Нуриэль Рубини считает, что в следующем году США столкнутся с замедлением темпов роста экономики в течение нескольких месяцев, после чего начнется ее восстановление. Фото: Paul-Alain Hunt / Unsplash

Нуриэль Рубини, почетный профессор Школы бизнеса им. Стерна при Нью-Йоркском университете, в колонке для Project Syndicate описал три возможных сценария для экономики США в 2026 году. По его мнению, год можно встречать с осторожным оптимизмом. 

Чего ждать в 2026 году

Этот год был непростым для экономики США. Несмотря на бум инвестиций, связанных с искусственным интеллектом, неопределенность, создаваемая пошлинами и другими решениями американского президента Дональда Трампа, стала тормозить темпы роста во второй половине года, а сбои в официальной статистике занятости и инфляции из-за самого длительного в истории шатдауна дополнительно затрудняют понимание ситуации. Большой вопрос теперь в том, что же принесет 2026 год.

Есть три вероятных сценария. В базовом варианте США столкнуться с замедлением темпов роста (growth recession) — они будут ниже тренда — в течение нескольких месяцев, после чего начнется их восстановление, а инфляция постепенно снизится до целевого уровня ФРС США (2%). Это можно назвать идеальным вариантом, «сценарием Златовласки».

Во втором сценарии экономику ожидает неглубокая рецессия в течение нескольких кварталов, после чего начнется более медленный, чем в первом сценарии, возврат к росту.

В третьем сценарии вообще не происходит «посадки» экономики: ее рост остается сильным, хотя инфляция не снижается до целевого уровня.

Идеальный сценарий: пять факторов для роста

«Сценарий Златовласки» является базовым, потому что рыночная дисциплина, хорошие советники и все еще независимая ФРС (несмотря на периодические угрозы Трампа) уже заставили Белый дом «моргнуть» и отказаться от высоких пошлин, объявленных 2 апреля.

Затем администрация заключила ряд торговых сделок и рамочных соглашений, предусматривающих более умеренное повышение пошлин (обычно в обмен на обязательства инвестировать в США). В результате темпы роста экономики в США и мире немного замедлились, но инфляция увеличилась незначительно.

Если к середине следующего года начнется мощный подъем, он будет обусловлен несколькими факторами:

— дальнейшим смягчением денежно-кредитной политики ФРС;

— бюджетными стимулами — большинство недавних законодательных решений США о сокращении расходов вступит в силу лишь после промежуточных выборов 2026 года;

— сильными балансами домохозяйств и корпораций;

— мягкими финансовыми условиями — благодаря высоким ценам на акции, низкой доходности облигаций, низким кредитным спредам и ослаблению доллара;

— позитивным эффектом роста капитальных расходов, связанных с ИИ.

Кроме того, в следующем году инфляция может достигнуть пикового уровня, а затем начать снижаться, поскольку базовый эффект пошлин ослабнет. Рост производительности за счет технологий начнет снижать себестоимость товаров и откроет новые пути повышения эффективности.

Второй сценарий: рецессия и восстановление

Второй сценарий — с короткой, неглубокой рецессией и более медленным восстановлением — нельзя исключать полностью, но он менее вероятен, чем базовый.

Эффект пошлин обычно проявляется с задержкой, а значит, торговая политика США еще может толкнуть вверх инфляцию, тем самым снижая реальные зарплаты и уверенность потребителей.

Уже идут разговоры о формировании «К-образной экономики», в которой домохозяйства с высокими доходами процветают, а с низкими — испытывают трудности. Деловая уверенность тоже может снизиться, особенно если опасения по поводу ИИ-пузыря приведут к значительной коррекции цен на акции и уменьшению капитальных вложений.

Впрочем, даже в этом более мрачном сценарии рецессия будет короткой и неглубокой, потому что ФРС станет активней снижать ставки, и могут вмешаться финансовые власти, поддержав восстановление экономики дополнительными стимулами.

Третий сценарий: экономика «не тормозит»

Наконец, нельзя исключать и позитивный сценарий без торможения роста, поскольку ряд свежих индикаторов указывают на то, что экономика оказалась устойчивей, чем многие полагали ранее.

Например, очевидное замедление найма может быть вызвано падением предложения рабочей силы (из-за борьбы администрации Трампа с иммиграцией) и первыми признаками роста производительности благодаря новым или недавно внедренным технологиям.

Напряженная ситуация на рынках товаров и труда приведет к росту зарплат и будет содействовать общему росту экономики, а базовая инфляция (без учета цен на продукты питания и энергоносители) будет оставаться на уровне, близком к 3%. В этом случае члены Комитета по открытым рынкам ФРС (FOMC), которые беспокоятся о перегреве экономики, получат перевес, и ФРС сможет воздерживаться от снижения ставок до тех пор, пока сохраняются темпы роста ВВП выше потенциальных, а темпы инфляции — выше целевого уровня.

Последний сценарий не является базовым (то есть наиболее вероятным), потому что другие свежие индикаторы указывают на слабость в экономике. Кроме того, ряд негативных геополитических факторов, например, усугубление китайско-американских торговых противоречий и отношений двух стран в целом, или же новый конфликт, который вызовет резкий скачок цен на нефть, в любой момент могут толкнуть экономику в рецессию. К счастью, подобные шоки, как правило, удается ограничить, и надо надеяться, что так будет и впредь.

Если экономика США сумеет восстановиться в 2026 году, а экономика Китая сохранит устойчивость и темпы роста около 5%, то перспективы мировой экономики улучшатся. И развитые, и развивающиеся страны встанут на путь более высоких темпов роста по сравнению с теми, что мы видели в 2025 году. Хотя сохраняются значительные риски, новый год можно встречать с осторожным оптимизмом.

Copyright: Project Syndicate, 2025.

www.project-syndicate.org

Поделиться