S&P 500 показал худшее падение с октября. Рынок беспокоят пошлины из-за Гренландии
К инвесторам возвращаются настроения «продавай американское»

Опасения рынка по поводу политики Трампа в отношении Гренландии привели к обвалу акций / Фото: The White House
Ключевые фондовые индексы США резко снизились на первых торгах после длинных выходных: каждый показал сильнейшее падение с октября. S&P 500 и Nasdaq Composite потеряли больше 2% каждый. Распродажа случилась после решения Дональда Трампа ввести пошлины на товары из восьми европейских стран из-за Гренландии. Инвесторов беспокоит использование сборов в качестве оружия, равно как и возможный ответ Евросоюза — крупного держателя американского долга.
Детали
— Индекс широкого рынка S&P 500 снизился на 2,06% по итогам торгов 20 января. В результате индекс оказался в минусе относительно начала 2026 года на 0,7%.
— Индекс «голубых фишек» Dow Jones Industrial Average потерял 1,76%.
— «Технологический» Nasdaq Composite опустился на 2,39%. Nasdaq тоже оказался на отрицательной территории относительно начала года — на 1,2%.
— Индекс компаний малой капитализации Russell 2000 упал на 1,2%.
— Сразу на 6,6% подскочил «индекс страха Уолл-стрит» VIX: он составил 20,09 пункта. Это чуть выше границы «тревожной» зоны, указывающей на высокую волатильность.
В числе главных пострадавших от распродажи оказались акции американских ретейлеров: так, бумаги Amazon подешевели на 3,4%, а бумаги Walmart — на 0,83%, хотя в ходе торгов они обновили рекорд за все время обращения на бирже.
Вторник стал худшим днем за последние месяцы также для долгосрочных облигаций Минфина США. Доходность 10-летних трежерис достигала 4,31%, а закончились торги на максимальном за пять месяцев уровне 4,29%, пишет MarketWatch. Распродажа 30-летних бондов стала сильнейшей с 11 июля, доходность на закрытии составила 4,92% — максимум за более чем четыре месяца.
Если учитывать среднюю доходность крупнейших биржевых фондов, отслеживающих американские акции, облигации Минфина США, корпоративные бонды и стоимость биткоина, торговая сессия 20 января стала худшей с апреля, когда президент США Дональд Трамп впервые объявил о торговых пошлинах, отметил Bloomberg.
Что двигало рынком
Трамп 17 января анонсировал введение с 1 февраля 10-процентной пошлины в отношении европейских стран, которые поддержали Данию и выступили против его попыток добиться контроля над Гренландией. С 1 июня размер пошлины вырастет до 25%.
«[Нарратив] «Продавай американское» вернулся в новой форме. Мы вошли в этот год с рынком, уверенным в том, что риски, связанные с торговой политикой, это история 2025 года. Очевидно, это то, с чем нам придется справляться в 2026-м», — согласилась старший рыночный стратег HB Wealth Джина Мартин Адамс в изложении MarketWatch.
Пошлины сами по себе — не новость, и интерес администрации Трампа к Гренландии — тоже не новость, а вот превращение пошлин в оружие в краткосрочной перспективе для достижения неэкономической или смежной с экономической цели является чем-то новым, заявил CNBC инвестиционный директор Wealthspire Брэд Лонг.
«Это снова «продавай американское» в рамках гораздо более широкого глобального избавления от рисков. Мировые инвесторы стремятся уменьшить или хеджировать свою подверженность волатильным и ненадежным США. Что остается неизвестным, так это магнитуда и длительность этой динамики», — заявил вице-председатель Evercore ISI Кришна Гуха, его цитирует Bloomberg.
Чем может ответить Европа
Инвесторы могут ожидать «довольно ограниченного прямого влияния» пошлин Трампа на американские фондовые индексы, но им стоит следить за возможным ответом Евросоюза, считает старший стратег Morgan Stanley по американским акциям Майк Уилсон. Его слова передает MarketWatch. «Более заметный риск связан с тем, активирует ли Евросоюз свои инструменты против давления (Anti-Coercion Instrument, ACI. — Oninvest) и сосредоточится ли он на услугах, что может представлять больше угрозы американским mega caps», — отметил аналитик. «ACI может включать инструменты шире, чем пошлины, такие как ограничение инвестиций, налогообложение американских активов и сервисов, включая цифровые сервисы, и так далее», — добавил старший экономист Goldman Sachs по Европе Свен Яри Стен.
Доходность 10-летних трежерис подскочила во вторник отчасти из-за «нарастающих слухов, что европейцы могут использовать принадлежащие им американские активы в качестве оружия [...] чтобы ответить на агрессивные торговые и геополитические действия Трампа», отметил аналитик Swissquote Ипек Озкардеская в записке, которую цитирует MarketWatch.
Европейцам принадлежат американские активы примерно на $10 трлн, в том числе $6 трлн в виде ценных бумаг. Продажа этих активов «вырвет ковер из-под ног американских рынков», что потенциально может привлечь внимание Трампа, однако это потребует от европейских инвесторов «добровольно принять финансовый ущерб ради наказания США», что сейчас сложно вообразить, добавил Озкардеская.
Датский пенсионный фонд AkademikerPension планирует избавиться от принадлежащих ему трежерис до конца января, сообщил Bloomberg инвестиционный директор фонда Андерс Шельде. Действия Трампа создают риски, которые слишком большие для того, чтобы их игнорировать, добавил он.