Индийский Google и оператор аэропорта Вьетнама: Азия стала инкубатором small-cap?

В последние годы азиатские экономики переживают бурный рост и привлекают внимание инвесторов / Фото: Shutterstock.com
В последние годы Южная и Юго-Восточная Азия привлекают инвесторов как кладезь новых идей и быстрорастущих компаний: азиатские экономики переживают бурный рост и трансформацию. Хотя основное внимание инвесторов по-прежнему сосредоточено на крупных корпорациях, малые компании в Азии также демонстрируют впечатляющие темпы роста и инновационность, и часто очень успешны в своих нишах. Индекс MSCI Asia Apex Small Cap 200, который отслеживает динамику 200 крупнейших и ликвидных компаний с малой капитализацией из состава широкого индекса MSCI AC Asia ex Japan Small Cap (то есть исключая Японию), за последние три года вырос на 79,8%, а с начала 2025 года прибавил почти 14%. Для сравнения индекс широкого рынка MSCI AC Asia Pacific за те же периоды вырос на 11,8% и 13,6% соответственно.
Аналитик Алдияр Ануарбеков выбрал три small-cap из разных частей Азии: Индии, Филиппин и Вьетнама. На примере компаний из разных отраслей видно, как проявляется экономический потенциал каждого региона. Малые компании здесь играют роль своеобразного зеркала экономики: MapmyIndia отражает цифровой подъем Индии, D&L — промышленную эволюцию Филиппин, SCSC — логистический бум экспортно-ориентированного Вьетнама. Подобные small-cap могут не только потенциально принести инвесторам высокую доходность, но и дать представление о фундаментальных изменениях в регионе.
Индийская C.E. Info Systems
Компания, больше известная как MapmyIndia, — яркий пример технологичной small-cap компании, процветающей на волне цифровой революции в стране. MapmyIndia стала своего рода местным Google Maps, предоставляя цифровые карты и геопространственное ПО для бизнеса, автомобилистов и государственных проектов.
Компания продает свои картографические технологии в формате B2B и B2G: ее карты предустановлены в миллионах автомобилей (включая модели крупнейших автопроизводителей Индии), используются в логистических сервисах, дронах для городского планирования и даже помогают властям в мониторинге инфраструктуры. Такой подход отличает ее от Google — основной источник дохода компании не реклама, а лицензирование и сервисы: это помогло обеспечить MapmyIndia стабильный рост с высокими маржинальными показателями.
В 2024 финансовом году (завершился 31 марта 2025) выручка MapmyIndia выросла на 22% по сравнению с годом ранее и составила 463,3 крора (1 крор равен 10 млн индийских рупий, по текущему курсу около $53,5 млн). EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации) выросла на 15%, до 179,9 крора ($20,8 млн), а чистая прибыль — на 10% и составила 147,6 крора ($17 млн). При этом маржа EBITDA сохранилась на высоком уровне, около 39%.
В четвертом квартале 2025 года рост был еще заметнее: выручка прибавила на 34% год к году, EBITDA — на 47%, чистая прибыль — на 28%, при марже EBITDA в 40%. Открытый портфель заказов вырос на 10%, что дает хорошую перспективу доходов на ближайшие годы. Руководство C.E. Info Systems прогнозирует годовую выручку свыше 1000 крор ($116 млн) к 2028 финансовому году.
Что с акциями
С начала года котировки C.E. Info Systems выросли примерно на 9,5%, превзойдя рост базового индийского индекса BSE Sensex в 6,5%. Высокая рыночная оценка — акции торгуются с коэффициентом 65 (P/E, соотношение рыночной стоимости и прибыли) — означает, что часть будущих успехов уже заложена в их текущей стоимости. Однако уникальное положение MapmyIndia — компания предоставляет решения для государственных цифровых инициатив и растущего частного спроса — дает ей возможность оправдать высокие ожидания.
Филиппинская компания D&L Industries
D&L — это пример того, как small-cap может вобрать в себя сразу несколько направлений развивающейся экономики. Компания была основана еще в 1963 году как семейное предприятие, сегодня D&L стала диверсифицированным производителем специализированных ингредиентов и сырья для самых разных отраслей: от пищевых компонентов до пластмасс и органической химии. По сути, D&L работает по модели B2B2C: компания разрабатывает и поставляет кастомизированные компоненты крупным производителям потребительских товаров. Это делает D&L барометром промышленного развития страны: расширение ее бизнеса отражает рост локального производства продуктов питания, косметики, бытовой химии и других товаров повседневного спроса. В 2014 году D&L полностью выкупила производителя экологичных химикатов и покрытий Chemrez Technologies. Это дало толчок новому витку роста: сейчас около 30% выручки группе приносит сегмент промышленных и строительных материалов.
