author

Роман Кутузов

колумнист Oninvest, технологии
article

Apple в разгар торговой войны США и Китая договорилась с Alibaba о совместном внедрении функций ИИ в гаджеты для китайского рынка. Фото: Stephen L/Unsplash

Политики возводят барьеры между странами, а бизнесмены их преодолевают. Вопреки торговой войне США с Китаем и растущей в Америке синофобии, Apple договорилась с Alibaba о совместном внедрении функций ИИ в гаджеты, поставляемые на китайский рынок. Китай — третий по значимости регион мира для Apple, однако новейшие функции ИИ для iPhone и других устройств Apple там до сих пор не работают из-за государственных ограничений, что вредит продажам американской компании в стране. Со своей стороны, компания Alibaba, один из первых интернет-гигантов Китая, тоже в последние годы переживала не лучшие времена. Соглашение с Apple позволит Alibaba укрепить свои позиции на высококонкурентном рынке китайских ИИ-разработок.

Сквозь барьеры

Одна из самых удивительных и почти невероятных историй времен холодной войны между СССР и США — выход компании Pepsi на советский рынок. 

В 1950-х годах в Америке вовсю бушевала «красная угроза».  

«Успехи коммунизма во всем мире убедили многих граждан США в том, что существует реальная опасность захвата их собственной страны “красными”. Такие деятели, как сенатор Джозеф Маккарти и глава ФБР Эдгар Гувер, раздували пламя страха, всячески преувеличивая эту возможность», — пишет портал History.

На этом истерическом фоне сотрудник PepsiCo Дон Кендалл вынашивал идею проникнуть на рынок СССР, поскольку видел в международной экспансии главный вектор развития бизнеса, отмечает Business Insider. 

В конце 50-х ему представился шанс — в ходе общей разрядки международной напряженности страны решили начать культурный обмен. Летом 1959 года СССР провел выставку в Нью-Йорке, а в парке «Сокольники» в Москве состоялась американская национальная выставка. В ней приняли участие Disney, Dixie Cup, IBM и Pepsi. 

Накануне открытия выставки Кендалл сказал возглавлявшему американскую делегацию на тот момент вице-президенту США Ричарду Никсону: «Я должен дать Pepsi в руки [советскому генеральному секретарю Никите] Хрущеву, иначе у меня будут проблемы».

Никсон подвел Хрущева к стенду Pepsi. А Кендалл пошел на хитрость. Он предложил советскому генсеку два стакана и сказал: «У меня здесь две Pepsi. Эта сделана в Нью-Йорке, а эта — в Москве. Я бы хотел, чтобы вы попробовали обе, мистер Хрущев, и сказали мне, какая из них вкуснее». 

На самом деле «сделанная в Москве» Pepsi, скорее всего, была просто американским концентратом, разведенным водой из-под крана. Хрущев, тем не менее, не смог устоять перед вызовом, попробовал оба напитка и, разумеется, объявил, что «московская» версия гораздо лучше.

Фото Хрущева со стаканом Pepsi в руке облетело весь мир. «Для Кендалла эта фотография стала триумфом. У него были большие планы по расширению бренда, и фотосессия с Хрущевым катапультировала его вверх по карьерной лестнице в Pepsi… Кендалл стал генеральным директором компании», — пишет Atlas Obscura.

В 1962 году разрядка вновь оказалась под угрозой — разразился Карибский кризис, когда размещение советских ракет на Кубе чуть не привело к ядерной войне между СССР и США.

Тем не менее, Кендалл добился своего — в 1972 году он заключил эксклюзивный контракт на поставку в СССР концентрата Pepsi, который разводили и разливали уже на местных заводах. Поскольку советский рубль не конвертировался в другие валюты, была придумана остроумная бартерная схема: в обмен на концентрат в США поставлялась водка «Столичная». Бартер сработал хорошо — Stolichnaya стала популярной в Соединенных Штатах, а в СССР к концу 1980-х годов выпивали Pepsi на $490 млн в год (при общем объеме продаж Pepsi около $15 млрд). «Pepsi-Cola стала первым капиталистическим продуктом, который продавался в СССР», — писала The New York Times в материале под заголовком «Официальная содовая холодной войны», посвященном 50-летию выставки в Москве. 

Huawei наносит ответный удар

В наше время отношения США с Китаем пока, к счастью, не достигают такого накала противостояния, как с СССР во времена Карибского кризиса, однако происходит уже что-то похожее. «Со времен травли коммунистов в начале 1950-х годов Америка так не очерняла иностранную державу», — писал в прошлом году в Project Syndicate преподаватель Йельского университета и бывший председатель Morgan Stanley Asia Стивен Роуч. 

В начале этого года состоялся очередной обмен ударами в торговой войне — вступили в силу новые 10-процентные пошлины на весь китайский импорт в США. Китай в тот же день принял ответные меры, введя пошлины на уголь, сжиженный природный газ, нефть автомобили и сельскохозяйственную технику из США, а также начал расследование в отношении компании Google.

