Рынок Турции вырос на 23% с начала года. Что об этом нужно знать инвесторам?

Ключевой индекс Стамбульской фондовой биржи прибавил с начала года более 23%, также вырос объем торгов на ней / Фото: OVKNHR / Shutterstock.com
С начала года ключевой индекс Стамбульской биржи BIST 100, отражающий динамику акций сотни крупнейших по капитализации компаний, торгующихся на этой площадке, вырос более чем на 23%, рост за год составил 40%. Bloomberg писал, что уже к 29 января в долларовом выражении он поставил рекорд роста с 1997 года. В чем причина такого рывка и о каких рисках стоит знать инвестору, рассказывает партнер инвесткомпании Capital Lab Евгений Шатов.
Инвесторы возвращаются. Почему?
На рынок Турции за декабрь-январь иностранные инвесторы принесли $1,85 млрд. Среди них оказался и фонд BlackRock: в конце января стало известно, что на Турцию теперь приходится почти 10% его активов. Еще год назад у крупнейшего инвестфонда в мире основной инвестицией, как-то связанной с этой страной, была канадская горнодобывающая компания Eldorado Gold Corp. с операциями в Турции.
Происходящее тем более удивительно, если учесть, что в прошлом году здесь случился массовый отток инвесторов после того, как президент страны Реджеп Тайип Эрдоган расправился со своим главным противником. В марте 2025 года задержали мэра Стамбула Экрема Имамоглу, а с ним еще сотню политиков и бизнесменов, что обвалило турецкие индексы и лиру.
Рынок страны оставался в стороне от внимания иностранных инвесторов, даже когда они перенаправили свои капиталы в развивающиеся рынки, пытаясь найти альтернативу США и доллару. Но теперь турецкие акции наверстывают упущенное.
Какие есть причины для роста рынка? Совпало сразу три фактора: дешевые фундаментальные оценки, макроэкономическая стабилизация и частичный осторожный возврат спроса со стороны иностранцев.
Во-первых, произошла переоценка ожиданий по инфляции и ставке. К концу 2025 года годовая инфляция в Турции продолжила снижаться — в декабре она составила 30,89%, а в январе — 30,65%. И хотя в месячном выражении январская инфляция превзошла консенсус рынка (4,84% против 4,2%), инвесторы стали закладывать сценарий дальнейшей дезинфляции в 2026 году.
ЦБ Турции в свою очередь перешел к смягчению денежно-кредитной политики, понизив ставку в январе 2026 года с 38 до 37% (еще в январе 2025 года она составляла 45%). Параллельно регулятор в своих материалах фиксировал курс на дальнейшее продолжение политики, направленной на снижение инфляции. Учитывая, что ожидание снижения ставок почти всегда повышает «справедливые» мультипликаторы и особенно поддерживает банки и внутренний спрос, рынок акций и продемонстрировал приличный рост.
Во-вторых, даже после ралли турецкие бумаги дешевле многих акций развивающихся рынков по мультипликаторам. У них сохраняется дисконт по коэффициенту P/E — цены акции к прибыли на акцию — к аналогичному показателю для развивающихся рынков. К примеру, мультипликатор P/E у iShares MSCI Turkey ETF за последние 12 месяцев составляет примерно 15,46, в том время как у iShares MSCI Emerging Markets ETF — 16,01. Но этот дисконт сокращается.
В-третьих, сработал фактор возврата денег и объемов торгов на рынок. Иностранный спрос действительно стал заметнее: в обзорах фигурирует положительный баланс покупок нерезидентов в 2025 году. Плюс к этому в январе вырос оборот торгов: в декабре средний дневной объем транзакций на Стамбульской бирже составил 172,22 млрд турецких лир, а в январе он достиг 195,1 млрд турецких лир. Это подтверждает, что ралли подпитывалось значительным объемом ликвидности.
