Санаэ Такаити хочет стать премьером Японии. Почему ее план может навредить инвесторам

Премьер-министром Японии впервые может стать женщина, это Санаэ Такаити. Она победила на выборах главы правящей Либерально-демократической партии. Фото: @takaichi_sanae / X
У Японии может появиться своя «железная леди». Во всяком случае, именно Маргарет Тэтчер называет примером для подражания Санаэ Такаити, которая возглавила правящую Либерально-демократическую партию Японии и может стать следующим премьер-министром страны. Консерватизм и умеренный национализм традиционно поддерживают большое количество избирателей, но экономические подходы Такаити далеки от консервативных. Это выгодно инвесторам на фондовом рынке, но может создать долгосрочные проблемы для экономики в целом.
Такаити 4 октября стала главой правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) после победы на партийных выборах. Нынешний председатель и премьер-министр Японии Сигэру Исиба в начале сентября объявил, что уходит в отставку после того, как ЛДП потерпела поражение на парламентских выборах и потеряла большинство в верхней палате парламента.
Традиционно лидер партии становится премьер-министром. Голосование по кандидатуре Такаити в нижней палате парламента может состояться в середине октября.
Однако ЛДП, правившая в Японии почти все время после Второй мировой войны, сейчас находится в слабой позиции. У нее нет большинства ни в одной из двух палат парламента, а в пятницу ее давний партнер, партия Komeito, вышла из коалиции из-за длящегося не один год скандала о партийном финансировании.
Такаити предстоит получить поддержку других оппозиционных партий, которые могут, наоборот, объединиться и выдвинуть своего кандидата.
Абэномика 2.0
Такаити уже 10 раз избиралась в парламент. В предыдущих правительствах она была, в частности, министром иностранных дел и коммуникаций и министром по экономической безопасности.
На следующий торговый день после того, как ее избрали председателем ЛДП, фондовые индексы Nikkei 225 и Topix, включающий все акции на Токийской фондовой бирже, выросли на 4,8% и 3,1% соответственно. Национальная валюта Японии упала почти на 2%, пробив отметку в 150 иен за доллар, выросли доходности долгосрочных гособлигаций.
Такая реакция объясняется приоритетами в экономической политике Такаити и проблемами, с которыми она столкнется при ее реализации.
Такаити — протеже и последовательница Синдзо Абэ, который занимал пост премьер-министра с 2012 по 2020 годы. Именно его политика заложила основы для выхода Японии из 30-летнего периода дефляции и начала восстановления фондового рынка, который с пика в 1989 году упал более чем на 80% за 20 лет.
Политика Абэ, или «абэномика», называлась «Три стрелы» и включала значительное бюджетное стимулирование, ультрамягкую денежно-кредитную политику и корпоративные реформы. Она принесла сильное ослабление национальной валюты (в начале премьерства Абэ курс был около 80 иен за доллар), инфляцию (уже три года она превышает цель Банка Японии в 2%, заставляя его повышать процентные ставки, в то время как другие ведущие центробанки их снижают), оживление в экономике и полное восстановление фондового рынка, который вернулся на докризисный пик через 35 лет.
«Сегодня я стою здесь, чтобы вернуть Японию на вершину мира, — заявила Такаити, объявляя 19 сентября о выдвижении своей кандидатуры на пост лидера ЛДП. — Экономическая сила имеет первостепенное значение. Я буду решительно добиваться экономического роста».
«Глобальная тенденция сейчас смещается от излишне жесткой бюджетной экономии в сторону ответственной, активной бюджетной политики, которая расширяет инвестиции через сотрудничество государственного и частного секторов для решения социальных проблем», — добавила она.
Перспектива прихода протеже Синдзо Абэ на пост премьер-министра послужила явным «бычьим» сигналом для японского фондового рынка, отметил Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money: «Nikkei 225 подскочил на новости [об избрании Такаити председателем ЛДП]. После резкого роста в последние несколько месяцев он выглядит весьма перекупленным, но пока нет признаков того, что этот цикл роста закончился».
Инфляционный стимул
В четверг вечером Такаити первый раз после избрания дала комментарии по валютному курсу. «У меня нет намерения провоцировать чрезмерное ослабление иены. Но эмпирически, я бы сказала, у слабой иены есть как достоинства, так и недостатки, — сказала она в интервью японскому телевидению. — Для экспортоориентированных компаний это буфер, учитывая опасения по поводу импортных пошлин [Дональда] Трампа».
На торгах в пятницу после этого курс падал до 153,27 иены за доллар.
Затем он укрепился до 152,57 иены за доллар, когда стало известно о распаде правящей коалиции, снижающем шансы Такаити занять пост премьера.
