«Заразно» для Европы: Франция без правительства и без парламента
Республика оказалась в политическом тупике, выхода из которого пока не видит ни одна политическая сила

Президенту Макрону, скорее всего, придется снова распустить Национальное собрание / Фото: Moritz Frankenberg/picture alliance via Getty Images
Отставка Себастьена Лекорню с поста премьер-министра Франции 6 октября ознаменовала рекордно короткое премьерство в истории Пятой Республики — он пробыл на посту председателя правительства 27 дней. Новость о том, что Лекорню подал президенту Эмануэлю Макрону прошение об отставке и получил положительный ответ, появилась за несколько часов до официального объявления состава нового правительства. Ни одна политическая сила не готова была поддержать новый кабинет министров.
Кто такой Себастьен Лекорню
С 2017 года, после прихода Эмманюэля Макрона на пост президента Франции, Себастьен Лекорню последовательно занимал ключевые посты в разных правительства. Сначала он был назначен государственным секретарем при Министерстве экологии и устойчивого развития. В октябре 2018 года стал министром по делам местных властей в кабинете Эдуара Филиппа. В 2020 году возглавил Министерство заморских территорий в правительстве Жана Кастекса. С 20 мая 2022 года он занимал должность министра вооруженных сил и удерживал ее на протяжении четырех смен кабинетов министров. В сентябре 2025 года президент Эмманюэль Макрон назначил его премьер-министром Франции.
Заочное голосование против
Лекорню ушел с поста главы правительства, потому что все политические силы заранее отказалиссь поддержать его список министров. По итогам консультаций и открытых комментариев в прессе, стало очевидно, что во вторник на представлении своего состава правительства в Национальном собрании против кандидатов премьера будут даже его политические сторонники.
Именно со стороны союзников из «партии власти» и пришелся основной удар. Партия республиканцев, на которую в парламенте опирается Эммануэль Макрон выступила резко против кандидатуры на пост министра обороны — Брюно Ле Мэра. Ранее тот занимал пост министра экономики и его работа на этому посту не вызвала поддержки.
«Национальное объединение» — движение Мари Ле Пен — к понедельнику также сформировало свое решение, и ответом Лекорню было слово «нет». Президент «Национального объединения» Жордан Барделла зявил, что правые готовы сразу ставить вопрос о вотуме недоверия кабинету Лекорню. Свою позицию они обосновали тем, что правительство Лекорню ничего не меняет в работе по сравнению с предшественниками.
Особенно правые упирали на то, что 12 человек из 18 перекочевали из прошлого состава кабинета министров. Это же вызвало недовольство внутри про-президентского объединения «Вместе за Республику»: там открыто критиковали Лекорню за возню с дележом министерских постов.
Социалисты, устами своего лидера Оливье Фора потребовали от Лекорню обещание о немедленной приостановке пенсионной реформы — реформа 2023 года повысила минимальный возраст выхода на пенсию с 62 до 64 лет. Заведомо невыполнимое требование исключало их поддержку нового правительства.
Первые оценки отставки премьера неутвержденного правительства — негативные. Le Monde писала о «символе хронической нестабильности» исполнительной власти. Financial Times отметила, что Франция остается без устойчивого правительства в момент, когда ей предстоит защищать бюджет и европейскую политику.

Фото: Tom Nicholson/Getty Images
Реакция рынков на новость об отставке Лекорню — падение индекса CAC 40 и рост доходности французских долговых бумаг — стали маркером тревоги инвесторов. В первые часы торгов понедельника CAC 40 терял почти 2%, до уровня в 7 900 пунктов. Евро ослаб на 0,6%. Сильнее всего в составе французского индекса просели банки: Société Générale — минус 6,6%, BNP Paribas упал на 5,5%, Crédit Agricole — на 5,4%. Банковский сектор традиционно чувствителен к росту премии за риск по французскому долгу, которая в понедельник поднялась до максимума с января. В остальной Европе снижение в первые часы было умеренным: Euro Stoxx 50 откатился на 0,5%, а немецкий DAX в целом оставался стабильным. Однако третья отставка премьера за считаные месяцы на этот раз может быть «заразна» для всей Европы, сказал в интервью Bloomberg Александр Барадез, главный аналитик рынка IG в Париже:
Новость сегодняшнего утра — это начало распространения инфекции из Франции на весь европейский банковский сектор. Падение сектора на 100% связано с Францией. Учитывая, что банки показали результаты значительно лучше рынка, все факторы способствуют фиксации прибыли по этим акциям
Премия к немецкому госдолгу по 10-летним облигациям ОАТ Франции сейчас около 87 б.п. (≈0,87 п.п.) — спред расширился до ~86,6 б.п., это максимум с января 2025 года; (за десять месяцев доходность ОАТ поднялась до 3,59%).
Тупик «макронизма»
Негативная реакция рынков и политиков на работу Лекорню по формированию правительства — следствие кризиса доверия к президенту Эммануэлю Макрону. Его политику по поиску консенсуса по любым вопросам и готовность использовать процедурные ухищрения для игнорирования позиции оппозиции по ключевым вопросам, уже нарекли во Франции «макронизмом». Один из самых ярких примеров — особая процедура, по которой принималась пенсионная реформа — несмотря на миллионные уличные протесты и сопротивление оппозиции Макрону удалось ее провести.
Елисейский дворец потерял диалог с левыми партиями, когда не поддержал их требования смягчить или приостановить пенсионную реформу. Консультации по этому вопросу в 2024 году зашли в тупик. Предложения по принятию популистских мер — вроде разового налога на крупные доходы и состояния (налог Зусмана) — Лекорню был готов обсуждать, но без конкретных проектов решений.
Для правых, прежде всего, «Национального объединения», выгоднее провоцировать нестабильность и требовать роспуска парламента и перевыборов. Если парламент не сможет принять бюджет на 2026 год, это сыграет также на руку Ле Пен и Барделлы, которые постоянно говорят о неспособности Макрона и его правительства работать в интересах сограждан. Практическое последствие бюджетного кризиса — отказ от индексации социальных выплат и обязательств государства перед гражданами.
Что дальше
Президент Эммануэль Макрон в начала 2025 года заявил, что парламент он распускать не намерен и сам хочет проработать до окончания полномочий в 2027 году. Следствие такой жесткой позиции — первое место в опросах избирателей во Франции, 30–35 проц. голосов за кандидата Ле Пен/Барделла на будущих выборах президента Республики.
Самое страшное, что сейчас может случиться — отставка президента Макрона, но это маловероятно, считает Джон Плассар, партнер и глава инвестиционной стратегии Cite-Gestion, в эфире CNBC он заявил: «Не думаю, что он (Макрон — прим. Oninvest) хочет это сделать, но это было бы худшим вариантом для рынка. По моему мнению, ни социалисты, ни даже крайне правые во Франции на самом деле не хотят сейчас управлять страной — они просто ждут новых выборов».
Для инвесторов это сигнал, что до 2027 год Франция не может менять экономическую политику. А после 2027 года не ясно как именно она будет формироваться.