Распродажа акций Palantir и бумаг техногигантов заставила вспомнить об одном из важнейших правил инвестирования — диверсификации. Фото: Alan Mazzocco / Shutterstock.com

Распродажа акций техногигантов на прошлой неделе после впечатляющего ралли заставила вспомнить о важнейшем принципе разумного инвестирования — диверсификации. В периоды эйфории на рынке, когда отдельные компании или сектора показывают головокружительный рост, о ней часто забывают. Очарованные инвесторы держат в портфеле одну или несколько акций. Такая концентрация — опасная ловушка, которая не только ставит под угрозу весь капитал, но и лишает инвестора спокойствия.

Если вы не Баффетт и не Дженсен Хуанг

Не все осознают риски даже на уровне простейших расчетов. Например, если цена акции выросла наполовину, ей нужно упасть всего на треть, чтобы полностью лишить инвестора заработанной прибыли.

Если это единственная акция в портфеле, инвестор останется у разбитого корыта. Если же одна из 100 акций, он «выйдет в ноль» только по одной сотой своего капитала. Если он держит индексный фонд, в котором сотни акций, он, может быть, и не заработает эти 50% так же быстро, но и не потеряет их. 

Риски концентрации хорошо видны на примере частных фондов, многие из которых созданы владельцами компаний, вкладывающимися в собственные бумаги. Около 10% из примерно 300 таких организаций в США с активами более чем на $500 млн держат не менее 30% портфеля в одной акции, пишет Джейсон Цвейг, ведущий колонки «Разумный инвестор» в The Wall Street Journal, ссылаясь на данные FoundationMark, отслеживающей такие фонды.

Среди них, конечно, есть феноменально успешные примеры, например, фонд гендиректора Nvidia Дженсена Хуанга и его жены. По данным на конец 2019 года, в нем было $378 млн, вложенных в акции этого производителя графических процессоров. К концу 2023 года, согласно последней налоговой декларации, активы выросли до $3,4 млрд (и это с учетом выплаты $170 млн в виде грантов). В основном это произошло благодаря тому, что акции Nvidia выросли за этот период на 745%.

В нынешнем году, благодаря эйфории, связанной с развитием искусственного интеллекта, она стала первой компаний в мировой истории, чья капитализация превысила $4 трлн. 

Но если вы не инвестиционный гуру, вроде Уоррена Баффета, или не столь же блестящий предприниматель, как Дженсен Хуанг, который может полагаться на себя и созданный им бизнес, вам не стоит выбирать одну или несколько из множества компаний, пишет Цвейг. 

«Любой инвестор должен помнить старую максиму: диверсификация — лучший способ действия в тот самый момент, когда он представляется самым худшим».

В пример он приводит акции производителя одежды и обуви VF Corp. (бренды Vans, The North Face, Timberland), которые за 10 лет по конец 2019 года принесли среднегодовой доход в 21,9%, для сравнения — индекс S&P 500 за тот же период принес 13,6%. 

В это время семейный фонд основателя компании J.E. Barbey 8 FBO Tenacre Foundation держал почти все в акциях VF — $3,1 млрд из $3,3 млрд. Все шло хорошо, но затем акции VF полетели вниз и к концу 2023 года потеряли в цене 78%. 

Это далеко не единичный пример, отмечает Цвейг. На пике интернет-пузыря, надувшегося в конце 1990 годов, производитель оборудования для интернета Cisco Systems был тогдашним аналогом Nvidia. 

С первичного размещения акций в 1990 году они подорожали более чем в 1 тыс. раз, и в марте 2000 года Cisco обогнала Microsoft, став самой дорогой компанией мира. Ее рыночная капитализация достигла $555 млрд, а акции — рекордной отметки в $80,06.

Сейчас акции стоят примерно на 16% дешевле — за четверть века они так и не вернулись на тот рекордный уровень. На пике инвесторы так были воодушевлены перспективами Cisco, которая фактически строила инфраструктуру интернета, что отношение капитализации к прибыли (P/E) у нее достигло почти 190.

Начальный этап пузыря

Похожая история, возможно, происходит сегодня с некоторыми технологическими компаниями. Так, большую популярность у инвесторов приобрели акции разработчика программного обеспечения для анализа данных Palantir, чьими основными заказчиками являются военные, спецслужбы, инвестбанки и хедж-фонды. За год акции Palantir выросли почти на 400%. 

