Дональд Трамп выдвинул Джерома Пауэлла на пост главы ФРС в 2017 году, теперь же ищет возможность его уволить. Фото: YouTube/Trump White House Archived

На минувшей неделе Дональд Трамп в очередной раз обрушился с резкой критикой на председателя ФРС США Джерома Пауэлла. Президент назвал его «вечно опаздывающим и вечно неправым», добавив, что «не может дождаться его отставки». Газета The Wall Street Journal написала, что Трамп уже несколько месяцев в частных беседах обсуждал возможность досрочного увольнения главы Пауэлла — своего же кандидата на этот пост. Как противостояние президента США и главы ФРС обсуждают в блогах? 

Чем недоволен Трамп?  

Основные претензии Трампа к Пауэллу сводятся к тому, что он отказывается смягчать ДКП. Сам Трамп неоднократно призывал его снижать ставку, публикуя сообщения в своей социальной сети Truth Social. Пауэлл же не вступает в открытую полемику с Трампом. Но при этом отказывается снижать ставки, объясняя это тем, что нужна большая ясность по поводу последствий новой тарифной политики США.

По закону президент США не может уволить главу ФРС без веской причины, существующий судебный прецедент Humphrey’s Executor vs. United States существенно ограничивает право главы государства увольнять руководителей независимых федеральных агентств по политическим мотивам. 

Но сам факт давления на главу ФРС и риск потери независимости регулятора инвесторы воспринимают негативно. Очевидно поэтому на этой неделе Трамп попытался смягчить напряженность, заявив, что не собирается увольнять Пауэлла. Примерно так объясняет ход развития событий в своем блоге Роберт Райх, профессор Калифорнийского университета в Беркли и бывший министр труда США. 

«Экономике нужна предсказуемость, чтобы инвесторы вкладывались, потребители покупали, а производители производили. Но Трамп думает только о текущих угрозах и проблемах, не обращая внимания на долгосрочную перспективу. Кто зарабатывает на всем этом хаосе? Те, у кого есть инсайдерская информация о том, что собирается сделать Трамп — скорее всего, сам Трамп и его семья», – написал он. 

Дилемма ФРС: почему регулятор не снижает ставку?  

На этот вопрос ответил сам Пауэлл в выступлении 16 апреля перед Чикагским экономическим клубом. Он заявил, что пошлины, о которых объявила администрация Трампа, оказались выше ожидаемого уровня, а значит и их влияние на экономику может оказаться большим. С большой вероятностью эти меры одновременно приведут к росту инфляции, к замедлению экономического роста и росту безработицы. Следующее заседание Федерального комитета по открытым рынка (FOMC) состоится 6-7 мая.

Дилемма ФРС заключается в том, что она должна балансировать между двумя целями: сдерживанием инфляции и поддержанием уровня занятости, пишет в своем блоге The Dangerous Economist экономист Сирил Моронг. 

Повышение процентных ставок может снизить инфляцию, но усилит безработицу, тогда как снижение ставок может стимулировать спрос, но привести к росту цен. Это создает сложную ситуацию и требует тщательного взвешивания при принятии решений.

Вследствие торговой политики Трампа ФРС вскоре столкнется с дилеммой: следует ли ей повышать процентные ставки для борьбы с инфляцией или следует снижать ставки для борьбы с рецессией, написал в своем блоге нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман. «Это действительно сложный выбор, и вполне возможно, что Пауэлл ошибется. Трамп еще больше усугубил дилемму Пауэлла своей попыткой запугивания, поскольку снижение ставки многие восприняли бы как признак того, что Пауэлл сдается, чтобы избежать увольнения», – считает экономист.  

Тарифная политика Трампа может вызвать сомнения у населения в способности ФРС контролировать инфляцию, что повысит риски для экономики в долгосрочной перспективе, пишет старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона Дэвид Уилкокс. Он отмечает, что инфляционные ожидания на год подскочили с 5% в марте до 6,7% в апреле — это самое высокое месячное значение с 1981 года. В таких условиях ФРС будет вынуждена проявить осторожность при принятии решений о снижении ставок, несмотря на возможное ослабление экономики, добавил он.

Увольнение Пауэлла как новый шок

«Федеральная резервная система сейчас словно бабочка, приколотая булавкой в музейной витрине», – пишет в блоге Брэд ДеЛонг, профессор экономики Калифорнийского университета в Беркли.

