Несмотря на снижение федеральных заказов из-за полтики Трампа, спрос на «зеленые» зарядные Beam продолжает расти / Фото: Beam beamforall.com

У CEO Beam Global Десмонда Уитли богатая биография: он более 30 лет создавал и управлял компаниями разного размера, от стартапов до публичных фирм с годовым доходом в $70 млн, указано на его LinkedIn. «Долгое время я работал на корпорации, которые загрязняли окружающую среду. Я потратил много времени на Ближнем Востоке, работая на людей, которых сейчас я не поддерживаю», — сказал он в интервью Oninvest. 

Затем у него случился карьерный поворот: он перешел в отрасль чистой энергетики. Уитли возглавляет Beam уже 15 лет и признается, что до сих пор чувствует гораздо больше энтузиазма и энергии, чем в предыдущих компаниях.  

Компанию в 2006 году основал Роберт Ноубл — архитектор с дипломами университетов Беркли и Гарварда. Именно он придумал концепцию «солнечных деревьев» — устройств, по форме напоминающих дерево, с солнечными панелями вместо кроны. 

CEO Beam Global Десмонд Уитли(в центре) / Фото: Beam Global X

CEO Beam Global Десмонд Уитли(в центре) / Фото: Beam Global X

Первоначально компания называлась Envision Solar International — она разрабатывала архитектурные солнечные конструкции для парковок, объясняет Уитли. В 2011 году он ее возглавил: под руководством Уитли компания расширила направления работы. Сейчас Beam занимается инновациями в области устойчивых технологий, большинство — на основе энергии солнца. «Мы также производим батареи, силовую электронику, продукты для умных городов и для энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры», — добавляет Уитли.

Главный продукт компании — автономное зарядное устройство для электромобилей EV ARC. Это портативная зарядная станция с аккумуляторным накопителем, которая полностью работает на солнечной энергии. Ее ключевое отличие от конкурентов в том, что такая станция устанавливается максимально быстро и не требует строительных работ, прокладки траншей и подключения к электросети. 

Десмонд Уитли — изобретатель всех продуктов Beam и именно его имя указано в патентах. «Я человек, который хорош в генерации идей и достаточно умен, чтобы находить тех, кто может воплотить их в реальность. В нашей компании очень талантливые инженеры из сфер авиации и энергетики. У меня также есть возможность управлять финансами компании, благодаря чему наши изобретения появляются на свет», — объясняет он. 

В 2019 году Envision Solar стала публичной и начала торговаться на Nasdaq по цене в $6 за акцию. 

В сентябре 2020 года Envision Solar изменила имя на Beam Global. «Название Envision Solar сбивало с толку как потенциальных клиентов, так и Уолл-стрит. Люди думали, что мы занимаемся установками солнечных батарей — такой бизнес имеет низкую маржинальность и высокую конкуренцию», — рассказывает Уитли. А beam в переводе с английского означает «луч» и имеет много значений: луч энергии, луч солнца или даже строительная балка.  

Wi-Fi для машин

У Десмонда свой взгляд на то, как должна выглядеть инфраструктура для электромобилей. В качестве аналогии он приводит Wi-Fi. 

«Десять лет назад Wi-Fi был редкостью, его было трудно подключить, — объясняет CEO Beam. — Теперь он есть абсолютно везде: нам не нужно думать о том, как подключиться к сети, смартфон часто делает это автоматически». 

Еще одна важная черта беспроводного интернета сейчас — возможность получить его бесплатно во многих местах, например, в Starbucks. «Имеет ли этот Wi-Fi высокую скорость, например 1 Гбит/c? Нет. Если сейчас какая-либо компания предложит подключаться к Wi-Fi с такой скоростью всего за $10-15, все будут смеяться», — говорит Десмонд. 

Это хорошая аналогия того, как должны работать электрические зарядные устройства в будущем, объясняет он. Основная цель Beam — сделать автономные зарядные устройста такими, чтобы водители электромобилей не испытывали никаких неудобств при зарядке. 

Пример зарядного устройства от Beam / Фото: Beam Global X

Пример зарядного устройства от Beam / Фото: Beam Global X

В марте китайская компания BYD представила аккумуляторную систему, которая заряжает электромобили всего за пять минут. 

Оптимальное решение для развития рынка электромобилей — сделать зарядку такой же быстрой, как заправка бензинового автомобиля, комментировал новый продукт глава BYD Ван Чуаньфу. 

Но Уитли, хоть и высоко оценивает разработку китайской BYD, считает, что такие зарядные станции не перевернут рынок. «Все мы — от поставщиков технологий и изобретателей до регуляторов рынка — должны думать о том, что нужно водителю в будущем, а не о том, на что способна технология», — сказал он. 

Нужно, чтобы зарядка электромобилей была похожа на зарядку мобильных телефонов, считает Уитли. Согласно исследованию фонда безопасности дорожного движения, в 2022 году американские водители проезжали в среднем 30,1 милю или чуть более 48 км в день. По мнению CEO Beam, эти данные — живое доказательство того, что в большинстве случаев нет смысла заправлять электромобили очень быстро. «Мы заряжаем телефоны по мере необходимости, пока делаем другие дела. Одно из больших преимуществ электромобиля заключается в том, что вам не нужно ехать куда-то специально и ждать, даже если это всего 5 минут, как на заправке. Вы можете подключаться к электрозарядке, в то время, когда идете в свой офис, супермаркет или парк», — объясняет он. 

Эффект Дональда Трампа 

Возвращение в Белый дом Дональда Трампа в 2025 году всколыхнуло индустрию электроавтомобилей. Трамп никогда не скрывал своего пренебрежения к сфере электротранспорта, однако после инаугурации перешел к активным действиям. В первые же дни он, в частности, заморозил выделение госсредств по программе строительства зарядных станций для электромобилей общим объемом в $5 млрд. 

