Борьба прогнозов: с чем столкнется экономика США в 2026 году

Вероятность реализации базового прогноза США на 2026 год не превышает 50%: экономика «балансирует» между тремя сценариями. Фото: Shutterstock.com
2026 год для экономики США будет характеризоваться повышенным уровнем неопределенности, даже в рамках базового сценария. Что именно на это указывает, в материале для Project Syndicate объясняет Мохамед А. Эль-Эриан, профессор-практик в Уортонской школе бизнеса Пенсильванского университета.
Прогнозирование базового сценария для экономики США на 2026 год представляется довольно простой задачей. Но шанс, что он сбудется, скорей всего, не превышает 50%: вместо «нормального» колоколообразного распределения вероятностей мы видим распределение с необычно «толстыми хвостами», при котором возможность более экстремальных сценариев, как благоприятных, так и неблагоприятных, значительна и примерно равна.
Экономика США не движется по одной траектории, а находится в состоянии напряженной борьбы между тремя различными вариантами будущего: базовым сценарием «Златовласки-лайт», позитивным сценарием роста за счет производительности и волатильным сценарием спада.
Идеальный сценарий «Златовласки»: что может пойти не так
Центральный сценарий предполагает сравнительно сильную экономику, которая продолжает опровергать прогнозы циклического спада и постепенно наращивает долгосрочный потенциал, в основном благодаря активным инвестициям в искусственный интеллект. В новому году США будут отходить от доминирующей сейчас инфраструктурной фазы революции ИИ (с лихорадочным строительством дата-центров и выпуском оборудования) и больше заниматься его интеграцией. Капзатраты останутся на исторически высоком уровне, обусловленном двойной необходимостью — работать «над» ИИ и «вместе с» ИИ.
Этот корпоративный динамизм дополняет по-прежнему устойчивая потребительская база, которой идет на пользу мягкая бюджетная и денежно-кредитная политика. Домохозяйства США оказались устойчивым мотором роста, хоть и слабеющим. При открытых «бюджетных кранах» и готовности ФРС снижать процентные ставки ситуация может сохраниться — несмотря на рост цен, который особенно сильно бьет по домохозяйствам с низкими доходами. Но устойчивая инфляция останется реальностью. Рост цен, наверное, будет не столь сильным, чтобы дестабилизировать инфляционные ожидания, но, скорее всего, он превысит целевой уровень ФРС. А это исключит возврат к сверхнизким процентным ставкам 2010-х.
Этот сценарий включает также кристаллизацию тревожного явления: разрыв связи между занятостью и ВВП. Исторически устойчивый экономический рост был неразрывно связан с активным созданием рабочих мест. Но эта связь, похоже, оказалась под угрозой: в 2026 году рост экономики может сопровождаться относительной стагнацией на рынке труда. Рост без создания рабочих мест усугубит K-образный характер экономических показателей. И поэтому ценовая доступность будет оставаться горячей темой, социальной и политической, а вопрос неравенства будет и дальше доминировать в общенациональных дискуссиях.
Центральный сценарий создает значительный разброс результатов, причем не только внутри страны. На международном уровне Америка значительно превосходит другие страны с крупной экономикой. Скованные структурной негибкостью, страны еврозоны и Великобритания не могут вырваться из ловушки с низкими темпами роста экономики и низким уровнем инвестиций. Поскольку в Китае работа по модернизации модели экономического роста продвигается медленно, США будут пока что играть роль главного двигателя мировой экономики (такая концентрация создает свои риски).
Экстремальные сценарии: почему их не стоит игнорировать
Что касается сценариев с «толстыми хвостами», то их вероятность примерно равна, что является поводом и для надежд, и для тревог. На одной стороне можно увидеть манящую перспективу c экономикой, которая не просто растет, но и ускоряется, одновременно расширяя будущий потенциал. В этом сценарии более быстрое, чем ожидалось, внедрение ИИ в сочетании с робототехникой приводит к ощутимому росту производительности. Это позволит США еще сильнее опередить другие крупнейшие экономики.
Если эти «надежды на производительность» сбудутся достаточно быстро, в США можно будет увидеть бум экономики без усиления инфляции. Поскольку предложение будет увеличиваться достаточно быстро, удовлетворяя повышенный спрос, инфляция останется под контролем. Это сценарий «Златовласки на стероидах»: рост за счет технологий, повышающий маржу корпораций и налоговые поступления, что потенциально снизит давление на бюджет и позволит ФРС агрессивней снижать ставки.
Однако столь же вероятен и пессимистичный сценарий: не стандартная рецессия, вызванная исчерпанием спроса, а всплеск волатильности из-за финансовой нестабильности, политических ошибок, выборов, геоэкономических событий. Важные риски связаны с рынком облигаций. Поскольку дефицит США по-прежнему велик, затраты на обслуживание долга растут, а инвестиции в ИИ требуют дополнительного финансирования, в игру могут вернуться «мстители рынка облигаций». Внезапный скачок доходности дестабилизирует финансовую систему, ослабив экономическую активность далеко за пределами Штатов. То, что происходит на рынке казначейских облигаций США, редко ограничивается только им.
Финансовую уязвимость усугубляют потенциальные ошибки — будь то просчет в фискальной политике или неправильный шаг в области денежно-кредитного регулирования, причем ровно в тот момент, когда пространство для маневра у властей ограничено. С приближением промежуточных выборов в США это представляет собой риск, последствия которого могут затронуть глобальную экономику, сильно зависящую от американского «двигателя». В сочетании с геополитической напряженностью (торговые войны, использование производственных цепочек как оружия, прямые конфликты) перспектива стагфляционного шока становится весьма заметной.
С началом 2026 года мы не должны допускать, чтобы комфортный базовый прогноз порождал самоуспокоенность. С точки зрения статистики, мы имеем дело не с нормальным распределением вероятностей, а с мультимодальным: в середине более вероятный путь устойчивого роста благодаря ИИ, а по бокам — чудо производительности на одной стороне и полный различных рисков спад на другой. Инвесторы и регуляторы должны учитывать все эти исходы, а также глубокий разрыв между странами, отраслями и домохозяйствами, который будет наблюдаться при любом развитии событий.
Project Syndicate, 2025.