Дональд Трамп-младший за последние два года вошел в советы директоров и консультативные органы девяти компаний и стал совладельцем возможно самого дорогого частного клуба США. Фото: @donaldjtrumpjr @sirtemplemount / Instagram


В послужном списке Дональда Трампа-младшего новая строчка: в середине сентября стало известно о начале его двухлетнего сотрудничества с Mixed Martial Arts Group Limited (MMA.INC, NYSE American: MMA) — компания назначила его стратегическим советником. В этой роли он будет консультировать руководство и совет директоров по вопросам развития бренда, технологий и коммерциализации, а также работать на укрепление глобального присутствия MMA.INC. Ранее к MMA.INC в роли инвестора уже присоединился Конор Макгрегор. Это девятая компания с момента победы Трампа-отца на выборах, которой срочно потребовалась экспертиза его сына. Oninvest продолжает серию статей о бизнесах членов семьи американского президента. На этот раз речь пойдет о его первенце.

Личное дело

Дональд Трамп-младший, 47 лет. Первенец американского президента, рожденный в браке с Иваной. Мультимиллионер, отец пятерых детей, в разводе. Как сказано на его личной странице в Википедии, после получения бакалавриата в университете Пенсильвании, где он углубленно изучал экономику, он уехал на год в Колорадо — жил в трейлере, работал барменом, катался на лыжах и рыбачил. Но спустя 12 месяцев, в 2001, приехал в Нью-Йорк и полностью погрузился в семейный бизнес. Управление существующими объектами недвижимости, строительство новых зданий под брендом Trump — этим Дон (как он любит, чтобы его называли) преимущественно и занимался с начала 2000-х, в том числе и на протяжении первого президентского срока отца. Формально делает он это и сейчас. На сайте Trump Organisation Трамп-младший указан в качестве вице-президента: он отвечает за «расширение интересов компании в сфере недвижимости, розничной торговли, коммерции, гостиничного бизнеса и гольф-индустрии». Но судя по последним новостям, основной фокус внимания Дона — отнюдь не на коммерческой недвижимости.

Специалист широкого профиля 

В первую очередь имена старших сыновей, Дона и Эрика Трампа, сегодня звучат в контексте развития и процветания их бизнесов, связанных с криптой и другими цифровыми валютами, которые буквально на глазах превращают детей президента в миллиардеров. Кроме того, Дон, как и его младший брат, активно вовлечен в проекты, направленные на большую капитализацию бренда Трампа — вроде мобильной сети Trump Mobile или производство смартфона T1.

Но есть у Дона дела, которые он делает в отрыве от младшего брата, но с не меньшей финансовой отдачей. Настоящей золотой жилой для первенца главы США во второй президентский срок отца стало сотрудничество с Омидом Маликом. Американский финансист ирано-пакистанского происхождения известен крупными пожертвованиями в пользу Республиканской партии и, в частности, активной поддержкой лично Дональда Трампа. Как только политик выиграл выборы, Малик сделал его сына Дона партнером в своей венчурной компании 1789 Capital. В профиле фирмы в социальной сети Х указано, что она «инвестирует в великие американские компании, которые строят страну, основанную на предпринимательстве, инновациях и росте». С этого момента для Дона, который преимущественно оставался в тени сестры Иванки и ее мужа на протяжении первой четырехлетки отца, наступили совсем другие времена. 

В следующие несколько месяцев Малик ввел его в советы директоров или сделал консультантом в нескольких компаниях, которые принадлежат 1789 Capital. Одной из первых стала фирма по продаже оружия GrabAGun, которую сейчас в США называют «Амазоном для пистолетов». В июле компания вышла на IPO в Нью-Йорке, при стоимости акции в $21,4 доля Дона, который получил пакет в 300 000 акций, оценивалась приблизительно в $6,4 миллиона, подсчитало издание MarketWatch. Бумаги торгуются под тикером PEW — имитация звука, которым изображают выстрел из пистолета. 

«Дональд Трамп-младший обладает глубоким пониманием оружейной индустрии, — говорилось в отчете GrabAGun, поданном в Комиссию по ценным бумагам и биржам. — Наш бизнес может пострадать, если Дональд Трамп-младший перестанет быть вовлеченным в деятельность GrabAGun».

Затем Дон вошел в совет директоров маркетплейса PublicSquare. Это еще один актив 1789 Capital, который позиционирует себя как «анти-woke» конкурент Amazon (то есть выступает в поддержку традиционных ценностей и против либеральных идей — прим. Oninvest). Трамп-младший консультировал компанию еще с августа 2024, получая $42 000 в месяц плюс часть оплаты акциями. В декабре он сообщил о владении более чем 500 000 акций, которые Forbes оценивает более чем в $1 миллион.

