Золотая лихорадка: рост акций золотодобытчиков вдвое превысил рост цен на золото

Акции золотодобывающих компаний Agnico Eagle Mines и Newmont выросли более чем вдвое в этом году, но их оценки продолжают отставать от стоимости самих металлов / Фото: Jingming Pan / Unsplash.com
В октябре 2025 года стоимость золота впервые достигла отметки в $4000 за унцию и уже перевалила за $4200. Но дело даже не в круглых цифрах, а в том беспрецедентном росте, который продемонстрировал этот защитный актив. С начала года золото выросло более чем на 60%. Как сделать ставку на золото, не покупая его физически?
Как заморозка российских активов и Трамп запустили золотое ралли
Цена на золото 8 октября 2025 года впервые в истории преодолела отметку в $4000 за тройскую унцию, спустя неделю был установлен новый рекорд: 15 октября стоимость золота достигала $4235 за унцию. она выросла еще на $200. Предыдущая круглая цифра в $3000 была зафиксирована 14 марта. С начала года золото к 15 октября выросло на 60,8% Для физического актива, десятилетиями считавшегося «тихой гаванью», это беспрецедентный рост, которому позавидовали многие владельцы акций.
Как напоминает аналитическое подразделение банка ING, золото растет во время финансовых катаклизмов — кризис sub-prime ипотеки 2008 года в США привел к росту цен выше $1000 за унцию, пандемия COVID-19 — к $2000 за унцию. А начало торговых войн, затеянных в начале 2025 года президентом США Дональдом Трампом — к $3000 за унцию и выше. Рост цен на золото в 2025 году, что необычно, не был вызван кризисом на финансовом рынке, заметило издание The Wall Street Journal.
Если отказаться от прямой аналогии между финансовым кризисом, пандемией и приходом к власти Трампа, то можно еще раз обратиться к отчету ING. Аналитики банка пишут, что такой рост цен на золото объясняется совпадением множества вещей: вооруженными конфликтами, сменой американской администрации, торговыми войнами. В мире слишком много рисков, инвесторы это чувствуют и предпочитают уходить из рискованных активов. Но если раньше защитным активом был доллар США или американские краткосрочные облигации, то сейчас инвесторы хеджируют свои долларовые вложения от возможного обвала. И вместо доллара предпочитают золото.
ING пишет, что крупнейшими инвесторами в золото стали центральные банки. Причем с начала войны России против Украины объем покупок золота ЦБ удвоился. «[Интерес] центральныx банков к золоту обусловлен опасениями стран в связи с решениями США и Европы заморозить российские активы, а также изменением стратегий в отношении валютных резервов», — пишет ING. Возглавил список покупателей золота Национальный банк Польши, который с начала года увеличил свои золотые резервы на 67 тонн. За ним следуют Азербайджан, Казахстан и Китай.
В ING считают, что $4 000 за унцию — не предел, если центробанки продолжат снижать зависимость от доллара, а инвесторы искать защиту от нестабильности. Bank of America 13 октября поднял прогноз до $5 000 за унцию к 2026 году и среднюю годовую цену до $4 400. Goldman Sachs 24 сентября ожидал около $4000 к середине 2026 года, но этот рубеж золото преодолело спустя 2 недели после публикации прогноза.
Акции золотодобытчиков выигрывают ралли
Быстрее самого золота растут акции золотодобывающих компаний — так бумаги крупнейшего производителя золота Newmont с начала года подорожали на 150%, Такой разрыв объясняется не только динамикой цен на металл, но и эффективным управлением. Кроме того, рынок часто реагирует с лагом: запуск новых рудников требует времени и инвестиций, а рост затрат может сдерживать котировки. Хеджирование продаж через форварды и опционы защищает компании от падения цен, но ограничивает прибыль при ралли — поэтому многие добытчики сейчас сокращают страхование.
Вот показатели трех крупнейших по объемам добычи компаний:
— Американская Newmont Corporation — единственная золотодобывающая компания в индексе S&P 500, на рынке присутствует больше ста лет. Компания ведет добычу и разработку рудников в Северной и Южной Америках, Африке и Австралии. В первом полугодии 2025 года Newmon заявила о получении чистой прибыли $2,1 млрд, ее показатели превышают ожидания аналитиков последние три квартала. В сентябре было объявлено, что CEO Том Палмер уйдет в отставку 31 декабря 2025 года, и его заменит вице-президент и COO Наташа Вилджоэн. Кроме того, Newmont объявила продажу своей доли в Orla Mining и проекта Coffee (до $150 млн) как часть оптимизации портфеля активов. По данным S&P Global Market Intelligence, 11 из 21 аналитиков, отслеживающих акции компании, рекомендуют «Покупать» и лишь 1 — «Продавать». Средняя целевая цена — $95,56, это всего на 2,12% выше цены закрытия 15 октября. Однако аналитики Citi повысили таргет 15 октября с $74 до $104, и это означает потенциал роста выше 11% от цены закрытия.
