Дом, который построил Джек Ма: как Alibaba восстанавливается после репрессий
Китайский гигант интернет-торговли вновь в фокусе внимания инвесторов, благодаря успехам в сфере искусственного интеллекта.

Джек Ма в 2020 году попал в опалу и исчез из публичного поля. Но после его появления на встрече с председателем КНР Си Цзиньпином есть основания считать, что он реабилитировался. Фото: x/Jack Ma Foundation
Февраль ознаменовался шквалом новостей о достижениях Alibaba в супергорячей сфере искусственного интеллекта. Что не менее, а может быть и более важно — основатель компании, легендарный Джек Ма после нескольких лет отсутствия в публичном пространстве был замечен на встрече бизнесменов с генеральным секретарем Коммунистической партии Китая Си Цзиньпином. Это было истолковано как конец его многолетней политической опалы и вместе с удачным квартальным отчетом Alibaba привело к росту акций компании почти на 50% только за последний месяц.
Учитель английского
В отличие от знаменитых американских технопредпринимателей, таких как Марк Цукерберг или Билл Гейтс, уроженец китайского города Ханчжоу Джек Ма не имеет образования в сфере компьютерных наук, и, как он сам утверждал, не написал ни строчки кода, отмечает Time.
Он начинал свою карьеру как учитель английского языка, а с интернетом впервые познакомился только в 1995 году, когда ему было 30 лет. Он набрал в поисковике (по-английски) «пиво» и «Китай» и, к своему удивлению, не нашел никаких результатов, хотя пиво в Китае, определенно, было. Тогда он при помощи друга создал простую веб-страничку службы перевода с китайского на английский язык и в течение нескольких часов получил со всего мира письма с запросами информации о Китае, рассказывает историю The New York Times. Так он осознал две важные вещи: во-первых, мир понятия не имеет, что происходит на рынке Китая, а во-вторых, интернет способен это изменить. Не откладывая дела в долгий ящик, Ма оставил преподавание и создал интернет-директорию китайских фирм China Pages.
«Они [иностранцы] могут заказывать напрямую из Гонконга, Тайваня, Сингапура, но они не могут ничего заказать из Китая, потому что сейчас в интернете нет ничего из Китая. Я надеюсь, что различные департаменты поддержат нас», – убеждал он чиновников в надежде на господдержку, но так ее и не получил.
В 1997 году он оставил China Pages и некоторое время проработал в китайском Министерстве торговли, а в 1999 году снова вернулся к своей идее и основал Alibaba. Поначалу это была b2b-площадка для размещения оптовых заказов. На этот раз он обратился к коммерческим инвесторам. В 1999 году Ма переманил к себе Джозефа Цая, уроженца Тайваня, бывшего юриста, получившего образование в Йеле и работавшего в частной инвестиционной компании в Гонконге. Вместе они привлекли в качестве инвесторов Goldman Sachs и SoftBank, пишет The New York Times.
Так Джек Ма стал одним из пионеров онлайн-торговли. В США отрасль в 2000 году уже могла похвастаться вполне приличной выручкой $25,8 млрд, хотя это и составляло всего лишь 0,8% от общих объемов розничного рынка. В Китае к этому моменту онлайн-торговли вообще почти не было — количество пользователей интернета оценивалось всего лишь в 22 млн (из 1,2 млрд населения).
Кто же знал, что четверть века спустя, в 2024 году, китайский рынок онлайн-ритейла достигнет оборота в 15,5 трлн юаней (около $2,1 трлн) и станет крупнейшим в мире: в глобальном масштабе выручка онлайн-торговли оценивается в $6 трлн, по данным Emarketer. Ма, возможно, тоже этого не знал, но о чем-то догадывался. И его догадки оправдались.
«Король цифровой горы»
Спустя 15 лет после основания, завоевав прочные позиции на китайском рынке, компания Alibaba с триумфом вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу.
«Компания, которая управляет огромными маркетплейсами в Китае, в четверг вечером привлекла $21,8 млрд, по $68 за акцию, что стало крупнейшим IPO в истории США. Но это было только начало ажиотажа инвесторов — незадолго до полудня в пятницу… акции уже торговались на 36% дороже, по $92,70. Это дает общую капитализацию Alibaba почти в $230 млрд, больше, чем у Amazon и eBay вместе взятых», – восторгался в 2014 году журнал Time и называл Ма «китайской версией Стива Джобса».
После удачного американского IPO дела компании еще быстрее пошли в гору. «Несмотря на все похвалы в адрес американских гигантов интернет-технологий… настоящий король цифровой горы находится в тысячах миль к востоку, в Китае — на родине Alibaba… Насколько велика Alibaba? Как насчет 674 миллионов активных пользователей каждый год? Или 755 миллионов мобильных пользователей? Или $54 млрд выручки в год? Нет сомнений, Alibaba — это огромная история успеха в электронной коммерции, которая продолжает расти», – писал в начале 2020 года журнал The Street.
На волне такого энтузиазма к октябрю 2020 года акции компании в Нью-Йорке выросли до $304, без малого 350% в плюс к цене первичного размещения. Дела шли блестяще. И в ноябре 2020 года должны были стать еще лучше: к IPO одновременно в Шанхае и Гонконге готовилась Ant Group, гигант интернет-финансов, обслуживающий созданную Джеком Ма систему Alipay. Ма владел контрольным пакетом акций Ant.
