От научных теорий к бизнесу: какие small-caps выигрывают в гонке квантовых технологий

Только в 2024 году квантовые стартапы привлекли около $1,6 млрд венчурных инвестиций / Фото: Shutterstock.com
Современные компьютеры стремительно приближаются к физическому пределу возможностей своих чипов. Внимание инвесторов переключается на квантовые технологии, потенциально способные превзойти классические системы на порядок. То, что еще недавно казалось научной абстракцией, превращается в быстро растущий бизнес, за который сегодня соревнуются крупнейшие технологические компании и венчурные инвесторы.
По оценке аналитиков McKinsey, выручка компаний в сфере квантовых вычислений в 2025 году превысит $1 млрд — благодаря внедрению квантового оборудования в частной индустрии и оборонном секторе. По подсчетам McKinsey, совокупная выручка в секторе к середине 2030-х может достичь $72 млрд.
Бурное развитие рынка подкрепляют рекордные инвестиции и конкуренция технологических лидеров. Только за 2024 год квантовые стартапы привлекли около $1,6 млрд венчурных вложений. Правительства США, Австралии, Сингапура, Японии и Китая запустили масштабные программы финансирования квантовых технологий.
Лидером отрасли сегодня остается IBM — пионер квантовых вычислений с крупнейшим облачным сообществом (свыше 600 тыс. пользователей IBM Quantum). Кроме того, в числе главных бенефициаров отрасли — молодые компании нового поколения: IonQ , Quantinuum, и стартапы Rigetti и PsiQuantum.
Какие small-caps выигрывают в гонке квантовых технологий
Подавляющая часть внимания инвесторов достается крупным компаниям. Вместе с тем, среди small-cap игроков формируется целый пласт компаний, без которых ни один квантовый компьютер не заработает. Именно такие поставщики «железа» — производители криостатов, лазеров, оптики, оборудования и шифровальных сервисов — легли в основу двух версий индекса Quantum Small‑Cap Equal Weight Index (равновзвешенный) и Quantum Small‑Cap Cap‑Weighted Index (капитализационный), которые для Oninvest рассчитал аналитик Алдияр Ануарбеков. Он отобрал двенадцать публичных компаний из разных стран, которые создают компоненты для квантовых вычислений, разрабатывают свои процессоры или продают пост‑квантовые криптосистемы. При этом в индексы не вошли разработчики квантовых компьютеров — IonQ, Rigetti, D‑Wave, рыночная капитализация которых уже не попадает в категорию small-cap.
Small-cap, вошедшие в индекс:
– Oxford Instruments (криогеника)
– Riber (установки MBE)
– CVD Equipment (реакторы для алмазов с NV‑центрами)
– LightPath (ИK‑ и видимая оптика)
– Sigma Koki/OptoSigma (оптомеханика)
– nLight (волоконные лазеры)
– Lumibird (узколинейные лазеры)
– Luna Innovations (оптические измерители)
– BTQ Technologies (пост-квантовая криптография)
– Arqit (QKD и PQC)
– Quantum Blockchain Technologies (квантовые ИИ‑алгоритмы для майнинга)
– Archer Materials (создание чипового кубит‑процессора)
Равновзвешенный индекс Quantum Small‑Cap Equal Weight в 2023 году вырос на 11%, в 2024-м — на 70%, с начала 2025 года — прибавил 81%, что соответствует ежегодной доходности около 56%. Для сравнения, S&P 500 с начала 2025 года вырос лишь на 14%. Индекс Quantum Small-Cap Cap-Weighted оказался менее устойчивым: его среднегодовой темп роста (CAGR) за тот же период снизился на 3% из-за нескольких слабых компаний, которые потянули результаты вниз. Этот контраст наглядно показывает, что в квантовом секторе устойчивость инвестиций достигается не за счет ставки на отдельных лидеров, а за счет диверсификации портфеля.
Алдияр Ануарбеков выделил три small-cap перспективные компании, которые, по его мнению, задают тон в развитии квантовых технологий:
BTQ Technologies
Канадская BTQ Technologies позиционирует себя в качестве поставщика инфраструктуры для «квантово-устойчивого» интернета. В отчете Alliance Global Partners в июле, аналитики отмечали, что BTQ имеет полный набор технологий, способный защитить сети от квантовых атак. Сейчас ключевая задача компании — продвигать портфель продуктов и подтвердить его через успешные пилотные проекты.
Потенциал BTQ связан с переходом мировой криптографии на постквантовые стандарты. Протокол QSSN для квантово-защищенной передачи данных и цифровых транзакций, разработчиком которого является BTQ, уже получил международное признание. Если QSSN станет отраслевым стандартом, BTQ сможет получать долю транзакционных сборов.
Alliance Global Partners присвоил акциям компании рейтинг Buy (покупать) с целевой ценой $10, что сейчас практически соответствует их рыночной стоимости.
Arqit Quantum
Британская Arqit Quantum — один из ранних коммерческих провайдеров “quantum-safe” шифрования и участник государственных пилотов по миграции на PQC (Post-Quantum Cryptography — система шифрования, устойчивая к взлому с помощью квантовых компьютеров).
В середине сентября 2025 года Arqit заключила лицензионное соглашение с канадской Fabric Networks и была отобрана для участия в пилотной программе Национального центра кибербезопасности Великобритании. Однако аналитики H.C. Wainwright ожидают существенного роста выручки лишь в 2026 году — до $5,7 млн.
Компания не имеет долговой нагрузки, кроме того, согласно отчету на конец мая 2025 года, Arqit накопила $24,8 млн наличных на счетах. Arqit Quantum — это ставка на то, что кибербезопасность станет неотъемлемой частью квантовой инфраструктуры. H.C. Wainwright присвоил рейтинг Buy акциям компании, с целевой ценой $52. Стоимость акций Arqit на закрытие торгов на бирже Nasdaq в среду, 15 октября составила $53,4.
Archer Materials
Cтартап из Австралии Archer Materials делает собственный квантовый чип, который планирует представить в 2026 году. Archer Materials пытается решить главную проблему отрасли: уйти от громоздкой криогеники к устройству, потенциально способному работать при комнатной температуре. Если эта разработка будет успешной, это облегчит внедрение квантовых устройств — стоимость, габариты и энергопотребление резко снизятся. Кроме того, Archer станет одним из первых игроков на этом рынке.