Китай уже столкнулся с проблемой старения населения. По прогнозу McKinsey, в будущем развивающиеся страны накроет еще две волны демографического спада. Фото: Galen Crout/Unsplash

С серьезными проблемами старения населения и снижения рождаемости сталкиваются не только развитые, но и развивающиеся страны. Как они могут смягчить удар, размышляют в колонке для Project Syndicate Ану Мадгавкар и Марк Каналь Ногер из Глобального института McKinsey. 

Разбогатеть прежде, чем постареть

Последствия снижения рождаемости и роста продолжительности жизни наглядно видны в развитых странах, таких как Германия, Италия и Япония. На рынке труда дефицит, рабочих рук становится все меньше, семьи с трудом справляются с уходом за стареющими родителями. В ряде регионов из-за сокращения числа учащихся приходится закрывать школы.

Яркий пример — Южная Корея. В 2023 году, когда общий коэффициент рождаемости в стране упал до 0,7 рождений на женщину репродуктивного возраста, продажи колясок для собак превысили продажи колясок для детей.

Но население стареет не только в развитых странах. Через одно или два поколения многие развивающиеся страны, скорее всего, столкнутся с теми же демографическими проблемами, что и развитые. Однако у них может не оказаться финансовых ресурсов, необходимых для смягчения удара.

В докладе Глобального института McKinsey мы разделяем этот демографический сдвиг на три волны. Первая волна уже захлестнула развитые страны, а также Восточную Европу и Китай, где численность населения трудоспособного возраста достигла пика примерно в 2010 году, после чего начался неуклонный спад. Темпы роста подушевого ВВП в этих странах к 2050 году, согласно прогнозам, замедлятся в среднем на 0,4 процентных пункта в год, а в некоторых странах даже на 0,8 процентных пункта. Если сейчас около 30% трудовых доходов используется для финансирования потребления пенсионеров, то к середине века эта цифра может вырасти почти до 50%.

Вторая демографическая волна ударит по развивающимся странам в течение следующего десятилетия, поскольку численность населения трудоспособного возраста достигнет пика везде, кроме стран Африки южнее Сахары. Там, согласно прогнозам, пик будет достигнут во второй половине века, и это будет третья волна. У всех этих стран остается все меньше времени для решения проблемы — до того, как демографические дивиденды (когда страна получает экономическую выгоду за счет роста доли трудоспособного населения, которая превышает долю детей и пожилых людей — прим.ред.) уменьшатся, а финансовое бремя поддержки стареющего населения резко возрастет.

Почти в половине из 89 развивающихся стран за пределами Африки южнее Сахары уровень рождаемости уже упал ниже уровня воспроизводства населения, равного 2,1 рождениям на женщину. Это приводит к быстрому снижению соотношения населения трудоспособного возраста (от 15 до 64 лет) к населению в возрасте 65 лет и старше. В Китае, развивающейся стране с демографическим профилем развитой, соотношение людей трудоспособного возраста к пенсионерам составляет 4,8, что близко к показателю США (3,6). По прогнозам, к 2050 году соотношение трудящихся к пенсионерам в Китае снизится до 1,9, то есть будет ниже, чем во Франции (2) и США (2,6).

В других развивающихся странах этот демографический сдвиг происходит медленнее. В Таиланде соотношение работников и пенсионеров, по прогнозам, снизится до 3,9 (это, кстати, средний показатель для стран первой волны) через пять лет, в Бразилии этот уровень будет достигнут через 16 лет, а в Индии — через 33. Однако во всех трех случаях показатель ВВП на душу населения остается значительно ниже, чем в странах с высокими доходами. По паритету покупательной способности ВВП на душу населения в Таиланде равен лишь 37% от среднего показателя развитых стран, в Бразилии — 34%, а в Индии — 16%.

