Акции Novo Nordisk в ходе торгов 7 августа взлетели после неудачных испытаний нового препарата от конкурирующей Eli Lilly / Фото: testing / Shutterstock.com

За последний год — с июля 2024 по август 2025 года — акции компании Novo Nordisk, потеряли в цене почти 70%. Это фантастический обвал для компании, которая производит востребованные препараты для лечения диабета и снижения веса  и показывает неплохой рост выручки и прибыли. Что произошло с Novo Nordisk и насколько такая реакция инвесторов оправдана?

Звездный час

Звездный час датской компании Novo Nordisk, существующей с 1923 года, настал в июне 2021 года, когда компания получила одобрение и вывела на рынок революционный препарат для похудения Wegovy.  До этого компания, специализирующая на разработке препаратов для лечения диабета, выпускала лекарство Ozempic.

Оба они основаны на лекарственном средстве семаглутид, который называют агонистом рецептора глюкагоноподобного пептида-1 (GLP-1). Говоря проще, лекарство отвечает за выработку в тонком кишечнике гормонов, а те стимулируют инсулин и так позволяют лечить диабет второго типа. Одновременно с этим выяснилось, что семаглутид еще снижает аппетит, способствуя похудению и борьбе с ожирением.

Инвесторы восприняли новое лекарство Novo Nordisk как единственное на тот момент решение известной мировой проблемы. Число больных ожирением, то есть хроническим заболеванием обмена веществ, к 2030 году вырастет до 1,13 млрд человек, говорится в World Obesity Atlas. В 2022 году более 2,5 млрд человек по данным ВОЗ имели лишний вес. А, например, в США доля страдающих ожирением взрослого населения составляет 38,4% среди мужчин и 41,3% среди женщин.

В результате акции Novo Nordisk взлетели как ракета в космос: с $40 после релиза Wegovy в июне 2021 года до $144 к июню 2024 года, то есть выросли почти в четыре раза. Выручка компании в 2022 году увеличилась на 18%, а в 2023 году почти на 35% — до $33,72 млрд. И конечно, США стали ключевым рынком для Novo Nordisk — там, по данным 2024 года, продается 70% Ozempic и 78% Wegovy. И это при том, что оба этих препарата приносят Novo Nordisk 61,5% всех продаж.

Появление конкурентов

Слава первопроходца была недолгой. В ноябре 2023 года американская фармацевтическая компания Eli Lilly начала продавать свой препарат для похудения Zepbound. Eli Lilly, созданная ветераном Гражданской войны Эли Лилли в 1876 году, всегда была прямым конкурентом Novo Nordisk. Например, она известна тем, что первой освоила в 1923 году промышленное производство инсулина.

Ее препарат для борьбы с ожирением Zepbound создан на основе лекарственного средства тирзепатид. Это тоже агонист GLP-1, но одновременно с этим он еще воздействует на так называемый глюкозозависимый инсулинотропный полипептид (GIP). Проще говоря — гормон, вырабатывающийся в двенадцатиперстной кишке, основная функция которого также — выработка инсулина. Другими словами тирзепатид действует на два гормона, тогда как семаглутид — на один.

И за счет этого тирзепатид может быть более эффективен. Вот примеры исследований обоих препаратов Wegovy и Zepbound. Они проводились с разницей в год при различных уровнях дозировок и числе участников и, что интересно, сроках приема. При этом среднее снижение массы тела в обоих случаях составило около 15%. Но для Zepbound на максимальных дозировках снижение веса доходило до 20,9%. При этом для Wegovy на максимальных дозировках — до 15%.

Эксперимент хотя и не чистый, но это не помешало Eli Lilly агрессивно маркетировать это вроде как доказанное преимущество на своем родном рынке. 

Драка в аптеке 

Если пытаться коротко ответить на вопрос, почему обвалились акции Novo Nordisk, то ключевая проблема — подделки и заменители. Компания попала в идеальный шторм. Во-первых, когда начался ажиотаж вокруг препарата, спрос превысил предложение. Novo Nordisk в своих звонках с аналитиками пришлось отвечать, как они работают над устранением дефицита.

Во вторых, цены на препараты, что Zepbound, что Wegovy высоки для большинства американцев. Они стоят даже со всеми скидками, купонами около от 900 долларов в месяц, судя по сравнительному анализу сервиса скидочных карт на медицинские услуги SingleCare. При этом базовые расходы без страховки — от $1528 (Zepbound) до $1821 (Wegovy) в месяц по оценке SingleCare. Хотя оба этих препарата включены в некоторые планы программы Medicaide в примерно 20 штатах. 

В-третьих, из-за высоких цен и дефицита, возник спрос на более дешевые препараты, которые делаются так называемым составным образом (compaund). Речь о «составном семаглутиде». Его аптеки разводят самостоятельно из порошка семаглутида, который поставляется оптом в основном из Китая. 

Если Novo Nordisk производит препарат биологическим способом, то китайские компании — синтетическим с возможным наличием примесей. Об этом можно прочитать обширный отчет Brookings Institution. 

Система устроена так: в США отгружается порошок семаглутида. Аптеки, у которых нет запрета на рекламу препаратов для похудения, как и нет запрета на создание рецептурных препаратов, пользуясь услугами телемедицины и получая таким образом рецепты, могут разводить индивидуальные препараты из этого порошка. 

Это привело к тому, что таким составным семаглутидом пользуются миллионы человек, пишет Brookings Institution. Что делает по этому поводу Novo Nordisk? Подает иски в суд. Всего компания подала 132 иска в федеральные суды 40 штатов.  