Невозможность справиться с инфляцией может привести экономику США к инфляционному сценарию 1980-х, отмечает он. Тогда американская экономика попала в инфляционную спираль из-за серии ошибок: несдержанности фискальной и монетарной политики во время войны во Вьетнаме, действий Ричарда Никсона, который «разогревал» экономику ради переизбрания, и нефтяного эмбарго 1973 года и Исламской революции в Иране.

После этого США столкнулись с затяжной стагфляцией — редким сочетанием высокой инфляции и низкого экономического роста. Уровень потребительских цен стремительно рос, безработица оставалась высокой, а доверие к действиям ФРС и экономической политике в целом оказалось подорвано. Чтобы справиться с ситуацией, новому главе Федрезерва Полу Волкеру пришлось резко поднять процентные ставки, что вызвало болезненный, но необходимый экономический спад в начале 1980-х.

Сегодня у нас уже есть три аналогичных шока: последствия пандемии, вторжение России в Украину и торговая война Трампа, пишет ДеЛонг. Потенциальное увольнение Пауэлла, по его мнению, может оказаться четвертым.

А может ли Трамп уволить Пауэлла?

ФРС обладает статусом независимого федерального агентства. Это означает, что президент не может уволить ее председателя без наличия веской причины — например, незаконных действий. Однако этот защитный механизм, основанный на судебном прецеденте почти вековой давности, может оказаться под угрозой, пишет в своем блоге старший научный сотрудник Института Фрейзера Стивен Киршнер. 

В феврале администрация Трампа заявила, что суд должен отменить прецедент Humphrey's Executor vs. United States, так как он якобы мешает президенту контролировать исполнительную власть. После этого Белый дом уволил двух глав независимых агентств: Гвинн Уилкок из Национального совета по трудовым отношениям и Кэти Харрис из Совета по защите системы заслуг. Обе подали на администрацию в суд, утверждая, что увольнения были незаконными. Сейчас разбирательства продолжаются. 

Скорее всего, окончательное решение по делу вынесет Верховный суд, консервативное большинство которого скептически относится к Humphrey’s Executor. Если он примет решение в пользу Трампа, возникнет прецедент для возможного увольнения Пауэлла, что приведет к нестабильности на финансовых рынках, подытоживает Стивен Киршнер.

Сам Пауэлл сказал, что внимательно следит за решением Верховного суда, но считает, что оно не затронет ФРС. Срок полномочий Пауэлла на посту главы ФРС истекает в мае 2026 года.

Турецкий пример: как политическое давление на ЦБ разрушает экономику

Противостояние Дональда Трампа с Джеромом Пауэллом вызывает тревожные ассоциации с действиями президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в отношении турецкого ЦБ, пишет Пол Кругман. 

Он подчеркивает, что оба лидера демонстрируют стремление подчинить независимый финансовый институт своим политическим амбициям. Главная опасность, по его мнению, заключается в том, что монетарной политикой очень легко злоупотребить для достижения краткосрочных целей, игнорируя долгосрочные риски.

«Причина, по которой мы не хотим, чтобы политики напрямую контролировали монетарную политику, заключается в том, как легко ее использовать. [...] Смягчение монетарной политики — это невероятно гладкий процесс. [...] Нет необходимости принимать законы, размещать заявки у подрядчиков, решать какие-либо проблемы, обычно связанные с изменениями в государственной политике. По сути, ФРС может создать экономический бум одним телефонным звонком», – поясняет Кругман. 

Кругман приводит Турцию как реальный пример такого злоупотребления. 

Президент Эрдоган давно придерживается неортодоксальной экономической теории, согласно которой высокие процентные ставки якобы вызывают инфляцию. Мейнстримная экономическая теория утверждает обратное: для борьбы с инфляцией ставки нужно повышать.

Столкнувшись с глобальным инфляционным шоком после пандемии COVID-19, Эрдоган начал активно давить на ЦБ Турции. Он неоднократно менял руководство регулятора. Результаты этой политики оказались катастрофическими для турецкой экономики: инфляция начала расти опережающими темпами, в октябре 2022 года она превысила 85%. Это привело к резкой девальвации турецкой лиры, снижению покупательной способности граждан и потере доверия со стороны международных инвесторов.

Потеря доверия к независимости ФРС может спровоцировать падение курса доллара и взлет долгосрочных процентных ставок, поскольку инвесторы будут закладывать в цены ожидание более высокой инфляции в будущем, предупреждает Кругман. Хотя страх перед реакцией рынков может сдержать Трампа, Кругман сомневается, что тот поверит предупреждениям о последствиях захвата контроля над ФРС. 

Поделиться