В этих условиях компаниям, развивающим бизнес между двумя странами, приходится нелегко. В частности, для Apple Китай — третий по значимости рынок после США и Европы. По данным Statista, китайская выручка компании в IV квартале 2024 года превысила $15 млрд (против $42 млрд в США и $25 млрд в Европе).

У Apple давняя и успешная история работы в Китае. В 2012 году люди дрались в очередях за новыми iPhone, а китайские СМИ сообщали, что некий подросток продал свою почку примерно за $3500, чтобы купить технику Apple, писал тогда Time. «Поклонники Apple в Китае испытывают почти религиозную страсть», — цитировал журнал Сана Чонгуэя, аналитика шанхайской консалтинговой группы iResearch. 

За прошедшие с тех пор 13 лет многое изменилось. В Китае подросли собственные производители смартфонов, причем не только дешевых, но и вполне продвинутых моделей, успешно конкурирующих с продуктами Apple.

По оценке Canalys, в 2024 году китайский рынок смартфонов вырос на 4% до 285 млн штук. Apple при этом сократила объем поставок на 17% до 42,9 млн штук, скатившись с первого на третье место с долей рынка 15%. «Это один из худших годовых показателей Apple в Китае», — цитирует Reuters аналитика Canalys Тоби Чжу.

Лидируют китайские Vivo c 17% и Huawei c 16%. Причем последняя прибавила в поставках сразу 37% до 46 млн смартфонов, оправившись от санкций, которые США в 2019 году наложили на компанию, ограничив ее доступ к американским технологиям.

Горе без ума

Прошлым летом Apple объявила о долгожданном наборе опций ИИ для своих устройств — Apple Intelligence. После анонса 12 июня 2024 года она даже ненадолго обогнала по рыночной капитализации Microsoft, став самой дорогой компанией в мире.

Ожидалось, что новый функционал подтолкнет пользователей к обновлению своих устройств и станет драйвером продаж. 

Для Apple это, похоже сработало. Как объявил в конце января гендиректор компании Тим Кук, в первом квартале 2025 финансового года было обновлено больше iPhone, чем за любой предыдущий период, пишет Investopedia.

По словам Кука, клиенты покупают новые устройства отчасти для того, чтобы получить доступ к Apple Intelligence, работающему на моделях iPhone 15 и iPhone 16, поэтому продажи iPhone 16 были выше в тех странах, где функция ИИ доступна, по сравнению с рынками, где она еще не была внедрена.

И Китай как раз такой рынок — ИИ-опции на нем до сих пор недоступны для пользователей Apple из-за государственных ограничений. Партнер Apple по внедрению ИИ в смартфоны, OpenAI, в Китае не работает.

В итоге Apple пришлось искать локального партнера для китайского рынка.

«Проницательный, как змей, и невинный, как голубь»

По данным Reuters, компания провела переговоры со всеми основными игроками китайского ИИ-рынка — владельцем суперприложения WeChat компанией Tencent, поисковым гигантом Baidu и даже ByteDance, чье популярное приложение коротких видео TikTok находится под угрозой запрета в США.

Процесс шел непросто: поначалу Apple выбрала Baidu в качестве своего основного партнера, однако прогресс китайской компании в разработке моделей для Apple Intelligence не соответствовал ее стандартам, пишет Reuters. Пришли даже к сенсации этого года — китайской компании DeepSeek, которая в начале января обвалила американский ИИ-рынок на $1 трлн. Но команде стартапа не хватало рабочей силы и опыта, необходимых для поддержки такого крупного клиента.

В итоге выбор остановился на Alibaba. Отчасти это было обусловлено огромными массивами персональных данных, которыми располагает компания, знающая все о привычках пользователей в отношении покупок и платежей. Эти данные могут помочь обучать ИИ-модели и предоставлять более персонализированные услуги. 13 февраля председатель совета директоров Alibaba Джо Цай подтвердил факт соглашения.

После появления информации о сделке 11 февраля акции Apple к пятнице 14 февраля выросли на 6%, Alibaba выиграла больше – на бирже в Гонконге ее акции подорожали примерно на 18%.  «Это знаменует собой неожиданный поворот судьбы Alibaba, которая впала в немилость у инвесторов после того, как ее бизнес пострадал от жестких мер Пекина в отношении технологических гигантов страны и спада потребления после Covid», — отмечает Bloomberg. Теперь компания возвращается как один из лидеров в сфере разработки китайского ИИ, сильно подогретой ошеломляющим успехом DeepSeek в этом году.

Не испортит ли эту благостную картину очередное обострение отношений между США и Китаем, пока неизвестно. С другой стороны, если кто и способен справиться с задачей, так это Тим Кук, который уже много лет успешно балансирует между интересами двух стран, оставаясь «проницательным, как змей, и невинным, как голубь», напоминает библейскую поговорку колумнист Bloomberg Кэтрин Торбек. «Партнерство с Alibaba не решит всех проблем Apple в Китае, но станет столь необходимым и взаимовыгодным. Возможно, оно могло бы послужить политикам примером того, что более широкое сотрудничество возможно», — полагает она.

#искусственный интеллект#торговая война США и Китая#Apple#Alibaba Group