Предполагалось, что двойное IPO станет рекордным в истории и принесет Ant Group $34,5 млрд при общей оценке в $313 млрд — больше, чем было в тот момент у некоторых крупнейших банков США, таких как Goldman Sachs и Wells Fargo, с энтузиазмом писал портал CNBC, по-видимому, отражая общий позитивный настрой инвесторов.
Но этому не суждено было сбыться.
Цена слова — $877 млрд
24 октября 2020 года, выступая на Bund Summit в Шанхае, Джек Ма поделился с представительной международной аудиторией своими мыслями о развитии финансовых институтов в Китае. В частности, он упрекнул банковскую систему Китая в «ментальности ломбарда», имея в виду, что она слишком полагается на залоги и гарантии, лишая бизнесменов кредита и сдерживая развитие. Вместо этого нужно опираться на оценку рисков через использование современных технологий и больших данных, сказал Ма. Он также покритиковал регуляторов финансового рынка за то, что они издают слишком много запретительных документов, не уделяя внимания политике поддержки инноваций.
Реакция китайских властей была молниеносной и жесткой. Джека Ма и руководство Ant Group немедленно вызвали «на ковер» к регуляторам, а крупнейшее в мире IPO, до которого оставалось буквально несколько дней, было отменено. Акции Alibaba сразу упали на 9%, но это было только начало.
В 2021 году Alibaba была оштрафована на $2,75 млрд «за монополистическую практику», кроме того компанию обязали провести реструктуризацию бизнеса. По подсчетам CNN, к середине 2023 года совокупная потеря рыночной капитализации Ant и Alibaba составила около $877 млрд. На фоне этих событий неудивительно, что акции Alibaba неуклонно катились вниз и к концу 2023 года потеряли три четверти стоимости от пика, торгуясь по $72, чуть выше первоначального размещения в 2014 году.
Джек Ма после катастрофы 2020 года «исчез из поля зрения общественности», пишет AP.
Ну что ж, теперь он появился снова.
Слово и дело
17 февраля Си Цзиньпин встретился с ведущими китайскими бизнесменами, среди которых был замечен и главный сооснователь Alibaba. «Присутствие Джека Ма, его место в первом ряду, хотя он и не выступал, и его рукопожатие с Си Цзиньпином — явные признаки того, что он реабилитировался», – цитирует BBC китайского аналитика Билла Бишопа.
Сам Джек Ма формально уже не управляет компанией, однако в 2023 году на высшие руководящие посты в Alibaba были назначены два его ближайших сподвижника — Джозеф Цай стал председателем совета директоров, а Эдди Ву — гендиректором. «Хорошо то, что новый генеральный директор и председатель являются соучредителями компании и наиболее близки к Джеку Ма. Это означает, что Ма остается духовным лидером Alibaba», – цитировал тогда Bloomberg Кенни Вэня, руководителя инвестиционной стратегии в KGI Asia Ltd. Их задачей должно было стать возрождение компании после катастрофы 2020 года, предположило агентство.
Ставка оказалась верной: в феврале 2025 года Alibaba обрушила на инвесторов целую лавину новостей про ИИ — от выпуска новых продвинутых моделей, предназначенных для обработки текста и видео, до знаковой сделки с Apple по внедрению функций ИИ в гаджеты американской компании на китайском рынке.
20 февраля вышли результаты Alibaba за финансовый квартал, завершившийся в декабре. Рост продаж составил 8% год к году до $38,4 млрд, доходы от облачных услуг выросли на 13% до $4,3 млрд. Продажи международной торговли, движимые зарубежными торговыми площадками, такими как AliExpress и Trendyol, выросли на 36% до $4,3 млрд. Продажи ИИ-продуктов, согласно отчету, «показали трехзначные темпы прироста шесть кварталов подряд», правда, конкретные цифры при этом не указываются.
«Это [ИИ] такая возможность для трансформации отрасли, которая на самом деле появляется только раз в несколько десятилетий. Поэтому, когда дело доходит до стратегии Alibaba в области искусственного интеллекта, нашей первой и главной целью является развитие AGI», – цитирует Bloomberg Эдди Ву.
AGI — это общий искусственный интеллект, «святой Грааль» отрасли, который, как ожидается, будет справляться с большинством задач не хуже или даже лучше человека.
В понедельник, 24 февраля, слова подтвердились делом: в течение следующих трех лет Alibaba намерена вложить не менее 380 млрд юаней ($52,4 млрд) в свою инфраструктуру облачных вычислений и искусственного интеллекта. Это крупнейший в истории Китая вычислительный проект, финансируемый одной частной компанией, пишет South China Morning Post.
«Их отношения с правительством в последние несколько лет были не в лучшей форме, и это, должно быть, привело к огромной потере клиентов. Теперь бизнес ИИ наконец-то возрождает группу», – комментирует глава пекинского интернет-аналитического центра Haitun Ли Чэндун.
«В 2025 году рыночная стоимость Alibaba увеличилась примерно на $100 млрд, хотя она все еще далека от пика, который наблюдался до репрессий», – написал Bloomberg.
Возможно, именно поэтому портал Insider Monkey назвал Alibaba «одной из лучших дешевых глобальных акций, чтобы купить прямо сейчас».