Все эти сдвиги ставят перед развивающимися странами крайне трудную задачу: они должны разбогатеть прежде, чему постареть. За последние 25 лет благоприятные демографические тенденции помогли увеличить среднегодовые темпы роста ВВП на душу населения в Индии на 0,7 процентных пункта, а в Латинской Америке — на 0,5 процентных пункта. Но сейчас прогнозируется, что в следующие 25 лет демографические дивиденды Индии снизятся до 0,2 процентных пункта ежегодного прироста ВВП, а в Латинской Америке вообще исчезнут.

Два урока от развитых стран 

Что могут сделать развивающиеся страны? Для начала они обязаны повысить производительность. ВВП на душу населения определяется, прежде всего, размерами рабочей силы относительной общей численности населения, а также производительностью работников. По уровню производительности развивающиеся страны сильно отстают от более богатых. В среднем она составляет у них $13 за час работы (или $18, если исключить страны Африки южнее Сахары), а в странах с высокими доходами — $60 за час.

Благодаря правильным инвестициям развивающиеся страны могут создать эффект «маховика», когда инвестиции способствуют приросту производительности. Это, в свою очередь, привлечет больше инвестиций, создаст возможности для трудоустройства, увеличит покупательную способность, позволит компаниям еще больше повысить производительность.

Еще развивающиеся страны могут смягчить удар демографических сдвигов за счет увеличения участия населения в рабочей силе, особенно женщин. В развивающихся экономиках уровень участия женщин в возрасте 20-49 лет в рабочей силе составляет около 60%, а в развитых странах — около 80%.

Чтобы эффективно отреагировать на демографические изменения, власти и бизнес должны изучить опыт и стратегии развитых стран. Стоит выделить два ключевых урока.

Во-первых, развивающиеся страны должны предоставить молодежи возможность конкурировать на мировом рынке. Помимо совершенствования системы образования, следует увеличить другие инвестиции в человеческий капитал, а также в развитие профессиональных навыков.

В этой работе решающую роль может сыграть частный бизнес. Поскольку глобальное потребление и талантливые кадры постепенно переключаются на развивающиеся страны, у них появился шанс вырастить новое поколение компаний-суперзвезд. Как показало одно из исследований Глобального института McKinsey, развивающиеся страны, сумевшие опередить другие в своей категории, часто обязаны этим успехам крупным конкурентоспособным компаниям. Однако для создания такого бизнеса нужна благоприятная экосистема, включающая сильные институты, надежную физическую и цифровую инфраструктуру, защиту интеллектуальной собственности, доступ к инвестициям и партнерствам.

Второй урок: надо создавать эффективные и устойчивые системы социальной поддержки. Во многих развивающихся странах системы поддержки пожилых людей носят неформальный, семейный характер. По мере старения населения  растущая доля пожилых людей будет создавать нагрузку на такие традиционные структуры. 

Предостережением должен послужить опыт развитых стран, которые сейчас столкнулись с ростом госдолга из-за расходов, связанных с уходом за пожилыми. Улучшая доступность финансовых услуг и стимулируя частные сбережения, развивающиеся страны могли бы создать системы, которые будут поддерживать стареющее население, не снижая при этом устойчивость экономики.

Развивающиеся страны могут также избежать некоторых бюджетных проблем, возникших в развитых экономиках, если будут инвестировать в здоровье и благополучие молодежи и населения среднего возраста. Чтобы работники сохраняли активность и продуктивность до глубокой старости, властям следует поощрять регулярные физические упражнения, расширять доступ к здоровой еде и качественному медицинскому обслуживанию, особенно профилактическому.

Но самое главное, власти должны помнить о том, что демографические изменения не обрушиваются, как цунами. Они наступают постепенно, как прилив. Хотя эта предсказуемость является преимуществом, риск в том, что можно заметить эти сдвиги лишь тогда, когда последствия станут необратимы. У развивающихся стран еще есть время, однако следует знать: вода уже «достигла их щиколоток». 

Copyright: Project Syndicate, 2025.

www.project-syndicate.org

Поделиться