Примерно в это же время, в конце 2024, уникальная экспертиза и понимание индустрии потребовалось еще одной фирме: сын президента стал советником компании Unusual Machines, которая занимается производством дронов и и комплектующих к ним. За свою новую роль Дон в качестве вознаграждения получил ценные бумаги: Forbes пишет, что ему принадлежит пакет из 200 000 акций, который в мае оценивался в $1 миллион; MarketWatch называет цифру в 332 000 акций. После того как его сотрудничество стало публичным, цена акций компании выросла почти в 10 раз, чуть не дотянув до $18 — такой взлет акций теперь на рынке называют Trump Bump, в недословном переводе «эффект Трампа». 

«Присоединение Дональда Трампа-младшего к нашему совету консультантов дает нам уникальную экспертизу, необходимую для возвращения производства компонентов дронов в США», — заявлял в ноябре генеральный директор Unusual Machines Аллан Эванс.

Впрочем, постепенно стоимость акций заметно снизилась — сейчас она около $5, а Эвансу пришел объясняться с журналистами по поводу конфликта интересов: Unusual Machines позиционирует себя как производитель отечественных дронов, но пока активно закупает все детали в КНР, а значит чувствительна к тарифной политике Трампа-президента. Но Эванс утверждает, что не будет просить своего нового консультанта замолвить словечко в Белом Доме.

«Я бы никогда не стал просить его о чем-либо подобном или способствовать чему-то в этом роде,» — сказал Эванс в интервью Wall Street Journal.

В последующие месяцы Трамп-младший пополнил ряды управляющих и консультантов еще нескольких компаний — онлайн-торговца лекарствами по рецептам BlinkRx, инвестиционной компании Dominary Holdings (еще плюс $3 миллиона в карман, по подсчетам Forbes), а также крупнейшей в мире онлайн-платформы прогнозов Polymarket

Дон Трамп утверждает, что родство с президентом не создает конфликта интересов в его бизнес-проектах. Фото: @donaldjtrumpjr / Instagram

Дон Трамп утверждает, что родство с президентом не создает конфликта интересов в его бизнес-проектах. Фото: @donaldjtrumpjr / Instagram

Такая широта предпринимательской экспертизы Дональда Трампа-младшего кажется подозрительной некоторым правозащитным организациям в Вашингтоне, которые следят за соблюдением деловой этики. Вот как ситуацию комментирует Джордан Либовиц, вице-президент организации-наблюдателя Citizens for Responsibility and Ethics in Washington: «Очень важно отметить, что у него раньше не было никакой истории работы в этих сферах. Его опыт всегда был связан с компаниями его отца, в основном в сфере недвижимости. Возникает вопрос, не добавляют ли его в советы директоров с целью помочь этим компаниям продвинуться за счет связей с администрацией Трампа». 

Совладелец самого дорогого частного клуба в Штатах

Не все предпринимательские инициативы Дона Трампа далеки от его опыта по управлению элитной недвижимостью. Один из последних его проектов, который вызвал небывалую, даже по меркам этой семьи, критику в американской столице, напротив, как раз очень в духе Trump Organisation. В апреле первенец американского президента вместе все с тем же Омидом Маликом и рядом других инвесторов открыли в Вашингтоне частный закрытый клуб Executive Branch. Цена за членство — $500 000, плюс ежегодные взносы, утверждали источники СNBC. Это в разы дороже, чем у конкурентов:  обычно цена за членскую карту в таких клубах варьируется от $4 000 до $10 000,  в Aman Club в Нью-Йорке — одно из самых дорогих до сих пор заведений —  «входной билет» стоит  $200 000. 

На вечеринке по случаю открытия клуба присутствовали госсекретарь США Марко Рубио, генеральный прокурор Пэм Бонди, председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам Пол Аткинс, председатель Федеральной комиссии по связи Брендан Карр, а также многочисленные представили бизнеса. 

По словам вашингтонских инсайдеров, клуб Трампа-младшего может сыграть такую же роль в столичной политической жизни, как отель Trump International во время первого срока Трампа. Тогда он стал излюбленным местом для неформальных встреч чиновников администрации, республиканских конгрессменов, а также иностранных дипломатов, лоббистов и бизнесменов.  К Executive Branch уже есть много вопросов.

