Экономика Китая во II квартале опередила прогнозы. Почему это хорошо для рынка люкса?

Доля Китая в глобальных продажах предметов роскоши выросла в XXI веке с 1% до 25% / Фото: Vincent_Nguyen/Shutterstock.com
Неожиданно быстрый рост китайской экономики во втором квартале стал редким позитивным сюжетом в пессимистичном году для люксовой индустрии. Однако сильные данные по ВВП Китая не отменяют структурных рисков, сдерживающих потребление в стране, на которую приходится четверть глобальных продаж предметов роскоши.
Детали
Вторая по величине экономика мира выросла на 5,2% во втором квартале в годовом выражении, сообщило Национальное бюро статистики Китая. Увеличение обеспечили экспорт и субсидии, поддержавшие промышленность. Результат оказался выше консенсус-прогноза Nikkei в 5%, но слабее роста в 5,4% по итогам двух предыдущих кварталов. Тем не менее, страна сохраняет курс на достижение в 2025 году целевого показателя ВВП «около 5%», пишет Nikkei.
Опубликованные цифры показывают, что экономика Китая остается устойчивой, несмотря на волатильную торговую политику администрации Дональда Трампа. После резкого повышения пошлин на китайские товары до запретительного уровня в 145%, Вашингтон снизил их до 55% в мае — на период перемирия, которое истекает 12 августа.
Однако макроданные также указывают на хронический дисбаланс в китайской экономике, который может усугубиться во второй половине 2025 года: низкий внутренний спрос и избыток товаров. Страна переживает самый продолжительный период дефляции за десятилетия — это негативно сказывается на прибыли компаний и динамике зарплат, отмечает Nikkei. Потребительская уверенность дополнительно ослабевает на фоне продолжающегося спада на рынке жилья — на недвижимость приходится около 70% активов китайских домохозяйств.
Почему рост ВВП Китая важен для люкса
У люксовых брендов репутация компаний, ориентированных на богачей. Но более половины мировых продаж предметов роскоши обеспечивают сотни миллионов представителей среднего класса — они тратят на такие покупки меньше 2 тыс. евро в год. «Расходы самых состоятельных покупателей — это деньги, которые присутствуют всегда. А вот нижняя часть пирамиды зависит от ВВП и от того, что происходит с доходами населения», — цитирует The Wall Street Journal управляющего директора Boston Consulting Group Филиппо Бьянки.
Этим и объясняется феномен китайского рынка люкса. В десятилетие между мировым финансовым кризисом и пандемией коронавируса экономика страны росла в среднем на 8% в год. По мере того как богатые китайцы становились еще богаче, а средний класс — шире, обе группы стремились к западным люксовым брендам, чтобы продемонстрировать свой социальный подъем. По данным UBS, в 2000 году на долю китайских покупателей приходился всего 1% глобальных продаж люкса. Сегодня — уже около четверти, пишет WSJ.
Что говорят на рынке
Тарифная война Дональда Трампа разрушила ожидания восстановления люксового рынка — торговый конфликт США и Китая чреват серьезным подрывом потребительского доверия в двух крупнейших экономиках мира, на которые приходится около половины продаж предметов роскоши, отмечает Financial Times.
Американская фирма Bernstein, предоставляющая независимые рекомендации институциональным инвесторам, в апреле пересмотрела свой прогноз по люксовому сектору: вместо ожидаемого ранее роста на 5% Bernstein спрогнозировала снижение выручки на 2% в 2025 году в связи с возросшей экономической неопределенностью. Аналитик Bernstein Лука Солка сохранил свои пониженные прогнозы по сектору даже после того, как Трамп объявил об отсрочке введения пошлин. «Возврат к прежним показателям, словно случившееся было просто кошмарным сном, исключен. Мы имеем существенный ущерб на финансовых рынках и в экономике в результате непоследовательных политических заявлений», — заявил Солка.
«Теперь наш базовый сценарий предполагает, что любое восстановление в люксовом сегменте будет отложено до 2026 года», — заявил FT один из банкиров, работающих с отраслью люкса. Несмотря на возможность пересмотра тарифной политики со стороны Трампа, «большая часть ущерба уже нанесена», добавил он.
По прогнозу консалтинговой компании Bain & Co, глобальные продажи предметов роскоши могут сократиться на 2-5% в 2025 году. Хотя 75% опрошенных Bain покупателей люкса заявили, что пошлины вряд ли заставят их меньше тратить на предметы роскоши в будущем, около половины тех, кто уже сократил покупки за последний год, объяснили это ростом цен, сообщил Reuters.
Контекст
В росте цен на люкс виноват не только Трамп. Люксовые бренды, для которых неприемлемы скидки, сейчас расплачиваются падением продаж за повышение цен в пандемию. Согласно Bernstein, в 2020-2023 годах производители предметов роскоши подняли цены в среднем на 36% — вдвое выше темпов инфляции в США. Символом «жаднофляции» в индустрии люкса стала сумка Classic Flap от Chanel. Эта сумочка, которая в 2019 году стоила $5,8 тыс. в среднем размере, сегодня обойдется американскому покупателю уже в $10,8 тыс., отмечает WSJ.