Судебные запреты

Доступ к лекарствам в США регулируется Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA). По законодательству США, в стране могут производиться аналоги лекарств, если они в дефиците. В начале 2025 года FDA сообщила о прекращении дефицита, что означает запрет на производство копий препаратов на основе семаглутида и тирзепаитида (это действующее вещество хитов для похудения от Eli Lilly). Компаундеры — то есть те, кто самостоятельно смешивал лекарства с этими действующими веществами — пытались оспорить запрет, но суд отказался встать на их сторону.

Novo Nordisk утверждает, что их семаглутид продолжают использовать нелегально: «Несмотря на истечение льготного периода FDA для массового производства лекарств 22 мая 2025 года, исследование рынка Novo Nordisk показывает, что небезопасное и незаконное массовое производство лекарств продолжается, и что многочисленные организации продолжают продвигать и продавать готовые препараты GLP-1 под ложным предлогом «персонализации».

До сих пор FDA не наказала ни одного из компаундеров. Novo Nordisk 5 августа подала еще 14 исков против них. 

Исследователи из Brookings Institution пишут, что производство лекарства для похудения кустарным способом будет практически невозможно остановить. 

Спасибо, вы свободны

Инвесторы осознали масштаб проблемы в июле 2024 года. Они сопоставили данные конкурентов вроде Eli Lilly с аптечным бизнесом по разведению китайских порошков и финансовым результатами самой Novo Nordisk. 

Если IV квартал 2023 года компания закончила с ростом выручки более чем в 40% (в годовом выражении), то в I и в II кварталах — темпы роста замедлились почти вдвое —  до 22-23%. Это, а также всевозможные новости о разработках таблеток с агонистами GLP-1 другими компаниями привели к началу обвала — акции покатились вниз, потеряв к концу года 40% и опустились до $80.

Не помогли и в общем неплохие результаты Novo Nordisk по итогам 2024 года. Выручка выросла на 25%, а чистая прибыль на 20%. Но инвесторов, делавших ставку на экспоненциальный рост показателей, это не остановило. Фактически рынок США показал Novo Nordisk, что никаких преимуществ у первопроходца в борьбе с ожирением больше нет. 

В 2025 году Novo Nordisk продолжила снижать свои прогнозы по выручке (прогнозируется рост на 8-14%) и прибыли на конец года, одновременно поменяв генерального директора. Инвесторы устроили очередную распродажу и теперь ценные бумаги Novo Nordisk стоят $47, чуть выше, чем в июне 2021, когда компания вывела на рынок препарат Wegovy.

Что дальше?

А что же основной конкурент — Eli Lilly? Ее акции с пика в середине 2024 года тоже снизились — на 20% до $766 за штуку. Финансовые показатели Eli Lilly намного лучше. По итогам 2024 года она демонстрировала рост выручки в 32% до $45 млрд. В I кв. 2025 компания сохраняет темпы прироста на уровне 45%.

Причин тут несколько. Кроме более низкой цены (да, в США они ниже) и активного маркетинга Eli Lilly предложила прямые продажи через свое подразделение LillyDirect, которое объединяет телемедину, рецепты, бесплатную доставку. То есть попыталась выбить с поля рецептурные аптеки с их китайским порошком.

То же самое в марте этого года сделал Novo Nordisk, запустив свою платформу прямых продаж потребителям NovoCare Pharmacy. Она предлагает все дозировки своего препарата для снижения веса Wegovy пациентам, имеющим на это право, независимо от наличия страховки.  Цена — от $499 в месяц. 

Novo Nordisk планирует нарастить продажи через этот канал вдвое, чтобы победить компаундеров. Кроме того, делает то, чего добивался от Big Pharma Дональд Трамп, который потребовал от 17 основных производителей лекарств снизить цены до 29 сентября. Как сказал в эфире CNBC финансовый директор компании Карстен Мунк Кнудсен, Novo разделяет ту же цель, что и Дональд Трамп: снизить цены.

Но несмотря на все это, Novo Nordisk проигрывает Eli Lilly по рекомендациям аналитиков. По данным платформы SeekingАlpha, собирающей прогнозы аналитиков Wall Street, Novo Nordisk пока может и стоит держать в портфеле, а вот Eli Lilly — имеет смысл активно покупать. 

История с лидерством Novo Nordisk в создании первых препаратов на основе семаглутида  — Ozempic и Wegovy — кажется вообще подходит к концу. Патент на это лекарственное вещество в Китае — это один из крупнейших рынков по числу людей с лишним весом   — заканчивается в 2026 году.

Впрочем, есть и те, кто считает, что Novo Nordisk рано сбрасывать со счетов. 

Например, потому что компания хотя и с отставанием, но готовит новинки препаратов с двойным принципом действия как Zepbound, а еще сделала ставку на вещество UBT251, тройной агонист рецепторов GLP-1, GIP и глюкагона. Он находится на ранней стадии клинической разработки для лечения ожирения и диабета второго типа. И у него неплохие показатели: 15,1% потери массы тела за 12 недель против 24,2% за 48 недель у аналогичной разработки тройного препарата Eli Lilly — ретатрутида.

«Компания утратила преимущество первопроходца, но сохранила опыт, накопленный за свою вековую историю, и не утратила амбиций превзойти Eli Lilly и продолжать получать растущую прибыль от препаратов для снижения веса», — пишет на SeekingАlpha 27-летний инвестор из Италии Эудженио Катоне, в надежде, что Novo Nordisk удастся повторить успех еще раз.

 

Поделиться