— Канадская Agnico Eagle имеет активы в Канаде, Мексике и Финляндии. Во втором квартале 2025 года компания сообщила о рекордной чистой прибыли в размере $1,07 млрд или $2,13 доллара на акцию. Компания подтвердила прогнозы по которым она собирается добыть 3,3–3,5 млн унций в 2025 году. Аналитик Seeking Alpha Маника Премсингх отмечает, что при устойчивом росте цен на золото ее сильная операционная база, почти нулевая чистая задолженность и растущий денежный поток создают потенциал для дальнейшего роста акций. Аналитики City 15 октября повысили таргет с $140 до $198 — это на 10,7% выше цены закрытия. Средняя целевая цена по данным MarketWatch составляет $177,98 — всего на 0,5% выше цены закрытия. 15 аналитиков из 21 рекомендуют. «Покупать».
— Канадская Barrick Mining Corporation с начала года показала рост акций на 123,82%. Компания позиционирует себя как майнер с диверсифицированным портфелем золота и меди, способный выигрывать в условиях роста цен на оба металла. Во втором квартале 2025 чистая прибыль в годовом выражении выросла на 124% и составила $811 млн или $0,47 на акцию (против $370 млн или $0,21 годом ранее). Есть и риски: неопределенность с африканскими активами и конфликт с правительством Мали. Аналитики TD Securities в сентябре повысили целевую цену акций компании с $30 до $38, то есть потенциал роста 9,5% от цены закрытия 15 октября. Средний таргет составляет $35,04, это на 1% выше закрытия 15 октября. Из 22 аналитиков 10 рекомендуют «Покупать», пятеро ставят рейтинг «Outperformed» — «Выше рынка».
У всех трех компаний объемы добычи в первом полугодии 2025 года снижалась год к году— у Barrick Mining — на 16,57%,. В лидерах роста по этому показателю сейчас компании за пределами Северной Америки: добыча у южноафриканской Cold Fields в первом полугодии 2025 она выросла на 22,75%.
В конце сентября на рынке появился новый игрок — на IPO вышла Zijin Gold — золотодобывающее подразделение китайской Zijin Mining, которое управляет всеми рудниками группы за пределами КНР. В первый день торгов акции взлетели на 60%. Добыча материнской компании Zijin Mining в первом полугодии выросла на 16,34%.
Золотые ETF
В золотые биржевые фонды наблюдается заметный приток капитала, пишет банк ING в обзоре Gold Monthly: All that glitters is gold. Общий объём золота, купленного ETF, вырос на 17% за этот год до максимального уровня с сентября 2022 года.
Покупая ETF, инвестор получает «виртуальную унцию» золота, цена которой повторяет динамику реального актива. Именно поэтому доходность их акций с минимальными отклонениями повторяет доходность золота — 60% c начала года. Большинство крупнейших золотых ET подкреплены физическим золотом, которое находится в хранилищах банков партнеров.
— SPDR Gold Shares ETF
Количество золота: около 32,8 млн унций
Стоимость одной акции: $381,81
Вознаграждение: 0,40% от стоимости активов
Его инвестиционная цель, как сказано в отчетности — чтобы акции отражали динамику цены на золотые слитки за вычетом расходов фонда. То есть, фонд не торгует золотом с целью заработать на колебаниях цен. Торгуется на бирже NYSE, но и на Гонконгской, Мексиканской, Сингапурской и Токийской фондовой бирже. Золото, общим весом в 1019 тонн хранится в банках JPMorgan и HSBC.
— iShares Gold Trust
Количество золота: около 14,2 млн унций
Стоимость одной акции: $78,16
Вознаграждение: 0,25% от стоимости активов
Принцип такой же как и у его основного конкурента — SPDR Gold Shares: фонд стремится отражать общую динамику цены на золото. И слитки хранятся там же — в JPMorgan. Правда их у iShares Gold Trust меньше — около 402 тонн, а списки с их номерами занимают около 600 страниц. Как и основной конкурент, дистрибуцию акций проводит через партнеров, выпуская корзины бумаг по 50 000 штук и обеспечивая их покупаемым в хранилища золотом.
— abrdn Physical Gold Shares ETF
Количество золота: около 1,6 млн унций
Стоимость одной акции: $39,5
Вознаграждение: 0,17% от стоимости активов
Фонд отличается тем, что стремится хранить только золотые слитки London Good Delivery, аффинированные 1 января 2012 года или позднее. Такое золото, в соответствие со стандартами Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов (LBMA), требует от производителей «демонстрировать свои усилия по защите окружающей среды, борьбе с отмыванием денег и с нарушениями прав человека». При этом в списке производителей есть золото от российских «Московского завода по обработке специальных сплавов» или Красноярского «Красцветмета».
Ралли достигло пика?
Не все на рынке ждут стремительного роста золота. Несмотря на мощное ралли последних месяцев, Аналитики HSBC полагают, что импульс ралли слабеет. В Deutsche Bank также полагают, что потенциал дальнейшего роста золота может быть ограничен. По их техническим индикаторам, сентябрьско-октябрьский тренд уже достиг пика: его продолжительность превышает средние значения, а импульс ослабевает. Банк не ожидает резкой коррекции, но видит повышенную вероятность перехода к более нейтральной динамике. Deutsche Bank допускает дальнейший рост соотношения золото/нефть до 72–73, что соответствует цене золота около $4450 за унцию к 2026 году. Согласно прогнозу JPMorgan от 10 октября (есть в распоряжении Oninvest), к концу года цены упадут от текущего уровня на 10%, в банке считают что в декабре унция будет стоить $3800.