Последние годы D&L укрепляет позиции в производстве специализированных ингредиентов и «зеленой» химии и показывает стабильный финансовый рост, хоть и не столь взрывной, как у компаний технологического сектора. В 2024 финансовом году выручка группы выросла на 21% и достигла 40,7 млрд филиппинских песо ($820 млн) по сравнению c 2023 годом — благодаря увеличению объемов продаж. В первом квартале 2025 года, когда обновленный завод компании в Батангасе начал полноценно работать, нарастив объемы производства, чистая прибыль увеличилась на 10% год к году, а по сравнению с последним кварталом 2024 года — на 28%. Особенно впечатляет экспорт: продажи за рубеж выросли на 69% и впервые составили 34% выручки.
Что с акциями
С начала года акции D&L подешевели примерно на 11,5%. По состоянию на начало июля 2025 года бумаги компании торговались на самых низких уровнях с апреля 2020-го, когда рынки находились в пике паники во время пандемии коронавируса. С технической точки зрения это выглядит как хорошая точка входа: потенциал роста акций компании 20–22% от текущей стоимости.
Вьетнамская Saigon Cargo Service Corporation (SCSC)
Пример small-cap компании, чье значение для экономики страны намного больше, чем скромный размер по рыночной капитализации. SCSC была создана в 2008 году специально для строительства и управления современным грузовым терминалом в Tan Son Nhat — крупнейшем аэропорту Вьетнама в Хошимине. К 2010 году терминал начал работу, и сегодня SCSC является одним из лишь двух операторов воздушного грузового терминала в Tan Son Nhat. По сути, компания работает в условиях дуополии, контролируя значительную часть авиационного грузопотока через экономическую столицу Вьетнама.
Эта стратегическая позиция позволила стать SCSC настоящей «денежной машиной»: обладая современными складами и перевалочной инфраструктурой, компания обслуживает как международные грузовые авиалинии, так и местных перевозчиков. При этом компания выигрывает от общего роста торговли и, в частности, роста объемов e-commerce.
На волне ориентира Вьетнама на экспорт такая ниша оказалась золотой жилой: страна превратилась в новую мировую производственную площадку, и объем ее внешней торговли взлетел до рекордных высот. Для контекста, за пять лет, с 2018 по 2023 годы, экспорт Вьетнама вырос с $266 млрд до $424 млрд, стремительно расширившись благодаря притоку иностранных инвестиций и стратегии «China+1» (подход, при котором международные компании переносят часть производства из Китая в другие страны Азии, не покидая Китай полностью). Заводы международных корпораций (Samsung, Intel, Apple и др.) растут по всей стране, и увеличение выпуска продукции требует надежной логистики. SCSC оказалась в нужном месте, в нужное время: особенно когда Китай столкнулся с проблемой торговых пошлин.
SCSC первой в стране получила престижный сертификат IATA CEIV Pharma для работы с фармацевтическими грузами. Это помогает привлекать новых клиентов: например, в 2024 году крупный международный перевозчик Qatar Airways начал сотрудничество с SCSC, что также увеличило объем обработки грузов.
Финансовые показатели SCSC впечатляют высокой рентабельностью и акционерной доходностью, редкой даже для инфраструктурных бизнесов. Так, в первом квартале 2025 года выручка SCSC увеличилась на 15% год к году до 266,3 млрд вьетнамских донгов ($10,4 млн), а чистая прибыль выросла на 12% до 169,9 млрд донгов ($6,6 млн). Чистая маржа компании в первом квартале 2025 года составила около 64%. По сути, две трети выручки SCSC превращаются в чистый заработок, что свидетельствует об отсутствии ценового давления и превосходной операционной эффективности.
Что с акциями
По сравнению с ценой на начало года акции SCSC подешевели примерно на 17%, до почти 67 тыс. донгов. Чтобы достичь 200-дневной скользящей средней (73 тыс.), они должны увеличиться еще на 9%. При этом, после падения до 52,4 тыс. донгов в апреле акции уже выросли в цене и могут прибавить еще почти 40%, чтобы достичь предыдущих максимумов (около 93 тыс. донгов).
SCSC щедро делится прибылью с акционерами: по итогам 2024 года дивиденды составили 6000 вьетнамских донгов ($0,20) на акцию — это почти 9,6% доходности. Такая, почти двузначная дивидендная доходность необычна для small-caps, но в случае SCSC отражает зрелость и стабильность ее бизнеса.