Ослабление иены помогает экспортерам, но при этом способно привести к подорожанию импорта и общему росту цен. Базовая потребительская инфляция, исключающая цены на энергоресурсы и продукты питания, в августе составила 2,7%. А последние данные по оптовым ценам за сентябрь показали их рост также на 2,7% — как и в августе, но выше ожиданий аналитиков (2,5%), отмечает Reuters.
Банк Японии повысил процентную ставку в январе до 0,5%, и участники рынка ожидают еще одного повышения на 0,25 процентного пункта до конца года.
До сих пор японский регулятор медлил, несмотря на то, что инфляция продолжает превышать цель. С одной стороны, ЦБ не хочет, как уже несколько раз было в прошлом, «убить» зародившуюся инфляцию и снова вернуть экономику к дефляции. Но с другой, сказал Reuters Изуру Като, главный экономист Totan Research, «мы начинаем наблюдать негативный цикл, в котором медленные темпы повышения ставки Банком Японии приводят к ослаблению иены и росту стоимости жизни».
Между тем, борьбу с ростом стоимости жизни Такаити назвала одной из главных своих задач, отмечает Nikkei Asia. Она предлагает снизить некоторые налоги и увеличить налоговые льготы для людей с низкими и средними доходами, отменить «временно» введенный в 1974 году налог на бензин, чтобы снизить цены на топливо и ограничить инфляцию. Также Такаити поднимала вопрос о снижении ставки налога на потребление — аналога НДС, хотя он является важным источником финансирования социальных расходов.
«Так много людей страдают от высокой инфляции, и задача правительства — облегчить эту проблему», — заявила Такаити.
Она также намерена нарастить инвестиции в энергетику, продовольственную безопасность и инфраструктуру — это, по ее словам, «создаст спрос» и поможет увеличить доходы государства.
Ее политика может «повысить бюджетные риски» и привести к росту долгосрочных процентных ставок, а также дальнейшему ослаблению иены, что, в свою очередь, стимулирует рост цен. А это подорвет перспективы экономики и жизненный уровень населения, цитирует Nikkei Asia отчет Такахиде Киути, экономиста Nomura Research Institute.
Дополнительная проблема заключается в том, что правительство Японии имеет самое большое долговое бремя в мире. Госдолг в этом году составляет 235% ВВП, по данным МВФ. В этой ситуации рост процентных ставок осложнит бюджетные планы правительства.
Но инфляционные ожидания укореняются в сознании населения, у которого за три десятилетия дефляции сформировалось определенное потребительское поведение, предусматривающее отказ от сиюминутных и больших трат. Согласно последнему опросу, 88% домохозяйств ожидают, что через год цены будут выше, чем сегодня (три месяца назад таких было 85,1%). Это должно беспокоить Банк Японии и подталкивать его к ужесточению ДКП.
В 2024 году Такаити назвала повышение ставки ЦБ «дурацким» решением. Во время интервью в четверг она со смехом ответила на вопрос, охарактеризует ли она таким же образом ее повышение до конца этого года: «О, пожалуйста, перестаньте об этом напоминать. Я знаю, что я не в том положении, чтобы комментировать повышение ставки».
Работа для «железной леди»
Разрыв Komeito с правящей партией Японии может снизить шансы Такаити стать премьер-министром. Она может попробовать создать альянс с Демократической партией для народа (ДПН), которая поддерживает бюджетное стимулирование, но главная оппозиционная партия, Конституционно-демократическая, предположила, что может поддержать лидера ДПН Юитиро Тамаки в качестве единого оппозиционного кандидата.
В случае альтернативного голосования в парламенте победит тот, кто наберет простое большинство. Если же никто его не получит, во второй тур выйдут два кандидата, получивших больше всего голосов. Если получится так, что победит Тамаки, в Японии сформируется правительство оппозиции. Это приведет к отмене ожиданий на рынке, связанных с экономической политикой Такаичи, считает Киути.
Управлять страной с огромным госдолгом, когда экономика едва растет, население сокращается, уровень благосостояния стагнирует, в результате чего многие японцы отвернулись от правящей партии, — это как раз работа, подходящая для Такаити, уверен Уолтер Рассел Мид, колумнист The Wall Street Journal и заслуженный научный сотрудник по вопросам стратегии и государственного управления Гудзоновского института.
Она может применить в том или ином виде стратегию «военного кейнсианства», где крупные оборонные расходы будут стимулировать спрос в экономике, способствуя ее росту, считает Мид: «Такая политика может помочь Японии, обладающей высокими технологиями, решить как внутренние, так и международные проблемы».
Старение населения Японии, которое при этом сопротивляется иммиграции, заставляет страну автоматизировать все, что только можно, — от автозаводов до домов престарелых, отмечает Мид: «Добавьте к этой тенденции возможности, которые может создать высокотехнологичный оборонный сектор, и Япония снова сможет поразить мир новыми продуктами, как это было в 1970-80-е годы».