Золотые караваны: зачем банкиры самолетами вывозят слитки из Англии в США

Банки начали вывозить самолетами из Лондона в Нью-Йорк физическое золото. Фото: Zlaťáky.cz/Unsplash
Угрозы Дональда Трампа обложить импортными пошлинами весь мир отразились даже на рынке золота. Цена на металл в Нью-Йорке сильно превысила цену в Лондоне, что заставило банки отправлять вереницы самолетов со слитками из хранилищ Банка Англии в США.
«Гигантский арбитраж»
JPMorgan Chase, крупнейший в мире дилер на рынке золотых слитков, в конце января сообщил о поставке физического металла более чем на $4 млрд для расчетов в феврале по поставочным фьючерсным контрактам на нью-йоркской бирже Comex. Ряд других банков, включая HSBC и Goldman Sachs, поставят слитки еще примерно на такую же сумму.
Совокупные поставки 3 млн тройских унций, которые оцениваются более чем в $8 млрд, оказались вторыми по величине с 1994 года, когда биржа стала предоставлять соответствующие данные. Больше было только в начале 2020 года, когда из-за введенных во время пандемии COVID-19 локдаунов закрылись аффинажные заводы в Швейцарии, а авиакомпании отменили множество авиарейсов. Все это спровоцировало мини-кризис на золотом рынке из-за потребности срочно найти и доставить металл.
Лондон и Нью-Йорк – два крупнейших рынка золота. Первый специализируется на операциях со слитками и определяет на торгах спотовую цену металла, а второй торгует фьючерсами – контрактами, с помощью которых можно провести сделку в будущем по зафиксированной сегодня цене. Обычно поставка товара, лежащего в основе фьючерса, проводится по очень незначительной доле обращающихся контрактов. Но угроза Трампа ввести импортные пошлины все изменила.
Это нервирует инвесторов, потому что люди просто не знают, что делать, отмечает Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller TreacyMoney: «Держать физическое золото – неплохое решение, пока не появится какая-то определенность».
Для центральных банков, например, это стало очевидным решением после вторжения России в Украину, приводит пример Триси. По данным Всемирного совета по золоту, в 2024 году мировые центробанки третий год подряд пополнили свои резервы более чем на 1000 тонн (а именно – на 1045 тонн).
Золото и в Лондоне, и в Нью-Йорке сильно подорожало в последнее время. Нынешняя неделя стала седьмой по счету, когда цены на него растут. Но нью-йоркские фьючерсы выросли гораздо сильнее. Хотя нет ясности, затронут ли новые пошлины импорт золота напрямую, опережающий рост цен в Нью-Йорке еще больше ускорился после того, как Трамп 10 февраля ввел 25-процентные пошлины на алюминий и сталь, отмечает The Wall Street Journal.
Если в Лондоне спотовая цена золота на торгах в пятницу днем была $2934, то в Нью-Йорке – $2958. Причем в декабре и январе разрыв доходил до $45-50 за унцию.
Возник «гигантский арбитраж», то есть разница в цене, на которой можно заработать, сказал Bloomberg Роберт Готтлиб, бывший трейдер драгметаллами и управляющий директор JPMorgan, который продолжает уже в личном качестве писать о рынке.
Банки этим и занялись. Поставки физического золота из Лондона в Нью-Йорк начали расти вскоре после победы Трампа на выборах в ноябре. Чтобы заработать, можно продать фьючерсы в Нью-Йорке по высокой цене и поставить их покупателям лондонское золото, приобретенное по более низкой. Размер премии при больших поставках позволяет с лихвой покрыть расходы на транспортировку и переплавку.
Обычно слитки отправляют в ящиках в багажном отсеке самолетов, совершающих регулярные коммерческие рейсы. Но не напрямую. По пути металл попадает на аффинажные заводы Швейцарии, потому что в Лондоне стандартом являются слитки весом 400 унций, а те, что используются для расчетов по фьючерсам на Comex в Нью-Йорке, весят 100 или 1000 унций.
