Звезда на доверии: как Мира Мурати привлекает инвестиции в стартап без продукта

Стартап Миры Мурати привлек $2 млрд инвестиций. Никто не знает, на что. Фото: скриншот Atomico / YouTube
Мира Мурати — бывший технический директор OpenAI и соосновательница стартапа Thinking Machines Lab — в июле получила от инвесторов $2 млрд. Как отмечает TechCrunch, это один из крупнейших посевных раундов финансирования в истории Кремниевой долины. Общая оценка Thinking Machines Lab достигла $12 млрд — компании меньше года, она пока не вывела на рынок ни одного продукта, и Мурати даже толком не рассказала еще, чем собирается заниматься, кроме того, что это будет новый ИИ. Тем не менее, Thinking Machines Lab — один из немногих стартапов, которые инвесторы считают реальной угрозой ведущим разработчикам моделей ИИ, таким как OpenAI, Anthropic и Google DeepMind. Думаю, это уровень доверия, о котором многие стартаперы могут только мечтать. Попробуем разобраться, как уроженка Албании Мира Мурати добилась этого и чем собирается потрясти рынок.
Самородок из Албании
Эрмира «Мира» Мурати родилась в городе Влёре в южной Албании в конце 1988 года. В 16 лет она получила стипендию на обучение в канадском частном колледже Pearson College UWC и закончила там программу международного бакалавриата. Потом продолжила обучение в США, закончив двойную программу: в 2011 году она стала бакалавром гуманитарных наук в Colby College, а в 2012 году — бакалавром инженерных наук в Dartmouth College. Годом позже она уже работала в Tesla старшим менеджером по продукту, участвуя в разработке Model X. Интерес к взаимодействию человека и компьютера привел ее в 2016 году в компанию Leap Motion, там она уже на позиции вице-президента по продуктам и инжинирингу работала над технологиями дополненной реальности. В 2018 году Мурати присоединилась к команде OpenAI.
Надо сказать, выбор карьерного пути весьма неочевидный: имея в резюме опыт работы в Tesla, Мурати могла бы претендовать на должности в других крупных технологических компаниях Долины, однако, как она сама рассказала в интервью журналу Wired, ее всегда интересовал ИИ, она считала, что ИИ общего назначения (AGI) «станет новейшей и самой важной технологией, которую создаст человечество». По ее словам, на тот момент OpenAI была единственной организацией, которая одновременно была заинтересована в развитии возможностей ИИ и в том, чтобы это развитие шло в правильном направлении. В OpenAI Мурати начала работать над стратегией в области суперкомпьютеров, а также «руководила несколькими исследовательскими командами» в качестве вице-президента по прикладному ИИ и партнерствам.
Как она сама рассказала в другом интервью — журналу Fortune, OpenAI была в то время мало кому известной некоммерческой компанией, в которой работали всего 52 ИИ-энтузиаста. Мира быстро познакомилась с ее главными сооснователями: Сэмом Альтманом, Ильей Суцкевером, Грегом Брокманом и другими. Видимо, ей удалось хорошо проявить себя в качестве руководителя, потому что менее чем через четыре года, в мае 2022-го, она стала техническим директором OpenAI и руководила командами, создавшими ныне знаменитый ChatGPT, а также ИИ для генерации изображений Dall-E.
«Когда Мира выйдет замуж?»
Ну а дальше мы все помним, что произошло: в конце ноября 2022 года ChatGPT сделали общедоступным, и всего за два месяца он набрал более 100 млн пользователей, став самым быстрорастущим приложением в истории. Началась ИИ-революция.
Впрочем, несмотря на значительный вклад Мурати, публичным лицом компании оставался, конечно же, гендиректор OpenAI Сэм Альтман. До тех пор, пока в ноябре 2023 года не случилась попытка корпоративного переворота — совет директоров OpenAI уволил Сэма Альтмана и назначил Мурати временным гендиректором. Миг славы продолжался недолго — через несколько дней Альтман вернулся на свой пост. А в сентябре 2024 года Мурати написала в соцсети X, что уходит, «чтобы заняться собственными исследованиями». Снова неочевидный карьерный ход — покинуть компанию, которая из крошечной лаборатории выросла к тому времени до штата в 2,5 тысячи сотрудников и оценки в $80 млрд. Ради чего? Может для лучшего work-life balance, чтобы порадовать родителей? Когда маму Миры познакомили c ChatGPT, первое, что она спросила: «Когда Мира выйдет замуж?», сообщал Business Insider. Может, и для этого тоже — по данным косовской Gazeta Express, в июне 2025 года она действительно вышла замуж, церемония якобы прошла в Тоскане в обстановке высочайшей секретности. Источник информации, впрочем, выглядит не очень надежным, газета явно желтоватая. Для нас интереснее другое — в декабре 2024 года Мира Мурати написала в своем LinkedIn, что стала соосновательницей и гендиректором стартапа Thinking Machines Lab, не менее секретного, чем ее предполагаемая свадьба.
Гадание на Мурати
В феврале этого года компания официально заявила о себе в сети X, правда, самыми общими словами: «Мы — ученые, инженеры и разработчики, стоящие за некоторыми из самых популярных продуктов и библиотек ИИ, включая ChatGPT, Character.ai, PyTorch и Mistral. Наша миссия — заставить искусственный интеллект работать на вас, создавая будущее, в котором каждый будет иметь доступ к знаниям и инструментам, позволяющим ИИ отвечать его уникальным потребностям».
