У Европы есть «оружие» против Трампа на $13 трлн. Могут ли его задействовать?
Лидеры стран ЕС 22 января проведут экстренный саммит для обсуждения ответных мер на угрозы новых пошлин со стороны Белого дома

Брюссель может впервые применить против Вашингтона так называемую «торговую базуку» — этот инструмент позволяет блокировать доступ к рынкам, в торговле которыми у США профицит / Фото: Shutterstock.com
Европейские страны владеют американскими облигациями и акциями на триллионы долларов, что провоцирует дискуссии о возможной распродаже этих активов в новом витке эскалации отношений с США, связанном с притязаниями на Гренландию. Сможет ли Европа превратить принадлежащие ей ценные бумаги в рычаг давления на администрацию Дональда Трампа?
Детали
«У Соединенных Штатов есть одна ключевая слабость: они полагаются на других для оплаты своих счетов через огромный внешний дефицит. Европа же является крупнейшим кредитором Америки: европейским странам НАТО принадлежат облигации и акции США на $8 трлн — почти вдвое больше, чем остальному миру, — заявил главный валютный стратег Deutsche Bank Джордж Саравелос, которого цитирует Financial Times. — В условиях, когда геоэкономическая стабильность западного альянса подвергается экзистенциальной угрозе, неясно, почему европейцы должны быть готовы по-прежнему играть эту роль». С учетом активов неевропейских инвесторов в инвестфондах и у кастодианов в Европе сумма возрастает до $12,6 трлн, подсчитала FT.
По мнению Саравелоса, ключевым моментом в ближайшие дни будет то, решит ли ЕС задействовать меры, влияющие на рынки капитала, в качестве инструмента противодействия. «Учитывая, что чистая международная инвестиционная позиция США находится на рекордно отрицательных уровнях, взаимная зависимость финансовых рынков Европы и Соединенных Штатов никогда не была выше. Именно использование капитала, а не торговых потоков в качестве оружия станет наиболее разрушительным для рынков», — подчеркнул стратег.
Почему распродажи может не быть
Устроить распродажу американских бумаг в Европе не так просто: основная масса этих активов принадлежит множеству частных фондов, неподконтрольных правительствам, констатирует Bloomberg. Кроме того, такая распродажа ударит и по европейским компаниям, поэтому большинство инвестиционных стратегов считают, что ее вероятность невелика, отмечает агентство.
«Возможно, европейские инвесторы из госсектора прекратят наращивать вложения в активы США или начнут их продавать, но нужно, вероятно, еще большее обострение, прежде чем они нанесут ущерб своей инвестиционной доходности ради политических целей», — цитирует Bloomberg главного валютного стратега Societe Generale Кита Джакса.
В ING отметили, что, хотя теоретически у Европы есть рычаг давления благодаря американским активам, ей, возможно, придется применить более мягкий подход. «ЕС мало что может сделать, чтобы заставить европейских частных инвесторов продавать долларовые активы. Он может только попытаться стимулировать инвестиции в активы в евро», — заявили в крупнейшей банковской группе Нидерландов.
Министр финансов США Бессент отверг как «ложный нарратив» идею о том, что Европа распродаст облигации и другие американские активы в качестве ответной меры на угрозы пошлин, связанных с Гренландией. «В Европе таких разговоров не ведется, — заявил он в Давосе. — Это противоречит всякой логике, и я категорически с этим не согласен».
Идея использования Европой американских бумаг на $12,6 трлн как рычага давления на США выглядит неправдоподобно по трем причинам, утверждают колумнисты FT Робин Вигглсворт и Тоби Нэнгл. Во-первых, тот факт, что львиная доля этих активов не принадлежит правительствам, исключает возможность быстрой принудительной распродажи. Во-вторых, для такого объема бумаг просто не найдется покупателей за пределами США, так как азиатские рынки слишком малы. В-третьих, массовый сброс американских облигаций обернется «взаимным гарантированным уничтожением»: стоимость портфелей самих европейцев обвалится, а возврат капитала приведет к резкому укреплению евро и ударит по экономике ЕС, предупредили они.
Контекст
В ночь на 18 января Трамп объявил в соцсети Truth Social, что импорт из восьми стран-членов НАТО будет облагаться в США растущими пошлинами «до тех пор, пока не будет достигнута сделка о полной и окончательной покупке Гренландии». Согласно заявлению американского лидера, с 1 февраля тарифная ставка будет установлена на уровне 10%, а с 1 июня она повысится до 25%.
Лидеры стран Евросоюза 22 января проведут экстренный саммит для обсуждения ответных мер. Как сообщает Reuters, в Брюсселе рассматривают введение зеркальных пошлин на американский импорт стоимостью €93 млрд — ЕС разработал этот пакет в прошлом году, но отложил его до 6 февраля.
Другой вариант — ни разу не применявшийся «Инструмент противодействия принуждению» (ACI). Этот механизм, известный как «торговая базука», позволяет блокировать доступ к гостендерам, инвестициям и рынку услуг, в торговле которыми у США профицит. Президент Франции Эмманюэль Макрон, координирующий европейский ответ на тарифные угрозы, уже подтвердил готовность настаивать на активации ACI, если Трамп все-таки введет пошлины, передает BBC.