Президент США Дональд Трамп наблюдает за ударами по ядерным объектам Ирана из ситуационного центра / Фото: X / The White House

«Атомная бомба, висевшая под фюзеляжем самолета… сорвалась с разваливающегося в воздухе истребителя-бомбардировщика и продолжила свой полет на восток. Она упала далеко от того места, куда рухнули горящие остатки самолета, в пятидесяти метрах от дома фермера-друза… И вот теперь перед израильтянами встала проблема, которую невозможно было разрешить даже тем из них, кто обладал богатым воображением. Бомба находилась где-то на сирийской территории — но где точно? Какой из четырех самолетов нес ее? Где он разбился? Израильтяне не могли обратиться к сирийцам с просьбой о поисках. А что сказать американцам, у которых они с немалой ловкостью сумели приобрести «специальный ядерный материал», причем обе стороны этот факт категорически отрицали? Таким образом, атомная бомба лежала, погрузившись на два метра в грунт рядом с домом фермера, который, не подозревая о ее существовании, продолжал возделывать свое поле, тут и там усеянное камнями».

Такова завязка остросюжетного романа Тома Клэнси «Все страхи мира» (The Sum of All Fears), написанного в 1991 году. Книга легла в основу сценария одноименного фильма, вышедшего в 2002 году. Не буду раскрывать все детали, вдруг вы этот фильм еще не смотрели, он, кстати, очень неплохой.

Ближний Восток, война, пропавшее атомное оружие, за которым гоняются спецслужбы нескольких стран. Что-то этот сюжет нам напоминает из новейшей истории… Ах да, июньская атака Израиля и США на ядерные объекты Ирана и пропавшие неизвестно куда почти 409 кг высокообогащенного урана. Это уже не кино, тут все очень серьезно.

Хотели как лучше

Иранская ядерная программа была запущена в 1957 году при поддержке США — в то время страны дружили. Но Соединенные Штаты прекратили свою поддержку, когда иранский шах был свергнут во время Исламской революции в 1979 году, а на Иран были наложены суровые международные санкции.

Программу тем не менее Иран не прекратил — он всегда настаивал, что разрабатывает ее исключительно с мирными целями. Однако по мере того, как отношения между западными странами и Ираном накалялись, возникало все больше опасений, что страна тайком разрабатывает также ядерное оружие. В 2015 году США, Великобритания, Франция, Россия, Китай и Германия договорились с Ираном о «ядерной сделке», которая позволяла ему продолжать мирную ядерную программу под международным контролем в обмен на частичное снятие санкций.

В 2018 году президент США Дональд Трамп разорвал это соглашение, объявив его «одной из худших и наиболее односторонних сделок, в которые когда-либо вступали Соединенные Штаты». По его мнению, Иран использовал полученные в результате смягчения cанкций средства для укрепления своей ракетной программы, финансирования тайных усилий по созданию ядерного оружия и поддержки террористических организаций на Ближнем Востоке.

После этого Тегеран ограничил доступ международных инспекторов на свои ядерные объекты и начал наращивать обогащение и запасы урана, а также использовать современные центрифуги, пишет CNN.

Дальнейшие несколько раундов переговоров как с администрацией президента США Джо Байдена, так и президента Трампа успеха не принесли.

Особенно сильно иранской ядерной программой встревожен Израиль, что не удивительно, учитывая, что иранские лидеры не признают эту страну и не раз угрожали Израилю. Например, в 2020 году выступая по национальному телевидению Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил: «Сионистский режим — это смертоносная раковая опухоль, наносящая ущерб этому региону. Он, несомненно, будет искоренен и уничтожен».

Средства обогащения

Ключевой вопрос иранской ядерной программы — степень обогащение урана. Природный уран на 99,3% состоит из тяжелого изотопа уран-238 и только на 0,7% — из более легкого урана-235, который как раз и используется и для мирных атомных электростанций, и для создания ядерного оружия.

Для получения более высоких концентраций урана-235 используется процесс обогащения. Уран переводят в газообразную форму и подают в высокоскоростные центрифуги, где более тяжелый уран-238 «отжимается» центробежной силой к стенкам, а более легкий уран-235 скапливается в центральной части. Оттуда его отводят в следующую центрифугу, где он концентрируется еще сильнее, оттуда в следующую и так далее, в этом каскадном процессе концентрация урана-235 постепенно повышается.

Уран, используемый на атомных электростанциях, обычно обогащается примерно до 3,67%, для создания оружия его нужно обогатить до 90%.

В начале июня 2025 года появился доклад международного ядерного агентства МАГАТЭ, в котором утверждалось, что Иран быстро наращивает запасы высокобогащенного урана, в частности накопил уже 408,6 кг урана с уровнем обогащения 60%. По мнению экспертов, такого количества достаточно для создания 9-10 ядерных зарядов, если дообогатить его до 90% — и до этого момента остался «короткий технический шаг», писало AP.

В ответном заявлении Иран отверг все обвинения, назвал доклад МАГАТЭ «политически мотивированным» и «основанным на ненадежных и противоречивых источниках информации», а также напомнил, что утвержденная Хаменеи оборонная стратегия Ирана не предусматривает создания ядерного оружия. 

От себя отмечу, что ответа на логичный вопрос, зачем стране в таком случае запасы высокообогащенного урана, Иран в своих заявлениях так и не дал.

