
Инфляция в Японии находится на повышенном уровне в течение самого долгого периода с начала 1980-х годов, говорит Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. После того, как экономика застряла в дефляционной стагнации, ускорение инфляции каждый раз оказывалось временным явлением. Это заставляет Банк Японии сейчас действовать осторожнее, чтобы не погубить столь вожделенный рост цен, но и не допустить его выхода из-под контроля.
В этой ситуации фондовый рынок служит инструментом хеджирования от инфляции, и этим отчасти объясняется его нынешний рост, говорит Триси: «Привлекательность ему также обеспечивают низкие оценки стоимости по сравнению с Уолл-стрит, а 50-процентная девальвация иены с 2016 года служит дополнительным стимулом».
Хорошие возможности для заработка инвесторы видят в секторе промышленных компаний. В частности, акции крупнейшего оборонного подрядчика страны Mitsubishi Heavy Industries выросли с начала года более чем на 70% на ожиданиях увеличения военных расходов со стороны правительства и оптимизации управления — со стороны руководства компании. Средняя целевая цена акций компании предполагает рост на 4,8% к цене закрытия 26 сентября. Из 15 аналитиков 10 рекомендуют покупать бумаги компании и еще два — дают рекомендацию «выше рынка», что соответствует рекомендации «покупать». Трое рекомендуют «держать» акции.
Акции Nintendo (плюс 40% с начала года) устойчиво растут после выхода новой версии игровой консоли Switch, отмечает Триси. Средняя целевая цена от аналитиков предполагает рост бумаг на 6% от цены закрытия 26 сентября. Из 25 аналитиков 13 рекомендуют покупать акции Nintendo, еще у двух рекомендация «выше рынка», у 8 — рекомендация «держать». По одному аналитику выставили рекомендации «ниже рынка» и «продавать».
Акции инвесткомпании SoftBank в начале августа пробили уровень цены в 11 000-12 000 иен, который они три раза не могли преодолеть в последние сем лет, и взлетели почти до 20 000 иен. Средняя целевая цена от аналитиков, судя по данным Yahoo Finance, — 15 376 иен, что ниже текущих значений. Но из 19 аналитиков 12 дают рекомендацию «покупать» бумаги инвесткомпании, один — «выше рынка» и еще 5 — «держать». У одного рекомендация «ниже рынка».