«Я не думаю, что когда-либо было что-то сопоставимое с таким использованием президентской должности для продвижения частных бизнес-интересов», — считает Ричард Бриффолт, профессор права Колумбийской школы права, специализирующийся на вопросах государственной этики.

Мелани Слоун, бывший федеральный прокурор, которая много лет выступает за ужесточение этических норм в столице, заявила CBS News, что рассматривает этот клуб как откровенную попытку заработать на интересах групп, стремящихся получить доступ к администрации Трампа.

Но у Дона есть ответ для критиков: «Я частное лицо, всю жизнь занимавшееся бизнесом. Смешно, что левые СМИ считают, будто я должен запереться в мягкой комнате и прекратить то, чем занимаюсь уже более 25 лет, зарабатывая на жизнь и обеспечивая своих пятерых детей». 

Новый идеолог MAGA

Впрочем, некоторые американские СМИ и старожилы Капитолийского холма признают: то, что делает Трамп-младший — это нечто большое, чем торговля доступом к нынешней администрации Белого Дома. Агентство Bloomberg пишет: мало кто в Америке лучше понимает Трампа-президента, чем его первенец. У Дона есть представление о том, куда политик и его команда могут завести нацию и мир — и именно этот товар и предлагает сын своим многочисленным бизнес-партнерам. Сегодня, когда и крупный, и малый бизнес пытается разобраться, как выстраивать отношения с окружением Трампа, одно слово Дональда Трампа-младшего может стать решающим фактором, резюмирует Bloomberg. 

Бывший пресс-секретарь президента Трампа во время его первого срока Шон Спайсер и вовсе называет Дона «самым заметным не избранным представителем электоральной базы MAGA, главным доверенным лицом и влиятельным игроком во всей этой экосистеме — после самого Трампа».

CBS News отмечает: умение Трампа-младшего ориентироваться и в политике, и в бизнесе делает его уникальной фигурой — он обладает исключительным влиянием в администрации и при этом свободно работает в частном секторе.

При этом, что уж совсем парадоксально, Дона Трампа считают «своим» не только миллионеры из Кремниевой Долины и с Манхэттена —  он вызывает доверие и у более ядерного электората Трампа-президента. 

«Дональд Трамп-младший — это не просто сын миллиардера, он один из нас», — заявлял журналистам Эндрю Колвет, представитель Turning Point USA, ведущей молодежной организации, связанной с движением MAGA. Сооснователем этой организации был Чарли Кирк, застреленный в середине сентября в Юте. 

При этом и сам Дон, по его собственным словам, куда более разборчив в выборе бизнес-партнеров, чем может показаться на первый взгляд. Он выбирает только те проекты, которые проходят его внутреннюю проверку на приверженность идеям MAGA.

«Я отказывался от многих крупных сделок, если чувствовал, что есть расхождение по ценностям. Есть люди, которые лишь недавно стали называть себя сторонниками MAGA, но я не уверен, что они в это действительно верят» —приводит его слова агентство Bloomberg. 

В свободное от работы время

Дон поддерживает идеологию MAGA не только делом, заключая все новые идеологически выверенные бизнес-партнерства, но и словом: сын президента пишет книги. В 2019 году он выпустил первую, под названием «На взводе: левые питаются ненавистью и хотят заставить нас замолчать» (Triggered: How the Left Thrives on Hate and Wants to Silence Us). Как можно понять по названию, книга в основном посвящена критике американских либералов. Трамп-младший ругает политкорректность и комплекс жертвы американских левых, обвиняя их в использовании виктимизации для продвижения своих интересов. В день релиза книга стала бестселлером на Amazon и оказалась на первом месте в The New York Times. 

Через год Дон выпустил вторую  книгу, «Либеральная привилегия: как Джо Байден и демократы защищают неприемлемое» (Liberal Privilege: Joe Biden and the Democrats' Defense of the Indefensible). 

Как и в случае с дебютной книгой, существенную часть продаж «Либеральным привилегиям» обеспечил Республиканский национальный комитет — он выплатил из партийной кассы больше $300 000 за издания с личной подписью Трампа-младшего, чтобы позже дарить эти книги спонсорам «слонов». 

В 2023 Дон запустил собственный подкаст, названный в честь его первого бестселлера — «На взводе». Подкаст выходит на платформе Rumble, его можно послушать и на Spotify и Apple Podcasts . Заключение контракта, как пишет онлайн-издание Axios, принесло сыну президента «семизначную сумму». 


Продолжение следует

Поделиться