Сайфутдинова Венера

Венера Сайфутдинова

корреспондент Oninvest
WSJ увидела в буме ИИ тревожные параллели с пузырем доткомов / Фото: cliplab / Shutterstock.com

WSJ увидела в буме ИИ тревожные параллели с пузырем доткомов / Фото: cliplab / Shutterstock.com

Возвращение акций производителя сетевого оборудования Cisco Systems к ценовым уровням марта 2000 года на прошлой неделе стало поводом для новых сравнений текущего бума вокруг искусственного интеллекта с пузырем доткомов конца 1990-х, обращает внимание The Wall Street Journal (WSJ). 

Ряд ключевых мультипликаторов — от прогнозного P/E (соотношения цены и прибыли на акцию) и соотношения цены к денежному потоку, сравнивающей доходность акций и облигаций, — указывает на то, что рынок США выглядит наиболее дорогим за последние 25 лет, пишет газета. По оценке WSJ, подобная ситуация уже наблюдалась в период пузыря доткомов: тогда, как и сейчас, инвесторы закладывали в котировки ожидания ускоренного роста прибыли за счет новой технологии. Газета выделяет несколько сходств и отличий между текущим рынком и концом 1990-х годов.

Что указывает на сходство с эрой доткомов

— Надежды на рост. Так же, как в эпоху доткомов, когда компании оценивались, «исходя из надежды, что интернет откроет новую эру прибыли для еще не доказавших себя бизнес-моделей», сегодня рынок делает то же самое с искусственным интеллектом, пишет WSJ. Генеративный ИИ уже дал потребителям возможность пользоваться чат-ботами и инструментами для создания изображений. Однако в настоящее время такие продукты продаются по ценам, значительно ниже затрат, требуемых на их создание, что приводит к крупным убыткам ИИ-бизнесов, отмечает издание.

— Инвестиции. 25 лет назад интернет строился на глобальной сети оптоволоконных кабелей, проложенных телекоммуникационными компаниями. Это привело к масштабным корпоративным расходам, финансируемым за счет долга. Крупные языковые модели, лежащие в основе продвинутого ИИ, создаются на базе гигантских дата-центров, что также ведет к значительным корпоративным инвестициям, которые все чаще финансируются за счет заимствований, а также за счет денежных потоков Big Tech от их традиционных бизнесов, указывает WSJ.

В 2000 году масштабы вложений были колоссальными: в конце 1990-х более $100 млрд было инвестировано в строительство новых телекоммуникационных сетей. Оптоволокна оказалось настолько много, что значительная его часть простаивала без использования почти десять лет — до тех пор, пока интернет-трафик не вырос настолько, чтобы оправдать его задействование, напоминает WSJ. 

Гонка за строительством дата-центров выглядит еще более экстремальной: ведущие разработчики ИИ оперируют цифрами инвестиций в триллионы долларов.

Компании, продающие «кирки и лопаты» для этих бумов, также показывают выдающиеся результаты как сейчас, так и в конце 1990-х. В 2000 году речь шла о Cisco — производителе маршрутизаторов, необходимых для подключения интернета, а также телеком-компаниях. Сегодня эту роль играют Nvidia и другие производители чипов, поставляющие вычислительные мощности для дата-центров и получающие значительную прибыль.

— Рыночный дисбаланс. В 1999 году в индексе S&P 500 число падающих акций превышало число растущих. В то время, если акция относилась к интернет-сектору, она бурно росла, а если нет — интереса к ней почти не было. Сегодня примерно та же ситуация наблюдается вокруг искусственного интеллекта, отмечает издание. С начала этого года в минусе находятся 183 компании, или 37% индекса широкого рынка США. Все, что связано с ИИ — производители чипов, генераторы электроэнергии, поставщики оборудования для строительства дата-центров, — растет, тогда как значительная часть остального рынка снижается, пишет газета.

— Розничная торговля. Частные инвесторы снова играют ключевую роль на рынке и активно покупают акции небольших компаний, которые пока в основном остаются убыточными. Подобная ситуация уже наблюдалась во время пузыря доткомов в 2000 году, а также в 2021 году — на фоне бума SPAC, когда компании массово выходили на биржу через специальные структуры, а инвесторы активно скупали рискованные активы. В итоге убыточные малые компании заметно опережали по динамике прибыльные, но менее качественные бумаги, отмечает WSJ. 

Эта тенденция отражается в динамике индексов малых компаний и сейчас. За 12 месяцев, к середине октября 2025 года, индекс Russell 2000, в который входят небольшие компании независимо от их финансового результата, обогнал S&P 600, включающий только прибыльные компании, на 10 процентных пунктов. Ранее столь же заметное превосходство Russell 2000 над S&P 600 наблюдалось лишь три раза: в 1999–2000 годах, в 2020–2021 годах и в период восстановления рынка после минимума, достигнутого после краха доткомов в 2002 году, обращает внимание газета.

— Разговоры о пузыре. «Некоторые считают, что если все говорят о пузыре, значит его на самом деле нет», — пишет WSJ. Однако в 1999 году споры о пузыре шли полным ходом, даже когда он продолжал раздуваться. Сейчас происходит то же самое, отмечает издание.

Какие есть отличия?

Показатели выручки. Многие «чистые» дотком-компании 25 лет назад вообще не имели выручки, тогда как ИИ-компании как минимум уже осуществляют продажи.

Масштаб роста стоимости акций. Хотя акции Nvidia с начала 2025 года прибавили 54% к октябрьскому пику и 30% с учетом последующей корректировки, эти показатели все равно выглядят скромно по сравнению со скачками конца 1990-х, пишет WSJ. Cisco за месяц — с середины октября 1999 года — более чем удвоилась, напоминает издание. Apple прибавила 150% за тот год, а Intel выросла на 75% менее чем за три месяца в начале 2000-го.

В конечном итоге вопрос, является ли текущая ситуация на рынке пузырем, зависит от того, лопнет ли он, указывает WSJ. Если окажется, что ИИ не способен обеспечить ни обещанный рост производительности, ни высокую прибыль для своих создателей, сравнивать эту ситуацию будут не с ИИ-бумом, а с болезненными последствиями краха доткомов, заключает издание.

Поделиться