Несколько более подробный манифест на сайте самой компании тоже проливает мало света на ее планы. Из него следует только, что лаборатория займется машинным обучением моделей ИИ, которые будут реально полезны и удобны в сотрудничестве с человеком.
«Гадание о том, чем будет заниматься компания Мурати и сколько денег она сможет привлечь, стало излюбленной игрой в Кремниевой долине с тех пор, как в сентябре она ушла из OpenAI», — написало в феврале агентство Bloomberg, напомнив при этом, что Thinking Machines Lab стремится к оценке в $9 млрд. Издание занесло Миру Мурати и еще четверых главных сооснователей в списки потенциальных ИИ-миллиардеров с оценкой доли каждого примерно в $1,4 млрд. Впечатляющий взлет, учитывая тот факт, что в 2004 году ее богатство как технического директора OpenAI оценивалось »всего лишь» в $5 млн. Кроме того, Bloomberg указывал в марте, что Thinking Machines Lab ищет финансирование в размере $1 млрд.
В середине июля, как я уже отмечал, стало ясно, что план перевыполнен — компания привлекла $2 млрд при общей оценке $12 млрд. Раунд возглавил инвестфонд Andreessen Horowitz, к нему присоединились также Nvidia, Accel, ServiceNow, CISCO, AMD и Jane Street, написал TechCrunch.
«Мы создаем мультимодальный ИИ, который работает с тем, как вы естественным образом взаимодействуете с миром — через разговор, через зрение, через наше нестандартное взаимодействие. Мы рады, что в ближайшие пару месяцев сможем представить наш первый продукт», — пообещала Мурати, сообщая о сделке.
Госпожа алгоритмов: чему Мира Мурати учит ИИ
Интересными инсайдами о новом стартапе поделился в июне портал The Information со ссылкой на свои источники. По его данным, инвесторы, общавшиеся с Мурати, называют бизнес-модель Thinking Machines Lab «RL для бизнеса». RL в данном случае означает reinforcement learning — «обучение с подкреплением». Это распространенный метод машинного обучения при разработке ИИ, который с помощью специального алгоритма «вознаграждает» модель баллами за достижение определенных целей и «наказывает» ее, снижая баллы за «неправильное» или нежелательное поведение. Таким образом, во многом подобно тому, как учится человек, модель исследует окружающую среду и ищет способы решения задач, которые приносят максимальное вознаграждение. В Thinking Machines Lab планируют настраивать модели на основе определенных бизнес-показателей (KPI), отслеживаемых ее клиентами, которые обычно связаны с ростом выручки или прибыли.
«Thinking Machines Lab, возможно, рассчитывают на то, что клиенты ИИ будут готовы платить больше за модели, адаптированные для их отрасли, например, для поддержки клиентов, инвестиционного банкинга или розничной торговли», — пишет The Information.
Кстати, о розничной торговле. В конце июня ИИ-стартап Anthropic представил результаты интересного эксперимента: они поручили ИИ-агенту на базе Claude управлять небольшим розничным магазином в офисе своей компании. Агента назвали Claudius и дали ему довольно широкий спектр полномочий: он мог мониторить товарные запасы, самостоятельно определять ассортимент, устанавливать цены, делать заказы у поставщиков и общаться со своими потребителями (сотрудниками офиса Anthropic) через специальный канал в корпоративном Slack. Почитайте, очень занятная история. Говоря коротко, Claudius оказался плохим бизнесменом: всего за месяц он, что называется, проторговался и понес убытки. Наиболее резкое падение доходов произошло из-за покупки большого количества металлических кубиков (по заявкам сотрудников компании), которые затем были проданы по цене ниже той, которую заплатил Claudius, потому что он оказался слишком «мягкосердечным» и легко давал большие скидки, когда его об этом просили. Тем не менее, в Anthropic смотрят на эксперимент оптимистично, и считают, что из ИИ можно сделать успешного менеджера среднего звена, внеся определенные коррективы. «В долгосрочной перспективе возможна тонкая настройка моделей управления предприятиями, возможно, с помощью такого подхода, как обучение с подкреплением, при котором разумные бизнес-решения будут поощряться, а продажа тяжелых металлов с убытком — наоборот», — пишет Anthropic.
Похоже, как раз чем-то подобным и собирается заняться Мира Мурати.
Ее стартап также планирует разработать продукт для потребителей, возможно, чат-бота, который мог бы конкурировать с ChatGPT от OpenAI, рассказали источники The Information.
Чтобы скорее догнать ушедших вперед конкурентов, Мурати планирует не создавать свои ИИ полностью с нуля, а брать отдельные «слои» из уже существующих моделей с открытым исходным кодом и объединять их.
«Когда вы отправляете сообщение приложению с искусственным интеллектом, такому как ChatGPT, оно проходит через множество слоев виртуальных нейронов нейронной сети. Каждый слой имеет свою цель: от выявления определенных закономерностей до углубления понимания вашего текста моделью искусственного интеллекта и формирования ответа. Мурати, как сообщается, считает, что, комбинируя определенные слои, ее компания может создавать мощные модели искусственного интеллекта гораздо эффективнее, чем более крупные конкуренты», — объясняет Inc.
В общем, конкуренция — это хорошо. Пожелаем Мире Мурати и ее команде успеха, особенно если она сделала (надеюсь) правильные выводы из ее любимого фильма «Космическая одиссея 2001», в котором корабельный ИИ сошел с ума и поубивал экипаж.