Всевидящее око военных: как Palantir стал поставщиком ИИ для корпораций и Пентагона

После публикации отчетности за 2 квартал Palantir стал лидером по доходности в индексе S&P 500. Фото: slyellow / Shutterstock.com
Капитализация Palantir превысила $400 млрд после публикации успешного квартального отчета. Американская компания, специализирующаяся на сборе и обработке разведывательных данных, продемонстрировала во втором квартале (закончился 30 июня) рост выручки на 48% — до более чем $1 млрд. В обращении к акционерам основатель компании Александр Карп заявил, что она планирует стать «доминирующим разработчиком программного обеспечения будущего». Журналист Роман Могучий разбирался для Onivest, почему Palantir привлекает внимание инвесторов и почему правозащитникам и гражданским активистам не нравится будущее, в котором может доминировать такая компания.
Служу Америке: как Palantir судилась за госконтракты, когда это было еще немодно
Palantir построила империю на государственных контрактах в США, обслуживая ЦРУ и другие разведслужбы, военных и министерство внутренней безопасности — клиентов, которых большая честь Кремниевой долины сторонилась все двухтысячные.
Пока сотрудники бигтеха протестовали против исполнения заказов министерства обороны и полиции, Palantir судилась с американской армией за право стать ее поставщиком — заявляя, что существующие процедуры не позволяют компаниям из Долины участвовать в тендерах.
Компания доказывала, что законы требуют от государственных учреждений использовать инновации частного сектора и приобретать коммерческие продукты, а не пытаться разрабатывать их самостоятельно. Выигранный в 2019 году суд открыл Palantir возможность конкурировать с традиционными подрядчиками министерства обороны. Победив в тендере военного гиганта Raytheon, Palantir получила первый крупный 10-летний контракт на $876 млн. Через 6 лет суммы выросли на порядок — только за первые семь месяцев 2025 года американские военные согласились выделить ей заказ уже на $10,8 млрд.
На звонке c инвесторами 4 августа сооснователь Palantir Александр Карп заявил, что компания и ее технологии должны обеспечивать американскому правительству «неспортивное преимущество» над другими. «Мы по-прежнему верим, что Америка является лидером свободного мира, в превосходство Запада, в то, что мы должны бороться за наши ценности», — заявил он.
ИИ для корпораций и прикомандированные сотрудники
В квартальном отчете Palantir отчиталась о резком росте продаж частным клиентам, не государству. Выручка от них в США выросла на 93% год к году до $306 млн — это 71,8% от доходов от государственных подрядов на том же рынке.
Превалирование в портфеле госзаказов беспокоит инвесторов, всего полтора месяца назад писал MarketWatch.
Теперь же директор по доходам Райан Тейлор заявляет, что компания «меняет представление о возможностях корпоративного искусственного интеллекта».
Генеративные искусственные сети оторваны от реального понимания проблем, и в какой-то момент может показаться, что они превосходят людей в решении задачи, но в следующий миг они совершают катастрофические ошибки, которые человек никогда не допустит, признает Тейлор. Но утверждается, что корпоративный продукт Palantir Ontology лишен этого недостатка.
Ontology собирает данные компании вместе и создает ее цифрового двойника, где данные связаны с реальными объектами и бизнес-процессами. Общая стоимость бизнес-контрактов, говорит Тейлор, за квартал достигла $2,3 млрд. С помощью Palantir время комплаенс-проверки новых клиентов Citibank сократилось с 9 дней до нескольких секунд, утверждает он, Fanny Mae стал стремительно проводить расследования мошенничеств с ипотекой, которые раньше занимали два месяца, компания Nebraska Medicine сообщила, что внедрение технологий Palantir позволило сократить время выписки клиентов в среднем на час, а страховые компании получили от нее более 1200 написанных ИИ писем с апелляцией на отказ в платежах.
Для полноценной настройки системы Palantir отправляет к клиентам прикомандированных инженеров, встраивающихся в рабочие процессы компании. В 2009 году, рассказывал Bloomberg, в JPMorgan было направлено сразу 120 таких сотрудников. С их помощью подразделение по борьбе с внутренними мошенничествами собирало переписку, координаты устройств, записи телефонных разговоров, данные о распечатанных документах сотрудников банка, отслеживало их рабочее время. Даже сотрудники службы безопасности были шокированы тем, что ни банк, ни Palantir, не установили пределы, где заканчивалась бы слежка, говорилось в публикации.
Инвесторы сомневались в эффективности модели прикомандированных сотрудников. Карп утверждает, что она была успешной: «наши клиенты рассказывают другим клиентам: ‘Если вы хотите, чтобы это работало, пригласите Palantir, и послушайте, как они организуют свою культуру внутри вашей культуры с помощью своих продуктов'. «Все презирали эту модель до последнего квартала», — говорит он, а теперь «она стала конкурентным преимуществом, обеспечивающим исключительные финансовые результаты».
Кто смотрит на смотрящего в палантир?
Во вселенной писателя Джона Толкина палантирами назывались созданные эльфами камни, через которые владельцы могли общаться друг с другом или или видеть происходящее в других частях света. Один из камней принадлежал Саурону, тот сумел через него свести с ума другого обладателя палантира и совратить на путь зла второго, внушая им ложное понимание увиденного.
Данные компании Palantir, согласно заявлению основателей, помогают cделать мир безопаснее. Но правозащитники обеспокоены ее растущей ролью в системах государственного контроля.
По мнению берлинской организации Society for Civil Rights, сбор неограниченных объемов данных для силовых структур нарушает основополагающее право людей на информационное самоопределение и конфиденциальность телекоммуникаций. «Любой человек, кто подает жалобу, становится жертвой преступления или просто оказывается не в том месте не в то время, может привлечь внимание полиции с помощью этого программного обеспечения», — говорит адвокат организации Францишка Гёрлиц. При этом силовые структуры не предупреждают людей о том, что они стали объектом внимания,
The New York Times утверждала, что некие критики называют компанию создателем «цифровой цепочки убийств». Сбор данных о людях в одном месте создает риск доступа к информации людей, которые не должны ее иметь. И это может служить репрессивным целям, предупреждает Виктория Нобл из Electronic Frontier Foundation.
Профессор Технологического унивеситета Сиднея Ноэль Кастри, критикуя Palantir, вспоминает президента США Дуайта Эйзенхауэра. Тот считал, что объединение военного и промышленного комплексов создают возможность для злоупотребления властью и влиянием, и это может стать угрозой американской демократии.
Карп утверждает, что защищает американские ценности. «Я не собираюсь извиняться за то, что защищал правительство США на границе, защищал спецназ, возвращал людей домой. Я не извиняюсь за то, что передавал нашу продукцию Украине, Израилю или многим другим странам», — говорит он критикам. А акционерам предъявляет цифры: с начала года бумаги выросли на 130%, сделав Palantir самой успешно растущей компанией в индексе S&P 500.