Охота за белым китом: cможет ли искусственный интеллект заменить врача

Китайский стартап Synyi AI и саудовская компания Almoosa Health Group тестируют первую в мире клинику, где ИИ по имени «доктор Хуа» (он на фото) ставит диагнозы пациентам. Фото: x/WIC_espanol
Продолжительность человеческой жизни в мире постепенно увеличивается. Это, в общем, хорошая новость. Плохая состоит в том, что с увеличением количества пожилых людей растет нагрузка на системы здравоохранения, которые и так уже зачастую работают на пределе возможностей. Надежды на исправление ситуации возлагаются на повышение эффективности работы медицинских систем, в частности, благодаря революции искусственного интеллекта. Некоторые оптимисты, среди которых Билл Гейтс, полагают, что ИИ в течение 10 лет поможет победить проблему глобального дефицита врачей.
Серебряное цунами
По оценке Всемирной организации здравоохранения, в 2020 году число людей в возрасте 60 лет и старше достигло 1 млрд и превысило число детей младше 5 лет. К 2030 году пожилых станет 1,4 млрд, а к 2050 году — 2,1 млрд человек, прогнозирует ВОЗ.
В США мужчина, достигший 65 лет в 1960 году, имел среднюю ожидаемую продолжительность жизни 12,8 дополнительных лет, то есть столько еще он мог прожить после достижения 65-летнего возраста. Женщина — 15,8 лет. К 2016 году этот показатель увеличился до 18 лет для мужчин и до 20,6 лет для женщин, отмечают Центры по контролю заболеваний.
Стремительное увеличение количества пожилых людей назвали «серебряным цунами» в начале 2000-х. Броский термин прижился, хотя некоторые считают его неполиткорректным и эйджистским. «Несомненно, вы видели фразу “серебряное цунами”, относящуюся к растущему числу людей в возрасте 65 лет и старше в Соединенных Штатах и во всем мире. Но как написала Кэти Гринли, бывший помощник министра по вопросам старения США, “цунами — это большая волна, которая приводит к огромным разрушениям и массовым жертвам”. Другими словами, пожилые люди — это стихийное бедствие», – сетует журналист Ричард Айзенберг на портале Generations. Но проблема, как ее ни называй, никуда не денется. Учреждения здравоохранения по всему миру находятся на грани кризиса, ВОЗ прогнозирует к 2030 году нехватку 10 млн работников здравоохранения, пишет сайт Всемирного экономического форума (ВЭФ).
Ключ к выходу из кризиса гендиректор крупной немецкой медицинской компании Fresenius Михаэль Сен видит в изменении самой модели больничного ухода, повышении эффективности с упором на телемедицину, анализ больших данных и широкое использование искусственного интеллекта, написал он на сайте ВЭФ.
Одновременно здравоохранение — это и колоссальный потенциальный рынок. Grand View Research оценивает только больничные услуги в $4,4 трлн в 2024 году с перспективой роста до $5,7 трлн к 2030 году.
Не удивительно, что многие технологические компании пытаются на него прорваться, но это оказалось не так-то просто.
Охота за белым китом
С момента начала революции ИИ в 2022 году технологические компании сгенерировали просто огромное количество супероптимистичных прогнозов.
«У искусственного интеллекта есть потенциал преобразовать здравоохранение в планетарном масштабе», – заявила Карен ДеСальво, главный специалист Google по здравоохранению, на ежегодном корпоративном мероприятии в марте 2024 года.
Президент Oracle Ларри Эллисон также полон оптимизма насчет будущего ИИ в медицине, как он заявил в январе на пресс-конференции, посвященной ИИ-мегапроекту Stargate.
А в феврале этого года на ту же тему высказался сооснователь Microsoft Билл Гейтс. По его мнению, в течение ближайших 10 лет применение ИИ поможет избавиться от хронического дефицита медработников во всем мире. «Искусственный интеллект придет и обеспечит медицинский интеллект, и нехватки не будет», – цитирует его Business Insider. Правда, как именно это произойдет, он не уточнил. Гейтс может себе позволить быть визионером, однако те, кто на практике пытается внедрить системы ИИ в здравоохранение, сталкиваются с серьезными трудностями.
«Здравоохранение долгое время было самой желанной добычей — “большим белым китом” — для крупных технологических компаний. Apple, Amazon и Alphabet, материнская компания Google, — все новаторы, которые, несомненно, доминировали в своих основных направлениях бизнеса, — потратили миллиарды долларов, пытаясь устроить дизрапшн (радикальную смену бизнес-модели) в отрасли, но затем умерили свои амбиции, столкнувшись со сложностью и мощью устоявшейся системы здравоохранения США», – отмечает Bloomberg в материале, посвященном тому, что покупка компанией Oracle поставщика цифровых медицинских систем Cerner за $28,3 млрд тоже пока не принесла ожидаемого успеха.
По оценке Markets and Markets, глобальный рынок ИИ в здравоохранении (включая фармацевтику) в 2024 году составил без малого $15 млрд — неплохо, но по сравнению с общим размером многотриллионного рынка больничных услуг — капля в море.