В очереди за слитками
Ажиотаж в буквальном смысле породил золотую лихорадку. Очереди на прием слитков из подземных хранилищ Банка Англии и на их переплавку на швейцарских заводах растянулись на недели. По словам людей, знакомых с ситуацией, сотрудников Банка Англии, которые следят за рынком слитков, завалили просьбами «посодействовать» в скорейшем получении доступа в хранилища, пишет WSJ.
«Только в порядке общей очереди», – ответили в ЦБ.
Еще одна причина высокого спроса на физическое золото, помимо стремления доставить его на рынок, где оно ценится дороже, до введения пошлин, – стремление избежать убытков по определенным операциям.
Работающие на золотом рынке банки традиционно дают в Лондоне слитки в долг, чтобы на них заработать, и хеджируют эти операции от падения цены путем продажи фьючерсов в Нью-Йорке, описывает схему WSJ.
Такие операции не несут особого риска, когда цены по обе стороны Атлантики движутся более-менее синхронно, как это обычно и бывает. Но опережающий скачок котировок в Нью-Йорке породил для банков бумажный убыток по фьючерсам. Если закрыть позиции по ним, он станет реальным. Если продолжать держать, нужно выделять капитал под возможные потери. Вариант решения проблемы, говорит Готтлиб, – перевезти физическое золото из Лондона в Нью-Йорк и рассчитаться им по фьючерсным контрактам, когда наступит срок их погашения.
Ажиотаж охватил даже рынок серебра, тем более что Мексика, которую Трамп уже обложил 25-процентными пошлинами, но дал отсрочку на месяц, в 2023 году обеспечила 41% американского импорта этого металла, по оценке Morgan Stanley.
Серебро обычно не удается использовать для арбитража — из-за его дешевизны для получения прибыли потребовалось бы перевозить очень большие объемы металла. Но сейчас рыночная премия составляет почти $1 за тройскую унцию: в пятницу спотовая цена в Лондоне была $33,2, а фьючерсная в Нью-Йорке – чуть более $34. К тому же серебро не надо переплавлять: на обоих рынках используются слитки по 1000 унций.
Тем не менее, Филипп Ньюман, ветеран сектора драгметаллов и основатель консалтинговой фирмы Metals Focus, называет ситуацию с серебром «очень-очень необычной». «Я впервые слышу о его перевозке между Лондоном и Нью-Йорком», – сказал он Bloomberg.
$3 000 за унцию
После бурного роста цен разумно ожидать, что около уровня $3 000 за унцию рынок золота возьмет паузу, но для большинства инвесторов это скорее будет просто небольшая остановка для оценки ситуации, считает Триси.
Упорно не желающая снижаться до целевого уровня инфляция в США, по его мнению, поддерживает интерес к этому металлу. В январе индекс потребительских цен неожиданно вырос на 3% в годовом выражении, тогда как опрошенные Reuters аналитики ожидали, что он составит 2,9%.
Искать стабильности в золоте инвесторов заставляет и непростая бюджетная ситуация в США – дефицит в размере почти 7% ВВП и федеральный долг почти в $29 трлн, отмечает Bloomberg. Вся бравада Трампа с пошлинами, указами и дикими заявлениями имеет целью возбудить республиканский электорат, чтобы фискальные «ястребы» в Конгрессе были вынуждены одобрить обещанное Трампом сокращение налогов и необходимое увеличение расходов, считает Триси.
У республиканцев в Палате представителей Конгресса перевес всего в три голоса. То есть потребуется единогласное голосование для принятия бюджета, на подготовку которого осталось всего несколько месяцев (финансовый год заканчивается 30 сентября).
В 2026 году будет не до этого – партии уже будут готовиться к ноябрьским промежуточным выборам в Конгресс.
«Трамп, несомненно, считает, что пошлины принесут значительный доход. Но даже если это правда, их вряд ли будет достаточно, чтобы заткнуть огромную дыру в бюджете. Департамент эффективности госуправления Илона Маска и близко не подойдет к цели сократить расходы на $2 трлн. Все это указывает на важность принятия законопроекта о расходах», – считает Триси.
И дополнительно объясняет подъем цен на золото в условиях роста бюджетного дефицита и госдолга, резюмирует он.