Перспективы на 2026 год выглядят несколько лучше, чем раньше, и у турецкого рынка остается несколько очевидных драйверов роста. Он исторически значительно зависит от макроэкономической среды, поэтому наиболее вероятная перспектива на этот год заключается в том, что рост продолжится только при условии сохранения доверия инвесторов к политике турецкого ЦБ.
Базовый позитивный сценарий для Турции — это «мягкая посадка», то есть снижение инфляции при продолжении постепенного снижения ставки. В таком случае мы сможем наблюдать рост ключевых мультипликаторов рынка из-за падения ставок и увеличения прибыли компаний в лирах.
Какие риски стоит учесть инвесторам?
Турецкий фондовый рынок подвержен как минимум четырем ключевым рискам. Прежде всего, валютному. Даже если индекс растет в лирах, для иностранного инвестора итог часто решает курс. При очередном витке давления на лиру долларовая доходность может резко ухудшиться.
Кроме того, значимым для инвесторов является риск повторного разгона инфляции. В Турции тренд на дезинфляцию традиционно быстро меняется — через курс, рост зарплат и кредита, а также фискальные стимулы. Любой намек на возврат к политике «дешевых денег любой ценой» — и рынок снова потребует премию за риск.
И, наконец, геополитический и регуляторный риски. Рынок чувствителен к внешним конфликтам, санкционным рискам, а также к внезапным регуляторным решениям (изменение налогов, правил для банков, ввод ограничений на операции и так далее).
Как инвестировать в турецкий рынок?
Самый практичный путь — через биржевые фонды, зарегистрированные в Европе и подчиняющиеся регуляторным правилам ЕС (так называемые UCITS ETF). Например, через iShares MSCI Turkey UCITS (ITKY). Этот вариант предполагает открытие счета у европейского брокера. Плюсы такого способа заключаются в широкой диверсификации и высокой ликвидности, а минусы — в валютном и общерыночном риске.
Плюс есть и американский iShares MSCI Turkey ETF (TUR). Второй вариант предполагает открытие счета у банка или брокера с доступом к рынку США, если позволяет комплаенс. В самой Турции для иностранных портфельных инвесторов декларируется отсутствие формальных ограничений по доступу к рынку, но на практике все упирается в банковский комплаенс, документы, происхождение средств и транзакционные цепочки.
Третий вариант вложений состоит в точечном выборе лучших турецких компаний. На какие компании имеет смысл смотреть?
— Среди банков это Garanti BBVA, Akbank, Türkiye İş Bankası и Yapı Kredi.
— В ретейле это бумаги дискаунтера BİM, одной из самых торгуемых розничных компаний страны, Migros и Şok Marketler, дискаунтера массового формата.
— В телеком-секторе — Turkcell и Türk Telekom.
— В промышленности — компании автопрома Ford Otosan и Tofaş, нефтеперерабатывающая Tüpraş, производитель бытовой техники Arçelik, одна из крупнейших в мире стекольных компаний Şişecam и сталелитейная Erdemir.
— В оборонной промышленности — Aselsan, чьи акции за год выросли более чем на 260%, и Otokar.
Однако это путь для тех, кто готов смириться с высокой волатильностью и разбираться в отчетности и регулировании. Для большинства частных инвесторов все же наилучшим способом увеличить экспозицию на Турцию является добавление в портфель турецкого индекса.
Вот еще несколько советов для инвесторов, которые рассматривают возможность инвестиций в турецкий рынок:
— разумнее всего будет «заходить долями» — покупать позицию не одним ордером, а несколькими частями в разные моменты и по разным ценам, чтобы снизить риск входа на ценовом пике и сгладить среднюю цену входа;
— заранее решить, как управлять валютным риском — к примеру, по мере необходимости частично фиксировать прибыль, выставлять лимиты на долю портфеля;
— четко определиться с инвестиционным горизонтом, лучше если он будет составлять минимум 3-5 лет.
Не является инвестиционной рекомендацией.