Американские бомбардировщики B-2 сбросили шесть противобункерных бомб на подземный ядерный объект в Иране / Фото: shutterstock/AMMHPhotography

США нанесли удары по Ирану, поразив три ядерных объекта. Это означает прямое вооруженное столкновение между США и Ираном. Ранее Тегеран угрожал в случае вмешательства Вашингтона нанести удар по американским военным базам на Ближнем Востоке. Аналитики также допускают перекрытие Ираном Ормузского пролива, через который проходит около 20% мирового нефтетрафика. 

Детали

Президент США Дональд Трамп в ночь на 22 июня сообщил в соцсети Truth Social, что американские ВВС нанесли удар по ядерным объектам в Иране.

«Мы успешно завершили атаку на три ядерных объекта в Иране — Фордо, Натанз и Исфахан. Все самолеты покинули воздушное пространство Ирана. На основной объект — Фордо — был сброшен полный боекомплект бомб», — заявил президент США.

В обращении к нации Трамп также заявил, что США готовы нанести по Ирану новые удары, если тот не заключит мир.

21 июня несколько бомбардировщиков B-2 ВВС США вылетели с авиабазы в Миссури и направились на запад через Тихий океан, писало агентство Reuters. Эти самолеты — одни из немногих в арсенале США, способных нести бомбу GBU-57 Massive Ordnance Penetrator (MOP) массой 13,6 тон, известную как «противобункерная бомба».

По данным Fox News, США применили шесть противобункерных бомб при ударах по иранскому ядерному объекту Фордо. Бомбы были сброшены с американских бомбардировщиков-невидимок B-2. А при атаках на объекты в Натанзе и Исфахане было использовано 30 ракет «Томагавк», запущенных с американских подводных лодок.

Основной удар по подземной базе в Фордо был нанесен, поскольку именно там Иран обогащал уран до уровней, приближающихся к оружейным, поясняет Fox News.

Иранский чиновник, слова которого приводит информационное агентство Tasnim, подтвердил, что часть объекта в Фордо подверглась «вражеским авиаударам», пишет Reuters.

Что это значит

Решение атаковать Иран снова вовлекает США в активные боевые действия на Ближнем Востоке — то, чего Трамп обещал избежать в своем втором президентском сроке, отмечает CNBC. 

 Теперь дипломатический путь для достижения соглашения по иранской ядерной программе, возможно, окончательно закрыт, констатирует телеканал. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи недавно заявил, что «любое военное вторжение США неизбежно приведет к непоправимому ущербу».

«Если они решат действовать военным путем, то столкнутся с таким уроном, от которого не смогут оправиться», — добавил он в заявлении, зачитанном по иранскому государственному телевидению (цитата по CNBC).

Еще неделю назад США начали эвакуацию семей военнослужащих из стран Ближнего Востока, где есть военные базы, допуская, что Иран может нанести по ним удар. 

Еще один из возможных шагов Ирана, который может напрямую повлиять на мировую экономику и логистические цепочки, — это минирование Ормузского пролива, отметила в эфире CNBC руководитель отдела стратегии на сырьевых рынках RBC Capital Markets Халима Крофт.

Узкий водный путь между Ираном и Оманом является транзитным маршрутом примерно для 20% всей мировой нефти, перевозимой танкерами. Установка мин фактически парализовала бы движение в проливе. По словам Крофт, компания QatarEnergy и Министерство судоходства Греции уже предупредили свои суда избегать Ормузского пролива по возможности после того, как Иран начал глушить сигналы GPS в проливе, что привело к столкновению нескольких танкеров.

Ожидается, что после субботнего удара США по иранским ядерным объектам появятся новые подобные предупреждения, пишет CNBC.

Как это влияет на цены на нефть

С начала ударов Израиля по Ирану нефть подорожала примерно на 10%. Поскольку поставки нефти пока не нарушены, WTI и Brent к закрытию торгов в пятницу оставались ниже отметки в $80 за баррель. Однако риск перебоев в поставках может спровоцировать резкий скачок цен по мере нарастания конфликта, отметил CNBC.

Один из рисков в том, что руководство Ирана, скорее всего, нацелится на региональные нефтяные объекты, если почувствует, что само его существование находится под угрозой, говорят аналитики, опрошенные CNBC. Дальнейшая политическая дестабилизация в Иране «может привести к значительному и устойчивому росту цен на нефть», предупредила глава глобальных сырьевых исследований JPMorgan Наташа Канева, в заметке, которую приводит телеканал.

Согласно данным JPMorgan, с 1979 года в крупных странах-производителях нефти произошло восемь случаев смены режима правления. В результате таких событий цены на нефть в среднем достигали пикового роста на 76%, а затем стабилизировались примерно на уровне на 30% выше по сравнению с докризисным.

Так, по данным банка, после Исламской революции в Иране 1979 года цены на нефть почти утроились за период с середины 1979 по середину 1980 года. Это спровоцировало мировую экономическую рецессию.

По данным JPMorgan, революция в Ливии, в результате которой в 2011 году был свергнут Муаммар Каддафи, вызвала скачок цен на нефть с $93 за баррель в январе до $130 в апреле того же года. Этот рост цен совпал с европейским долговым кризисом и едва не привел к глобальной рецессии, отмечает банк.

Смена режима правления в Иране оказала бы куда более сильное влияние на мировой рынок нефти, чем события в Ливии в 2011 году, поскольку Иран — гораздо более крупный поставщик углеводородов, подчеркнул в интервью CNBC генеральный директор консалтинговой фирмы Rapidan Energy Group Скотт Моделл, бывший сотрудник ЦРУ и эксперт по Ирану, служивший на Ближнем Востоке.

«Рынок начнет учитывать возможность потери более трех миллионов баррелей в сутки только тогда, когда появятся серьезные признаки того, что государство парализовано и смена режима становится реальной», — сказал он.

Если правительство Ирана придет к выводу, что оказалось в ситуации экзистенциальной угрозы, оно может задействовать свой арсенал ракет малой дальности против энергетических объектов региона и танкеров в Персидском заливе, предупредила глава отдела глобальной стратегии по сырьевым товарам в RBC Capital Markets Халима Крофт.

Поделиться