Лучше ужасный конец, чем ужас без конца

Переговоры США с Ираном по ядерной программе не продвигались, и ночью в пятницу 13 июня Израиль начал наносить массированные удары по иранским системам ПВО, местам запуска баллистических ракет, способных достичь Израиля. Целями операции стали также высшие руководители иранской армии, ядерные объекты и специалисты, участвовавшие в ядерной программе. По данным израильских военных, удары ВВС уничтожили 80 иранских зенитно-ракетных комплексов из примерно 100 в районах, где они действовали, около 200 из предполагаемых 400 иранских пусковых установок баллистических ракет, 15 иранских самолетов, 70 радаров, шесть аэропортов и авиабаз, более 35 объектов по производству ракет и средств ПВО и десятки командных центров, пишет The Times of Israel. Кроме того, Израиль ударил по иранским урановым обогатительным заводам в Натанзе и Фордо, неактивному атомному реактору в Араке и другим ядерным целям. Иран ответил атаками беспилотников и массированными ракетными обстрелами городов Израиля. 

Аналитики сразу отметили, что самый защищенный иранский ядерный объект -— обогатительный завод Фордо, укрытый примерно под 90 метрами скалы и бетона, который практически невозможно повредить обычными противобункерными бомбами.  

Единственным оружием, способным сделать это, журнал Scientific American назвал американскую супербомбу GBU-57/B весом около 14 тонн, вероятно, самое мощное неядерное оружие в мире. А единственный самолет, способный нести такие бомбы — американский бомбардировщик-«невидимка» B-2. Ни того, ни другого на вооружении у Израиля нет, этим оружием обладают только США.

Вероятно, израильские атаки на иранское ПВО помогли «расчистить» небо для союзника, и в ночь на 22 июня США вступили в игру. Семь бомбардировщиков B-2 Spirit проникли в воздушное пространство Ирана и нанесли удары 14 бомбами GBU-57/B по обогатительным заводам в Фордо и Натанзе, кроме того подводная лодка дала залп крылатыми ракетами «Томагавк» по ядерному объекту Ирана в Исфахане.

«Я могу сообщить миру, что удары стали впечатляющим военным успехом. Ключевые объекты Ирана по обогащению урана были полностью и бесповоротно уничтожены», — заявил Трамп в обращении к нации после завершения операции, получившей название «Ночной Молот». Однако так ли это?

Охота за ураном

Уже в среду 25 июня портал CNN со ссылкой на анонимные источники опубликовал выдержки из секретного доклада разведки, в котором утверждалось, что ядерные объекты только повреждены, центрифуги сохранились, обогащенный уран был заранее вывезен в другое место и, таким образом, ядерная программа Ирана вовсе не уничтожена, а лишь немного задержана  — если до атаки срок создания Ираном первой атомной бомбы оценивался в три месяца, то теперь это шесть месяцев. С аналогичным материалом вышла и The New York Times.

Руководители ЦРУ и Национальной разведки США в тот же день выступили с официальными заявлениями о том, что иранская программа «отброшена на годы”, передает ABC.

Трамп ответил критикам яростными постами в соцсети Truth Social, в которых потребовал уволить работавших над публикациями журналистов за «ложь» и «попытки оболгать наших патриотических пилотов, которые проделали великолепную работу!»

Более осторожные эксперты отмечают, что оценить истинный масштаб разрушений, особенно на таком глубинном объекте как Фордо, крайне затруднительно без инспекции на месте, к чему, от себя добавлю, Иран в данный момент вряд ли расположен, несмотря на заключенное с Израилем перемирие.

Институт науки и международной безопасности (The Institute for Science and International Security) сделал наиболее полный разбор произошедшего, из тех, что мне удалось найти в открытом доступе. 

Проведенный его специалистами подробный анализ как современных так и исторических космических снимков показывает, что противобункерные бомбы по-видимому, очень точно попали в уязвимые точки комплексов Натанза и Фордо, в результате чего объекты «вероятно, серьезно повреждены или разрушены».

Однако то же исследование указывает, что буквально за день до атаки около объекта Фордо была замечена колонна грузовиков, это может указывать на то, что Иран пытался вывезти оттуда обогащенный материал и самое ценное оборудование, отмечают специалисты Института. Хотя есть и другая версия — туда, напротив, что-то привезли, чтобы спрятать на самом защищенном ядерном объекте.

Bloomberg пишет, что 409 кг урана могут храниться в 16 транспортных контейнерах высотой около 1 метра и весом около 25 кг каждый. Иными словами, его легко можно увезти не только на грузовике, но и на нескольких легковых машинах.

«Где теперь иранский уран?», — задаются вопросом Bloomberg, Financial Times, The New York Times. Иранцы неофициально намекают, что о нем «позаботились», но это, возможно блеф.

А уж как это интересно разведкам, особенно израильской! 

«Израильская разведка, как ожидается, будет охотиться в Иране, даже в условиях прекращения огня, на не уничтоженные остатки, такие как ядерные материалы, центрифуги и мощности по производству ядерного оружия», — пишет Институт науки и международной безопасности.

Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху на пресс-конференции 22 июня заявил, что у властей страны «есть интересная развединформация» о местонахождении этого урана, но более подробно вдаваться в тему не стал. Возможно, это тоже блеф. Чтобы, например, вспугнуть Иран и побудить перепрятать спрятанное, выдав себя в процессе.

Трудно сказать, Ближний Восток, воистину, дело очень тонкое.

Поделиться