«Все существующие зарядные станции, которые не считаются критически важными для выполнения миссии, должны быть отключены от сети и выключены», – говорится в меморандуме от 3 марта о зарядных станциях для электромобилей, подписанном Майклом Питерсом, новым комиссаром Службы государственных зданий администрации общих служб (GSA). 

GSA — госведомство, которое отвечает за продвижение «зеленых» закупок. После того как Трамп стал президентом, GSA начала оптимизировать свою работу: массово сокращать отделы, а также  сократила меры борьбы за изменения климата. 

Это стало плохой новостью для Beam Global, подтверждает Уитли. «Решение Трампа просто отбросит США на четыре года назад от китайцев, и страна не получит от этого никакой выгоды», — заключает он. 

Исторически самую большую часть дохода компания получала от контрактов с государством, в 2024 году они принесли ей 62% выручки (против 80% в 2023 году). Ее самый крупный клиент — Инженерный корпус армии США. Beam признал, что уже во второй половине прошлого года спрос со стороны государственных клиентов снизился из-за политической неопределенности. 

Уитли обращает внимание на то, что администрация Трампа проголосовала не только за прекращение покупки электрических автомобилей и зарядных устройств, но также за отключение уже существующих и установленных электрических зарядных устройств. «GSA сказала нам, что этот шаг (отключение установленных электрозарядок — Oninvest) стоил около $1 млрд денег налогоплательщиков. Это точно не мотивировано с экономической точки зрения», — добавляет он. Государство отключило станции, на которые уже потратило деньги. 

Спасение бизнеса Beam теперь видит в диверсификации, которую он начал еще 18 месяцев назад. В конце 2023 года Beam купил производителя уличного освещения Amiga, а еще через год — производителя силовой электроники Telcom. Обе компании из Сербии, на их базе американский производитель электрозарядок делает подразделение Beam Europe. Экспансия в Европу выгодна Beam — ЕС к 2035 году планирует производить только автомобили с нулевым уровнем выбросов, то есть не на бензине, дизеле или газе. 

Компания также диверсифицировала ассортимент своей продукции, чтобы больше не зависеть только от зарядного оборудования для электромобилей. Среди других продуктов Beam — электрозарядки для велосипедов BeamBike, для дронов UAV ARC, а также система для стихийных бедствий, которая включает в себя опреснитель для воды и доступ к связи на основе солнечной энергии BeamWell.

Акции падают 

Несмотря на попытки компании застраховаться от политической нестабильности в США, ее финансовые результаты значительно ухудшились. Согласно годовому отчету компании, ее выручка в 2024 году снизилась почти на 27%, по сравнению с годом ранее, до $49,3 млн. Большая часть выручки — $37,5 млн пришлась на США, во второй по значимости для бизнеса стране — Сербии — компания получила около $7 млн в 2024 году. Чистый убыток составил $11,3 млн, за год он уменьшился почти на 30%. 

«Хотя мы ожидали, что доход будет слабым, реальность оказалась намного мрачнее наших первоначальных прогнозов», — написали аналитики Freedom Broker в своем последнем отчете о компании, вышедшем 16 апреля. Аналитики прогнозировали, что в первом квартале 2025 года выручка компании составит $7,9 млн, что на 45% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако финансовые результаты за первый квартал оказались хуже: выручка Beam Global  составила $6,3 млн, то есть почти на 57% меньше, чем годом ранее. Причиной такого падения стала «неопределенность» в стратегии американского правительства относительно развития экологичного транспорта, объясняет компания в своем пресс-релизе. Beam Global не публиковала свои ожидания по годовой выручке, однако аналитики Freedom Global прогнозируют, что выручка компании за 2025 год составит $37,5 млн, что на 24% меньше, чем в предыдущем году.

Руководство Beam признает, что на ее показатели по-прежнему давит сокращение спроса со стороны американских госструктур, но ожидает восстановления за счет продаж в Европе во второй половине года. В начале мая компания сообщила о росте заказов на «зеленые» зарядные устройства: несмотря на падение спроса со стороны федеральных агентств, в первом квартале года у Beam было на 23% больше заказов, указано в заявлении сервиса. 

Кроме того, расширение бизнеса в Европе поможет смягчить влияние пошлин, которые Трамп ввел в этом году. Уже в первом квартале года компания рассказала, что 25% ее дохода приносят международные клиенты — это на 14% больше, чем годом ранее.

По планам Beam, cербский завод будет обеспечивать развитие продаж в ЕС, в то время как продукты для американского рынка производятся в Чикаго. По словам Уитли, компания закупает компоненты по всему миру, однако для американских клиентов старается делать продукты из американских составляющих. Она ориентируется на акт Build America Buy America, согласно которому государственные инфраструктурные проекты должны отдавать приоритет продуктам, сделанным на основе сырья из США.

Расширяется Beam и на Ближнем Востоке. В конце июня компания объявила о создании совместного предприятия в Объединенных Арабских Эмиратах с инвесткомпанией Platinum Group LLC. Компании создадут организацию под названием Beam Middle East LLC, которая будет продавать и производить устройства Beam. 

С начала года акции Beam упали более чем на 50%, до $1,6. Уитли объясняет падение нестабильной политической и экономической ситуацией и общим «медвежьим» трендом. «Я слежу за 30-40 публичными компаниями, которые задействованы в нашей отрасли. Некоторые из них — ужасные производители с плохой продукцией, плохими командами управления и отсутствием дисциплины. Другие — отличные компании с хорошей продукцией и сплоченными командами. Сейчас все их биржевые графики выглядят одинаково», — сказал он Oninvest. 

Поделиться