Несмотря на стремительное развитие технологий, внедрение искусственного интеллекта в здравоохранении находится на уровне «ниже среднего» по сравнению с другими отраслями, говорится в исследовании ВЭФ.
И причина не только в том, что, по данным Pew Research, 60% американцев чувствовали бы себя «некомфортно», если бы их провайдер медуслуг в существенной степени полагался на ИИ.
«Здравоохранение — это уникальный зверь», – сказал Bloomberg Раджив Левенталь, старший аналитик Emarketer, исследующий цифровое здравоохранение.
Что делает его таким уникальным? Ответ простой — это люди.
Все лгут
Несмотря на то, что еще в 2023 году ИИ-чат-бот ChatGPT «показал результаты, близкие к проходному порогу» в тесте на получение медицинской лицензии в США (USMLE), до замены врачей искусственным интеллектом, судя по всему, еще далеко.
Мой знакомый доктор в качестве примера привела вымышленный, но составленный на основе реальных бесед с пациентами диалог.
– У вас полостные операции были?
– Нет.
– Падали недавно?
– Нет.
– Лекарства принимаете?
– Нет.
– Что это за шрам у вас?
– Ах, да! Аппендицит был 10 лет назад, я и забыла.
– Откуда синяк на ноге?
– Споткнулась на лестнице и ушиблась, но это же не сильно.
– А что за таблетки я вижу в вашей сумочке?
– Доктор прописал, от нервов. Он сказал, они слабые.
Люди зачастую не умеют (да и не должны уметь) корректно описать собственное текущее состояние и беспокоящие их симптомы. Выяснить все это — один из важнейших аспектов работы врача, которая требует проявления эмпатии и способности понимать невербальные сигналы. «Пока ИИ не научится “вытаскивать” из пациентов нужную информацию, я за свое рабочее место спокойна», – резюмировала врач.
Это частное мнение, но если хотите более объективную информацию — извольте. В Гарварде поставили интересный эксперимент. На основе 2 тыс. хорошо описанных клинических случаев создали из GPT-4.0 ИИ-пациента, который в свободном диалоге рассказывал о своем состоянии ИИ-доктору. В этой роли выступали несколько моделей — GPT от OpenAI, Llama от Meta и Mistral от Mistral AI. Диалоги и поставленные на их основе диагнозы проверяли потом настоящие врачи.
Вердикт простой: «Чат-боты с искусственным интеллектом не способны диагностировать пациентов, общаясь с ними», – написал в январе 2025 года журнал New Scientist. То есть когда речь идет о прохождении формальных тестов, особенно таких, где к вопросу приложено корректное описание случая и даны варианты ответов, ИИ оказывается на высоте. Но в свободном диалоге он, как правило, не может выделить действительно важные симптомы, сопоставить их и определить верный диагноз.
«Для GPT-4 точность диагностики составила впечатляющие 82%, когда модели были представлены структурированные резюме случаев и она выбирала диагноз из списка ответов. Когда у нее не было вариантов с множественным выбором, точность упала до чуть менее 49%. Однако, когда ей пришлось ставить диагнозы на основе смоделированных разговоров с пациентами, ее точность упала до всего лишь 26%», – отмечается в исследовании.
Надежда на Хуа
Заявление Билла Гейтса не просто неправильно, оно безрассудно. Рассуждения о том, что врачи скоро станут ненужными, создают опасный отвлекающий фактор от работы, на которой руководители здравоохранения должны сосредоточиться прямо сейчас: масштабировании ИИ, который работает в партнерстве с врачами, а не вместо них, пишет The Hill.
«Врачи — не ошибка в системе. Они — система. ИИ, при правильном использовании, делает их лучше», – цитирует портал бывшего президента Американской медицинской ассоциации Джесси Эренфельда, и соучредителя медицинской ИИ-компании Aidoc Элада Валаха.
Звучит разумно, но есть и те, кто с этим категорически не согласен и ставит перед собой цель полностью автоматизировать работу врача. Как сообщает Bloomberg, китайский стартап Synyi AI из Шанхая совместно с саудовской Almoosa Health Group в апреле 2025 года начал тестировать в Саудовской Аравии первую в мире клинику, где искусственный интеллект по имени «доктор Хуа» ставит диагнозы настоящим пациентам.
Человек приходит в клинику и описывает свои симптомы с помощью планшета. ИИ задает дополнительные вопросы и анализирует данные и изображения, полученные с помощью помощников-людей, такие как кардиограммы и рентгеновские снимки. После окончания консультации ИИ создает план лечения, который рассматривает и подписывает традиционный врач-человек без осмотра пациентов.
На данный момент услуги доктора Хуа ограничиваются респираторными жалобами, охватывая около 30 заболеваний, таких как астма и фарингит. Компания планирует расширить список, чтобы охватить 50 респираторных, гастроэнтерологических и дерматологических заболеваний в течение следующего года, пишет Bloomberg.
В Synyi AI утверждают, что на этапе тестирования, предшествующем текущему испытанию, уровень ошибок технологии составлял менее 0,3%. Но мы же знаем, как любят преувеличивать свои успехи стартаперы.