Пика котировки достигли 12 августа, но затем за шесть торговых сессий безостановочного падения рухнули к среде почти на 17%. 

Несмотря на это, акции Palantir пока занимают первое место по доходности среди компаний из индекса S&P 500 за период с начала года — 106%. 

Но безостановочный рост, в результате которого коэффициент P/E компании превысил 520 — в 2,7 раза больше, чем на пике у Cisco — стал привлекать игроков на понижение. 

С начала июня число коротких позиций по Palantir выросло примерно на 10 млн акций, или 0,4% акций в свободном обращении, приводит Bloomberg данные S3 Partners, которая отслеживает такую информацию. 

В акциях Palantir наметился нисходящий тренд, и в случае повышения котировок число игроков на понижение будет только увеличиваться, считает Викрам Рай, управляющий портфелем Fny Capital Management.

При этом настроение инвесторов изменилось не только по отношению к Palantir, но, возможно, и к технологическому сектору в целом. «Распродажа акций Palantir давно назрела и не только потому, что “шортисты” взяли верх» над покупателями, считает Рай. По его словам, когда падают такие компании, как Google, Meta и Microsoft, очевидно, что бумаги других популярных, но менее крупных компаний сектора, которые обычно быстрее и растут, и снижаются, «упадут гораздо сильнее», говорит он. 

В последние дни инвесторы фиксировали прибыль по сильно выросшим акциям технологических гигантов, перекладываясь в более дешевые бумаги, отставшие от популярных лидеров по темпам роста. 

Невозможно больше игнорировать зашкаливающие котировки, «коррекция в технологических акциях назрела, ведь нельзя столько дней и месяцев безостановочно скупать акции одной и той же группы», сказал Bloomberg Крис Бертелсен, директор по инвестициям Aviance Capital Management.

Фондовый рынок США находится «на начальном этапе» пузыря, хотя время для полномасштабной коррекции еще не наступило, считает сооснователь хедж-фонда Oaktree Capital Management Говард Маркс.

 Когда диверсификация важна 

«Увеличивать вложения в акции, когда они находятся на пике, — особенно плохая идея, потому что в долгосрочной перспективе очень немногие компании позволяют инвесторам в их акции заработать», — предупреждает Цвейг.

Об этом же говорит исследование Хендрика Бессембайндера, профессора бизнес-школы при Университете штата Аризона.

Он проанализировал доходность всех компаний, чьи акции торговались на фондовом рынке США с 1926 по 2019 годы (их больше 26 тыс.), и сравнил ее с доходностью одномесячных казначейских векселей, инструмента, который считается наиболее надежным. Только 42,2% компаний за время существования в качестве публичных позволили заработать больше на своих акциях, чем на безрисковом вложении. Остальные не оправдали риска, который на себя брали инвесторы. При этом половину общего дохода, составившего в совокупности $47,4 трлн, обеспечили всего 83 компании, или 0,32% от когда-либо торговавшихся на бирже. С отраслевой точки зрения наибольший доход —  $9 трлн (почти 19%) — дали акции технологических компаний.

То есть шанс правильно выбрать акции, которые принесут доход выше рынка (или даже просто выше нуля), да еще и вовремя зафиксировать прибыль по ним крайне невелик. 

Но психология нередко заставляет делать ставку именно на концентрацию. Уделив время изучению компании и особенно получив хорошую бумажную прибыль после ее покупки, инвестор начинает считать себя экспертом. Он верит в дальнейшее продолжение роста, в том числе потому, что боится упустить дополнительную прибыль. В такие моменты диверсификация кажется ненужной и вредной.

Но «чем больше ваш недавний выигрыш и чем необоснованнее кажется диверсификация, тем важнее она окажется» в недалеком будущем, настаивает Цвейг.

Чтобы избежать ошибок, связанных с концентрацией портфеля, инвестор может установить конкретную долю для актива, например, 5% для каждого. «Так вы много заработаете, если сделаете правильную ставку, но не сможете разрушить свое финансовое будущее, если ошибетесь», — поясняет Цвейг.

Если эта доля будет превышена в результате роста стоимости актива, нужно провести ребалансировку. Это можно делать, например, раз в квартал или год. Подорожавший актив можно продать, чтобы вернуть его долю к целевому показателю, и купить что-то недооцененное или сильно подешевевшее (но фундаментально привлекательное). Последнее является классическим принципом разумного инвестирования.

 

Поделиться